Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4306/2022 ~ М-3478/2022 от 08.07.2022

Дело № 2-4306/2022

УИД 21RS0025-01-2022-004833-45

                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2022 года город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмаковой Марины Васильевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации, начальнику отдела установления пенсий № 8 Стариковой Н.М., заместителю начальника отдела контроля установления пенсий Павлову А.И., заместителю начальника управления установления пенсий Антоновой Э.М. о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в страховой стаж для определения права на пенсию период нахождения в отпуске по уходу за ребенком,

установил:

действуя через своего представителя Смирнова И.В., Шмакова М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее Отделение ПФР по Чувашской Республике-Чувашии, пенсионный орган), начальнику отдела установления пенсий Стариковой Н.М., заместителю начальника отдела контроля установления пенсий Павлову А.И., заместителю начальника управления установления пенсий Антоновой Э.М. о признании незаконным решения в части невключения в страховой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить указанный период в страховой стаж для определения права на пенсию.

Требования мотивированы тем, что решением Отделения ПФР по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. По подсчету пенсионного органа страховой стаж составил 35 лет 2 месяца 13 дней, при этом на основании части 1 статьи 11, пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в его подсчет не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучения в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также в связи с отсутствием на ИЛС сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Не соглашаясь с решением в части невключения в страховой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, истица приводит нормы законодательства, действовавшие в спорный период, предусматривавшие, по ее мнению, включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о его рассмотрении, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (части 1, 2 статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Основания возникновения, порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу части 1 статьи 8 названного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ и с учетом положений, предусмотренных Приложением № 6 к нему, право на страховую пенсию по старости для женщин 1966 года рождения возникает по достижении возраста 58 лет при наличии в 2024 году страхового стажа не менее 15 лет и минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере 28,2.

На основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона, то есть периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Из материалов дела следует что, Шмакова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Отделение ПФР по Чувашской Республике-Чувашии с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ.Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ года № истице отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, – 37 лет (для женщин) в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ. Согласно расчету пенсионного органа страховой стаж истца составил 35 лет 2 месяца 13 дней.

Согласно решению в страховой стаж не был включен, в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не может быть отнесен к периодам работы и (или) иной деятельности, предусмотренным частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ, а также к периодам получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. На дату обращения с заявлением возраст заявителя составил 55 лет.

Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 этого закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 400-ФЗ, - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не входят. Возможность включения в страховой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8, частью 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ не предусмотрена.

В связи с тем, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, ограничен и расширительному толкованию не подлежит, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 этого же закона, не относится к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, у истицы на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста составил менее 37 лет, что является недостаточным для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 названного Федерального закона, пенсионным органом правомерно отказано истцу в назначении пенсии.

С учетом изложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Доводы истца о том, что ее отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, в этот период действовала статья 167 КЗоТ РСФСР, поэтому он подлежит включению в страховой стаж, отклоняется судом, поскольку действующее пенсионное законодательство не позволяет включать в страховой стаж иные периоды трудовой деятельности помимо тех, что указаны в части 1 статьи 11 и пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" для назначения пенсии лицам, указанным в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

При этом согласно положениям частей 8 и 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений законодательства, действовавшего в период выполнения работы (деятельности), и без применения правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на данный вид досрочной страховой пенсии в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 37 лет (для женщин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, предъявленных к начальнику отдела установления пенсий Стариковой Н.М., заместителю начальника отдела контроля установления пенсий Павлову А.И., заместителю начальника управления установления пенсий Антоновой Э.М., суд исходит из того, что должностные лица являются ненадлежащими ответчиками по категории дел об оспаривании решений пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, какие-либо конкретные действия (бездействие) указанных лиц истцом не обжалуются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Шмаковой Марины Васильевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации, начальнику отдела установления пенсий Стариковой Н.М., заместителю начальника отдела контроля установления пенсий Павлову А.И., заместителю начальника управления установления пенсий Антоновой Э.М. о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включить в страховой стаж для определения права на пенсию период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий судья                     А.Л. Михайлова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-4306/2022 ~ М-3478/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шмакова Марина Васильевна
Ответчики
начальник отдела установления пенсий № 8 Н.М. Старикова
ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии
Заместитель начальника отдела контроля установления пенсий А.И. Павлов
Заместитель начальника управления установления пенсий Э.М. Антонова
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Михайлова А.Л.
Дело на странице суда
moskovsky--chv.sudrf.ru
08.07.2022Регистрация административного искового заявления
08.07.2022Передача материалов судье
13.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2022Судебное заседание
21.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2022Дело оформлено
27.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее