Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-426/2020 ~ М-413/2020 от 28.09.2020

55RS0016-01-2020-000823-30

Дело № 2-426/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Кормиловка                             28 декабря 2020 года

Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бочаровой У.В.,

при секретаре судебного заседания Споденейко О.В., помощнике судьи Чепилко Е.А.,

с участием помощника прокурора Кормиловского района Маслова К.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. прокурора <адрес>, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся МДОУ «Кормиловский детский сад «Солнышко» к МДОУ «Кормиловский детский сад «Солнышко», Комитету по образованию Администрации Кормиловского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия выразившемся в длительном неисполнении требований законодательства о защите прав инвалидов и возложении обязанности установить при входе в здание информационную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях, вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка законодательства о защите прав инвалидов и несовершеннолетних в деятельности МДОУ «Кормиловский детский сад «Солнышко», в ходе которой установлено, что при входе в здание МДОУ «Кормиловский детский сад «Солнышко» информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях, вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, отсутствуют. Невыполнение МДОУ «Кормиловский детский сад «Солнышко» требований законодательства о защите прав инвалидов нарушает права неопределенного круга лиц на достойную жизнь и свободное развитие. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Учредителем данного бюджетного образовательного учреждения является Комитет образования администрации Кормиловского муниципального района. В связи с указанными выше нарушениями ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в образовательное учреждение с требованием об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представление признано обоснованным, однако, согласно ответу образовательного учреждения в настоящее время устранить выявленные нарушения не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования на указанные расходы. Отсутствие финансирования не может быть признано уважительной причиной несоблюдения действующего законодательства. Просил признать незаконным бездействие МДОУ «Кормиловский детский сад «Солнышко», выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства о защите прав инвалидов. Возложить на МДОУ «Кормиловский детский сад «Солнышко» обязанность установить при входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> и <адрес>, информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях, вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 7.1.8 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35 01 2001», утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Комитет образования администрации Кормиловского муниципального района профинансировать мероприятия, связанные с установкой при входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> и <адрес>, информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях, вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 7.1.8 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35 01 2001», утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 представил уточненное исковое заявление, в котором прокурор просит признать незаконным бездействие МДОУ «Кормиловский детский сад «Солнышко», выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства о защите прав инвалидов. Возложить на МДОУ «Кормиловский детский сад «Солнышко» обязанность установить при входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> и <адрес>, информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях, вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 8.1.6 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр), в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Комитет образования администрации Кормиловского муниципального района профинансировать мероприятия, связанные с установкой при входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> и <адрес> информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях, вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 8.1.6 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр). Кроме того, представил акт обследования образовательных учреждений на предмет наличия технической возможности для установки мнемосхемы.

Представитель ответчиков ФИО4 в судебном заседании не возражала относительно исковых требований прокурора.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 273-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании п. «и» ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) установлено, что данный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения и устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 384-ФЗ жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с ч. 7 ст. 30 Федерального закона № 384-ФЗ проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:

1)    досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2)    безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ определено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 381-ФЗ) установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика и др.

Из п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Порядок обеспечения условий доступности объектов в сфере образования) следует, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно п. 8.1.6 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр) (далее - СП 59.13330.2016) при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

На основании п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют финансовое обеспечение муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что при входе в здание МДОУ «Кормиловский детский сад «Солнышко» информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях, вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, отсутствуют.

Невыполнение МДОУ «Кормиловский детский сад «Солнышко» требований законодательства о защите прав инвалидов нарушает права неопределенного круга лиц на достойную жизнь и свободное развитие.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Учредителем данного бюджетного образовательного учреждения является Комитет образования администрации Кормиловского муниципального района.

В связи с указанными выше нарушениями ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в образовательное учреждение с требованием об устранении выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения представление признано обоснованным, однако, согласно ответу образовательного учреждения в настоящее время устранить выявленные нарушения не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования на указанные расходы.

Отсутствие финансирования не может быть признано уважительной причиной несоблюдения действующего законодательства.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном случае обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обусловлено необходимостью обеспечения прав инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При таких обстоятельствах с образовательного учреждения в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░.<░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.1.6 ░░ 59.13330.2016. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001 (░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ /░░), ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░.<░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 8.1.6 ░░ 59.13330.2016. ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001 (░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ /░░).

░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░                           ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░                           ░.░. ░░░░░░░░

2-426/2020 ~ М-413/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Кормиловского района Омской области
Ответчики
МДОУ Кормиловский детский сад №2 Солнышко
Комитет по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Омской области
Суд
Кормиловский районный суд Омской области
Судья
Бочарова Ульяна Владимировна
Дело на сайте суда
kormilovcourt--oms.sudrf.ru
28.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2020Передача материалов судье
28.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2020Подготовка дела (собеседование)
16.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2020Дело оформлено
31.12.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее