Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2024 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хлыстовой Е.В.,
при помощнике Добиной Д.Д.,
с участием административных истцов Новиковой Т.В., Бадретдиновой И.П., Тавойкиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-517/2024 по административному исковому заявлению Новиковой Татьяны Владимировны, Бадретдиновой Ирины Петровны, Тавойкиной Екатерины Михайловны об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Новикова Татьяна Владимировна, Бадретдинова Ирина Петровна, Тавойкина Екатерина Михайловна обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором просила суд установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадь: 19,5 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 510 446 рублей 42 копейки,
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадь: 29,1 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 761 743 рубля 12 копеек,
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадь: 148,7 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 920 412 рублей 98 копеек,
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадь: 20,7 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 541 858 рублей 51 копейка.
Требования мотивированы тем, что указанные объекты недвижимости на праве собственности принадлежат административным истцам, кадастровая стоимость объектов недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество.
На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просил заявленные требования удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела, административные истцы уточнили заявленные административные исковые требования, просили суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в соответствии с результатами проведенной по делу судебной экспертизы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административный иск с дополнением, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что уточненные требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Новиковой Т.В. на праве собственности принадлежат:
нежилое помещение с кадастровым номером №, площадь: 19,5 кв.м., местоположение: <адрес>,
нежилое помещение с кадастровым номером №, площадь: 29,1 кв.м., местоположение: <адрес>,
Бадретдинову И.П. на праве собственности принадлежит:
нежилое помещение с кадастровым номером №, площадь: 148,7 кв.м., местоположение: <адрес>,
Тавойкиной Е.М. на праве собственности принадлежит:
нежилое помещение с кадастровым номером №, площадь: 20,7 кв.м., местоположение: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451, по состоянию на 01.01.2021 определена кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером № в размере 1068724 рубля 41 копейка, помещения с кадастровым номером № в размере 1587760 рублей 89 копеек, помещения с кадастровым номером № в размере 7674439 рублей 71 копейка, помещения с кадастровым номером № в размере 1133859 рублей 06 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости помещений в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец в обоснование своих требований представил отчет об оценке ООО «НПО «Азимут» от 10.12.2023 № 049-ФЛ, согласно которым по состоянию на 01.01.2021 рыночная стоимость помещений составляет: с кадастровым номером № – 510 446 рублей 42 копейки, помещения с кадастровым номером № – 761 743 рубля 12 копеек, помещения с кадастровым номером № – 3 920 412 рублей 98 копеек, помещения с кадастровым номером № – 541 858 рублей 51 копейка.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно экспертному заключению ООО «Центр независимой оценки» от 01.04.2024, по состоянию на 01.01.2021 года рыночная стоимость помещений составляет: с кадастровым номером № – 645 848 рублей 82 копейки, помещения с кадастровым номером № – 963 805 рублей 16 копеек, помещения с кадастровым номером № – 3 823 561 рубль 86 копеек, помещения с кадастровым номером № – 685 593 рубля 36 копеек.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.
Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость помещений не является произвольной, при оценке объектов недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объектов исследования, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объекта недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Возражений относительно выводов судебной экспертизы, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертиз не заявлено. Кроме того, представитель административного истца уточнил заявленные административные исковые требования в соответствии с выводами заключения судебной экспертизы.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости помещений в соответствии с отчетами об оценке не имеется, поскольку заключение судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости помещений равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2021, подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что дата обращения административного истца с иском в суд 25.12.2023, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Новиковой Татьяны Владимировны, Бадретдиновой Ирины Петровны, Тавойкиной Екатерины Михайловны об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадь: 19,5 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 645 848 рублей 82 копейки.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадь: 29,1 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 963 805 рублей 16 копеек.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадь: 148,7 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 823 561 рубль 86 копеек.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадь: 20,7 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 685 593 рубля 36 копеек.
Дата подачи административного иска в суд 25.12.2023.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.05.2024.
Судья: (подпись) Е.В. Хлыстова
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья:
Помощник: