72RS0014-01-2023-010139-38
Дело № 21-433/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень | 13 декабря 2023 года |
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Департамента здравоохранения Тюменской области на решение судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 03 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента здравоохранения Тюменской области,
у с т а н о в и л:
Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее также - МО по ОИП УФССП России по Тюменской области) Барановой И.Н. от 30 августа 2023 года Департамент здравоохранения по Тюменской области привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Департамент здравоохранения Тюменской области обратился в Ленинский районный суд г.Тюмени с жалобой, в которой поданной представителем по доверенности от 29 декабря 2022 года (л.д.16) Чиквиладзе Д.Т. изложена просьба об отмене постановления, указывая, что у Департамента отсутствовала правовая возможность и временная объективная возможность на исполнение требований исполнительного документа. Неоднократно судебному приставу-исполнителю пояснялись причины и уважительность неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. При составлении бюджета Тюменской области на 2022 год на нужды системы здравоохранения региона не была учтена необходимость приобретения расходных материалов (за исключением сенсоров), в связи с чем Департаменту требуется осуществить процедуру выделения денежных средств из бюджета области. На данный момент подведомственным Департаменту учреждением «ГАУЗ ТО «Городская поликлиника №4» в Департамент направлен пакет документов на получение финансирования, на подписании находится соглашение о предоставлении целевой субсидии на приобретение расходных материалов к инсулиновой помпе для З.Д.И.. При этом УФССП по Тюменской области было проинформировано о том, что закупка расходных материалов осуществляется в рамках законодательства о торгах и сроки выделения денежных средств или заключения контракта не могут быть ускорены, на проведение закупки и заключение договора потребуется не менее 35 дней. З.Д.И. обеспечен расходными материалами до конца 2023 года. 17 мая 2022 выдан лекарственный препарат «ГлюкаГен». В настоящее время, для последующей выдачи лекарственного препарата, учреждением осуществляется сбор коммерческих предложений для дальнейшего осуществления закупки.
Определением судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 11 сентября 2023 года жалоба представителя Департамента здравоохранения Тюменской области Чиквиладзе Д.Т. на постановление по делу об административном правонарушении от 30 августа 2023 года направлена для рассмотрения по подведомственности в Центральный районный суд г.Тюмени.
Решением судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 03 ноября 2023 года постановление от 30 августа 2023 года оставлено без изменения, жалоба Департамента здравоохранения Тюменской области без удовлетворения.
С данным решением не согласен Департамент здравоохранения Тюменской области. В жалобе в вышестоящий суд содержится просьба об отмене решения от 03 ноября 2023 года и принятии по делу нового решения об отмене постановления должностного лица от 30 августа 2023 года, приводятся доводы, аналогичные изложенным в жалобе в районный суд. Указывается, что суд не учел отсутствие у Департамента правовой и временной объективной возможности исполнения требований исполнительного документа.
Должностное лицо административного органа – МО по ОИП УФССП России по Тюменской области в заседание суда не явилось. Учитывая его надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения жалобы, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, полагаю возможным рассмотреть жалобу Департамента здравоохранения Тюменской области в отсутствие должностного лица административного органа.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав объяснения представителя Департамента здравоохранения Тюменской области Чиквиладзе Д.Т., настаивавшего на доводах жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава МО по ОИП УФСИН по Тюменской области Барановой И.Н. от 30 августа 2023 года Департамент здравоохранения по Тюменской области привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Оставляя без изменения вынесенное в отношении Департамента здравоохранения Тюменской области постановление, судья районного суда исходил из того, что в его действиях имеется состав административного правонарушения, порядок и сроки привлечения его к административной ответственности не нарушены.
Однако решение судьи районного суда не может быть признано законным, учитывая следующее.
Согласно статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 – 30.3, 30.9, 30.10 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Таким образом, территориальная подсудность рассмотрения дел по жалобам на постановления должностных лиц по делам об административных правонарушениях определяется, исходя из места рассмотрения дела об административном правонарушении.
Соответствующая правовая позиция изложена в п. 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года.
При этом, разъяснения, приведенные в абзаце втором пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», к рассматриваемой ситуации неприменимы.
Положениями части 4 статьи 30.2 КоАП РФ установлено, что в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
Аналогичные положения отражены в пункте 3 части 1 статьи 30.4, части 3 ст. 30.7 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава МО по ОИП УФСИН по Тюменской области Барановой И.Н. от 30 августа 2023 года вынесено по адресу: г.Тюмень, ул. Одесская, д.48а/2, который относится к юрисдикции Ленинского районного суда г. Тюмени.
Учитывая изложенное, жалоба на постановление должностного лица рассмотрена судьей Центрального районного суда г.Тюмени с нарушением правил территориальной подсудности.
При этом то обстоятельство, что указанная жалоба была направлена в Центральный районный суд г.Тюмени определением судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 11 сентября 2023 года, не свидетельствует о законности решения судьи Центрального районного суда г.Тюмени.
Разрешение дела с нарушением правил подведомственности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Указанные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, неустранимыми, в связи с чем обжалуемое решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 03 ноября 2023 года не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30.7, частью 3 ст. 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление (решение) было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 03 ноября 2023 года подлежит отмене, дело направлению на рассмотрение по подведомственности в Ленинский районный суд г. Тюмени.
В связи с отменой решения судьи районного суда по указанному основанию суд не входит в обсуждение доводов жалобы, поскольку они подлежат оценке при рассмотрении дела Ленинским районным судом г.Тюмени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 03 ноября 2023 года отменить, дело по жалобе Департамента здравоохранения Тюменской области на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Барановой И.Н. от 30 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить в Ленинский районный суд г. Тюмени для рассмотрения по подведомственности.
Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова