Решение в окончательной форме вынесено 11.09.2020г.
Дело 76RS0011-01-2020-000941-95
Дело № 2-749/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07.09.2020 г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Долгощиновой О.В.,
при секретаре Тихоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муравьева С.В. к Администрации Угличского муниципального района Ярославской области о признании права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л :
Муравьев С.В. на основании договора купли-продажи от 22.01.2011г. является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером № площадью 1722 кв.м., из земель населенных пунктов с разрешенным использованием- для ведения ЛПХ, расположенных по адресу: <адрес>
Муравьев С.В. обратился в суд с иском к Администрации УМР, в котором указал, что в 2020г. на принадлежащем ему земельном участке, с целью улучшения своих жилищных условий, он возвел новый двухэтажный жилой дом общей площадью 141,4 кв.м., который обладает признаками самовольной постройки, поскольку разрешения на строительство Муравьев С.В. не получал. Истец полагал, что такое разрешение не требуется, в связи с тем, что дом расположен в границах принадлежащего ему земельного участка, смежных землепользователей у него не имеется. С целью узаконить самовольную постройку, Муравьевым С.В. в орган местного самоуправления было подано уведомление о планируемом объекте строительства. По результатам его рассмотрения, УМИГиЗО Администрации УМР 29.06.2020г. выдано уведомление № 020 о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта установленным требованиям противопожарной защиты в части несоблюдения минимального противопожарного расстояния до соседнего строения ( старого жилого дома, также принадлежащего истцу), которое при обязательном расстоянии в 15 метров, фактически составляет 10 метров.
В соответствии с техническим планом здания, изготовленным по заказу истца кадастровым инженером Дорошкевич С.С., площадь построенного дома составляет 141,4 кв.м. При этом, с одной стороны земельный участок, принадлежащий Муравьеву С.В., ограничен рекой Пукшей, с другой- проездом, с двух других со стороны смежных землепользователей ближайшие строения расположены на значительном расстоянии ( более 50м). Т.о., противопожарное расстояние в 10м между жилыми домами, расположенными на земельном участке Муравьева, ничьих прав не нарушает. По обращению истца, ООО «Виктория» проведена строительно-техническая экспертиза построенного жилого дома, по результатам которой установлено, что работы по строительству жилого дома выполнены в соответствии с действующими нормами и правилами, не нарушают прав других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с указанным, Муравьев С.В. просит признать за ним право собственности на указанный выше жилой дом.
Истец Муравьев С.В. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие. Его представитель по доверенности- Микушев В.В. в суде заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации УМР и третьего лица Управления муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений Администрации УМР Невская Э.В., третье лицо МО по Угличскому и Мышкинскому районам Управления Росреестра по Ярославской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, просили вынести решение на усмотрение суда, возражений на иск не представили.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Муравьев С.В. на основании договора купли-продажи от 22.01.2011г. является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером № площадью 1722 кв.м., из земель населенных пунктов с разрешенным использованием- для ведения ЛПХ, расположенных по адресу: <адрес> В 2020г. истец на принадлежащем ему земельном участке, с целью улучшения своих жилищных условий, возвел новый двухэтажный жилой дом общей площадью 141,4 кв.м.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям строительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно пунктам 26, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3).
Данное законоположение, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, - с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года), согласно которым право собственности на самовольное строение может быть признано и в случае возведения его без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен гражданину по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, - направлено на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Определения от 29 января 2015 года N 101-О и от 24 марта 2015 года N 658-О).
Из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, следует, что признание права собственности на самовольный объект недвижимости в судебном порядке законодатель связывает с исключительными обстоятельствами, в силу которых он может быть вовлечен в гражданско-правовой оборот, препятствующими в административном порядке получить правоустанавливающие документы на созданный объект капитального строительства.
Таким образом, совокупность юридически значимых обстоятельств позволяет идентифицировать самовольную постройку как объект права в гражданско-правовом обороте, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; установление факта необходимости получения разрешения для ее возведения; определения ее соответствия градостроительным нормам и правилам, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о создании угрозы жизни и здоровью граждан.
Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению Управления муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений Администрации УМР от 29.06.2020г. № 020 на обращение Муравьева С.В., имеет место несоответствие параметров объекта строительства обязательным требованиям, установленным СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» в части требования к противопожарному расстоянию до соседнего жилого дома (менее 15 м).
В соответствии с данными технического плана здания от 29.06.2020 г. общая площадь построенного жилого дома составляет 141,4 кв.м.
Из анализа заключения ООО «Виктория» о возможности эксплуатации построенного индивидуального жилого дома от 10.07.2020 г., следует, что строительство жилого дома осуществлено Муравьевым С.В. на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером №, с целевым использованием- для ведения ЛПХ, по адресу: <адрес>. На данном участке также расположен старый жилой дом площадью 41,9 кв.м. Установлено, что расположение жилых домов на участке соответствует требованиям Правил землепользования и застройки Головинского сельского поселения в части отступов от границ участка, высоты дома, требований по соблюдению противопожарных расстояний до существующих соседних жилых домов. Часть старого жилого дома снесена, оставшаяся еще используется, новый дом расположен от оставшейся части старого на расстоянии 10м. Каких-либо претензий от соседей за время строительства жилого дома не поступало, предписаний о нарушении санитарных и пожарных норм со стороны соответствующих служб и администрации города не имелось. Осуществленные работы по строительству соответствуют строительным, санитарным, и противопожарным нормам и правилам, выполнены качественно, нарушений не установлено. Строение не нарушает права третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровья граждан. Построенный жилой дом можно использовать по назначению.
Несоблюдение противопожарного расстояния между жилыми домами на участке Муравьева С.В., о котором указывает орган местного самоуправления в своем уведомлении от 29.06.2020г., по мнению проектной организации, не противоречит требованиям действующих норм и правил о пожарной безопасности, поскольку такое расстояние не нормируется в соответствии с действующим законодательством.
Расстояние до ближайших соседних строений соответствует п. 4.13 СП 4.13130.2013, установленному МЧС России от 24.04.2013 г. № 288 и составляет более 50м.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права и установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на возведенный жилой дом не имеется, поскольку строительство жилого дома осуществлено истцом на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, объект недвижимости соответствует строительно-техническим, санитарным, экологическим нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Ответчик в своем отзыве не возражал против признания за истцом права на спорный жилой дом.
При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования о признании за истцом права собственности на возведенный им жилой дом общей площадью 141,4 кв.м. Руководствуясь ст.ст. 194, 198- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
признать за Муравьевым С.В. право собственности на жилой дом, общей площадью 141,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с данными технического плана здания от 29.06.2020г., выполненного кадастровым инженером Дорошкевич С.С.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня внесения в окончательной форме.
Судья: О.В. Долгощинова