Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-408/2023 от 14.11.2023

В районном суде № 12-1157/2023
72RS0025-01-2023-007305-03
Дело № 21-408/2023

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень 29 ноября 2023 года

Судья Тюменского областного суда Лешкова С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании протест природоохранного прокурора Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № 1 АО «Газпромнефть-ННГ» Ткача С.В.

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора межрегионального отдела по надзору и химически-опасными производственными объектами Северо-Уральского Управления Ростехнадзора Латыпова К.В. № 030-57-10-2023 от 22 мая 2023 года, оставленным без изменения решением руководителя Северо-Уральского Управления Ростехнадзора Нисковских И.Е. от 15 июня 2023 года, в отношении должностного лица – начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № 1 АО «Газмпромнефть-ННГ» Ткача С.В. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На вышеуказанное постановление от 22 мая 2023 года и решение от 15 июня 2023 года в Центральный районный суд г. Тюмени поступил протест Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Целовальникова А.А., согласно которому он считает, что постановление и решение должностных лиц Северо-Уральского Управления Ростехнадзора не соответствуют требованиям положений статьей 1, 2, 6, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», требованиям пунктов <.......> Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 534. Указывает что прокуратурой установлено нарушение требований промышленной безопасности, а именно установление обстоятельств неверной квалификации техногенного события, произошедшего 14 марта 2023 года на нефтесборном трубопроводе УПВГ-ЦППН1 в 300 метрах от т.вр.к.к. 1,2 - как инцидента. 14 марта 2023 года на нефтегазосборном трубопроводе УПСВГ ЦППН-1 в 300 метрах от т.вр.к.к. 1.2 при проведении вскрышных работ произошла разгерметизация трубопровода с выбросом нефтесодержащей жидкости с последующим возгоранием, в результате которого пострадал Дубинин С.Б. машинист экскаватора ООО «Триал-Авто», получивший ожоги 2 и 3 степени, травматический шок 1 степени, ожог дыхательных путей, что, согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.02.2005 № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве», относится к тяжелым несчастным случаям на производстве. АО «Газпромнефть-ННГ» ввиду отсутствия разрушений сооружений и не превышения пороговых значений по выбросам указанное техногенное событие квалифицировано как инцидент, то есть как техногенное событие 2-го уровня опасности. Однако в соответствии с приложением № 3 к Методическим рекомендациям по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 января 2018 года № 29, пожар, неконтролируемый выброс опасного вещества, несчастный случай с тяжелыми последствиями на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса (далее также - ОПО НГК) отнесены к последствиям техногенного события 1 уровня опасности, то есть к аварии. Таким образом, в нарушение указанных требований АО «Газпромнефть-ННГ» допущена неверная квалификация техногенного события, произошедшего 14 марта 2023 года на нефтегазосборном трубопроводе. В связи с неверной квалификацией указанного техногенного события, в нарушение пунктов 8, 9 Требований к проведению технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, определенных приказом Ростехнадзора от 08 декабря 2020 года № 503, не приняты меры по созданию комиссии по расследованию причин аварии. Начальник цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № 1 до «Газпромнефть-ННГ» Ткач С.В. осуществляет руководство деятельностью подчиненных структурного подразделения; соблюдает требования действующих норм, правил промышленной безопасности (пункты 1, 56 должностной инструкции). Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № 1 АО «Газпромнефть-ННГ» Ткача С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, то есть нарушение требований промышленной безопасности. Однако должностными лицами Северо-Уральского Управления Ростехнадзора не дана оценка наличиям факта выброса транспортируемого опасного вещества, факта возгорания и неконтролируемого горения, факта причинения вреда человеку. Полагает ошибочными выводы должностных лиц об отсутствии указания на обязательное применение положений Методических рекомендаций по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 января 2018 года № 29. Указывает, что в оспариваемых актах не отражено, на основании каких данных принято решение о верной квалификации техногенного события, как инцидента.

Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 сентября 2023 года, постановление и решение должностных лиц Северо-Уральского Управления Ростехнадзора - оставлены без изменения, протест прокурора без удовлетворения.

С данным решением не согласен прокурор Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры. В жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи районного суда – отменить и вернуть дело на новое рассмотрение. Полагает, что судьёй районного суда не дана надлежащая оценка доводам прокурора, изложенным в протесте. В решении судьи районного суда не отражено, по каким причинам суд пришел к выводу об отклонении доводов, не дана оценка обстоятельствам произошедшего техногенного события. Обращает внимание, что в решении судьи районного суда отсутствуют сведения о порядке его обжалования.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определяет Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту также - Федеральный закон № 116-ФЗ).

Федеральный закон № 116-ФЗ определяет аварию - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса (статья 1).

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.

Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержден Приказом Ростехнадзора от 08 декабря 2020 года № 503 (далее по тексту также – Порядок № 503).

Техническое расследование проводится по каждому факту возникновения аварии, инцидента и случаю утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (пункт 4 Порядка № 503).

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 503 организация (руководитель или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента, выявления факта утраты взрывчатых материалов промышленного назначения: при аварии, инциденте, произошедшем на опасном производственном объекте в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности; вышестоящий орган или организацию (при наличии); орган местного самоуправления, на территории которого располагается опасный производственный объект; страховую организацию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; профсоюзную организацию; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды (при авариях, связанных с выбросом опасных веществ); комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации (при авариях); территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на территории деятельности которого произошла авария. Передача оперативного сообщения о произошедшей аварии, инциденте и случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется по факсу (при наличии), электронной почтой (при наличии) или иным способом, обеспечивающим информирование о произошедшем.

Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, АО «Газпромнефть-ННГ» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта, отнесенного к 1 классу опасности «Система промысловых трубопроводов Пограничного месторождения» (регистрационный номер объекта А59-60009-0543). В состав опасного производственного объекта включены технологические трубопроводы, в том числе нефтегазосборный трубопровод УПСВГ ЦИПН-1.

14 марта 2023 года в 16 часов 40 минут на нефтегазосборном трубопроводе УПСВГ - ЦППН-1, входящем в состав опасного производственного объекта «Система промысловых трубопроводов Пограничного месторождения», рег. № 59-60009-0543 при проведении вкрышных работ для определения протяженности замены дефектного участка произошла разгерметизация трубопровода с дальнейшим загоранием, в результате чего пострадал машинист экскаватора ООО <.......>», получивший ожоги различной степени.

15 марта 2023 года об указанном происшествии и.о. генерального директора АО «Газпромнефть-ННГ» Петров И.А. уведомил посредством электронной почты руководителей: Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; Ноябрьский филиал АО «СОГАЗ»; Главное управление МЧС России по ЯНАО Северо-Уральское управление, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура; Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО; Единая дежурно-диспетчерская служба Пуровского района; 3 отделение (г.Ноябрьск) отдела по ЯНАО РУФСБ России по Тюменской области; Прокуратура ЯНАО; Фонд социального страхования г.Ноябрьск; Сибирское управление ООО Газпром газнадзор; Администрация Пуровского района.

Общество классифицировало данное происшествие как «Загорание на ОПО НГК» и, в соответствии с методическими рекомендациями по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса», утвержденных приказом Ростехнадзора от 24 января 2018 года № 29, отнесло происшествие к техногенному событию 2 уровня (инцидент).

В тоже время пункт 6 Порядка № 503 разграничивает полномочия организации (руководителя или иное уполномоченное лицо), эксплуатирующей объект, на котором произошла авария или инцидент в части проведения технического расследования. А именно, подпунктом 4 пункта 6 установлено, что в техническом расследовании причин аварии Организация (уполномоченное лицо) принимает участие, а техническое расследование инцидента организовывает и проводит.

Организация работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте регламентирована разделом II Порядка № 503. В силу пункта 7 техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, допущенных нарушений требований промышленной безопасности (требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений), лиц, допустивших эти нарушения, мер, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, разработку предложений по предупреждению подобных аварий.

Пунктом 8 Порядка № 503 установлено, что техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений) или его территориального органа (далее - уполномоченный орган). Комиссия по техническому расследованию причин аварии (далее - комиссия по техническому расследованию) назначается в зависимости от характера и возможных последствий аварии правовым актом уполномоченного органа или его территориального органа в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии либо после подтверждения факта произошедшей аварии, выявленного при осуществлении контрольных (надзорных) действий.

В свою очередь, проведение технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учета и анализа определено разделом V Порядка № 503. Согласно пункту 29 техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект.

Для технического расследования причин инцидентов внутренним распорядительным актом руководителя организации, эксплуатирующей объект, создается комиссия (пункт 30 Порядка № 503). Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются внутренним распорядительным актом организации, эксплуатирующей объект. Акт должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, сведения о лицах, ответственных за указанный инцидент, о разработанных мероприятиях по предупреждению аналогичных инцидентов, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе о вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента (пункт 31 Порядка № 503).

Из представленных материалов усматривается, что на основании приказа АО «Газпромнефть-ННГ» № 189/1-П создана комиссия по техническому расследованию причин инцидента. Председателем комиссии определен технический директор Лезгинцев Е.Н. В качестве наблюдателя в состав комиссии вошёл начальник Ноябрьского комплексного отдела Северо-Уральского Управления Ростехнадзора Хохин А.В.

28 апреля 2023 года техническим директором Лезгинцевым Е.Н. утвержден акт внутреннего расследования инцидента. Согласно указанному акту на участке нефтегазосборного трубопровода УПВГ-ЦППН-1 O530x7,5 мм на расстоянии 200-400 метров от точки врезки кустов 1,2 отдельного м/р планировались работы по замене дефектного участка. Начальником цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № 1 АО «Газпромнефть-ННГ» Ткачом С.В. было выдано задание произвести вскрытие участка трубопровода УПВГ-ЦППН-1 Пограничного месторождения, с целью определения объема ремонтных работ на трубопроводе. В 16:00 на месторождение прибыла специальная техника с бригадой, произведена расстановка специальной техники, определение опасных зон, начало подготовительных работ, произведены замеры газо-воздушной среды. С помощью экскаватора произведена выемка грунта вдоль оси трубопровода, очистка тела трубы произведена с помощью лопат. В 16:40 произошел выброс нефте-газо содержащей жидкости, в результате разгерметизации трубопровода, в 16:41 произошло загорание в передней части автомобиля КАМАЗ с дальнейшим распространением пламени по периметру проведения работ, проведена экстренная эвакуация пострадавшего в безопасную зону. В результате возгорания пострадала техника подрядной организации ООО «Триал-Авто» и машинист экскаватора Дубинин С.П.

Комиссией АО «Газпромнефть-ННГ» в акте внутреннего расследования инцидента от 28 апреля 2023 года по итогу технического расследования сделан вывод, что причиной техногенного события послужила внутренняя коррозия, возникновению которой могли привести ряд причин. В действиях персонала, проводившего работы, нарушений не усматривается.

11 апреля 2023 года заместителем Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Вихаревым С.А. в отношении должностного лица – начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № 1 АО «Газмпромнефть-ННГ» Ткача С.В. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1. ст. 9.1 КоАП РФ, поскольку должностным лицом Общества допущена неверная квалификация техногенного события, произошедшего 14 марта 2023 года, как инцидента, в связи с чем не приняты меры по расследованию причин аварии.

Постановлением государственного инспектора межрегионального отдела по надзору и химически-опасными производственными объектами Северо-Уральского Управления Ростехнадзора Латыпова К.В. № 030-57-10-2023 от 22 мая 2023 года, оставленным без изменения решением руководителя Северо-Уральского Управления Ростехнадзора Нисковских И.Е. от 15 июня 2023 года, в отношении должностного лица – начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № 1 АО «Газмпромнефть-ННГ» Ткача С.В. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Должностные лица Северо-Уральского Управления Ростехнадзора, с выводами которого согласился судья районного суда, исходили из того, что в рассматриваемом случае АО «Газмпромнефть-ННГ» требования пунктов 4, 5 Порядка № 503 выполнены, поскольку в адрес Управления направлено сообщение об инциденте и проведении расследования инцидента на опасном производственном объекте. Акт внутреннего расследования инцидента от 28 апреля 2023 года АО «Газпромнефть-ННГ» являлся предметом анализа должностных лиц Северо-Уральского Управления Ростехнадзора, сомнений в правильности учетного события как инцидента в Управлении не возникло, наличие загорания не может однозначно свидетельствовать о классификации техногенного события как аварии. Кроме того, должностные лица исходили из того, что Северо-Уральского Управления Ростехнадзора, требования, установленные методическими рекомендациями по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса, утвержденных приказом Ростехнадзора от 24 января 2018 года № 29 носят рекомендательный характер и не являются обязательными.

Однако, с такими выводами должностных лиц и состоявшимся по данному делу решением судьи районного суда согласиться нельзя ввиду следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вопреки позиции должностных лиц Северо-Уральского Управления Ростехнадзора, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом № 116-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 116-ФЗ).

В целях содействия соблюдению требований Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разработано руководство по безопасности «Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса», утвержденное приказом Ростехнадзора от 24 января 2018 года № 29 (далее по тексту также – Руководство).

Руководство содержит рекомендации по классификации техногенных событий промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса (далее по тексту также - техногенные события в области промышленной безопасности).

Под техногенными событиями в области промышленной безопасности в настоящем Руководстве понимаются аварии, инциденты, предпосылки к инцидентам и нарушения в системе управления промышленной безопасностью/производственном контроле и (или) опасные отклонения технологических параметров (пункт 4 Руководства).

Согласно пункту 6 Руководства техногенные события в области промышленной безопасности рекомендуется классифицировать исходя из технологических особенностей ОПО НГК, признаков реализации опасности аварий, тяжести последствий на четыре уровня опасности: 1-ый уровень - авария; 2-ой уровень - инцидент; 3-ий уровень - предпосылка к инциденту (далее - предпосылка); 4-ый уровень - нарушения в СУПБ/ПК и (или) отклонения технологических параметров выше регламентированных, но без превышения предельно допустимых значений, в том числе регистрируемые дистанционным контролем на ОПО НГК.

Названным руководством также определено, что выброс опасных веществ (выброс) - не предусмотренный технологическим регламентом и (или) проектной документацией выход в окружающую среду ОВ, обращающихся на ОПО НГК; Загорание на ОПО НГК (загорание) - случай неконтролируемого горения ОВ, выброшенного в количествах меньше пороговых значений, установленных для инцидентов (указаны в таблицах № 1, 2 приложения № 4 к названному Руководству), не причинивший материального ущерба, вреда жизни и здоровью человека, жизненно важным интересам личности и общества; несчастный случай (НС) на ОПО НГК - случай причинения травмы или иного повреждения здоровья пострадавшего, происшедший вследствие аварии или инцидента на ОПО НГК; в зависимости от характера и обстоятельств происшествия, тяжести полученных пострадавшими телесных повреждений различают НС: легкий - НС, в результате которого пострадавшим были получены повреждения здоровья, отнесенные по квалифицирующим признакам, установленным Минздравсоцразвития России, к категории легких; тяжелый - НС, в результате которого пострадавшим были получены повреждения здоровья, отнесенные по квалифицирующим признакам, установленным Минздравсоцразвития России, к категории тяжелых; пожар на ОПО НГК (пожар) - неконтролируемое горение ОВ или любое возгорание при разрушении сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО НГК, независимо от наличия пламени, включая задымление, обугливание, дымообразование, опаливание, коксование, карбонизацию или их очевидные признаки, причинившее материальный ущерб, вред жизни и здоровью человека, жизненно важным интересам личности и общества.

Руководством к признакам опасности техногенного события «инцидент» отнесены отказ или повреждение технических устройств, применяемых на ОПО, отклонение от установленного режима технологического процесса. В качестве последствий техногенного события определены: негрупповой несчастный случай, относящийся к категории легких; контролируемый выброс ОВ, в количествах, указанных в таблицах № 1 и 2 приложения № 4 к настоящему Руководству для событий 2-го уровня; загорание. Названные таблицы определяют пороговое значение выброса нефти/нефтепродуктов, транспортируемых по магистральному трубопроводу, магистральному нефтепродуктопроводу для аварии в размере 10 и более тонн, при инциденте – от 1 тонны до 10 тонн.

В тоже время в соответствии с Руководством к признакам опасности техногенного события «авария» отнесено разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс ОВ. В качестве последствий техногенного события определены: несчастный случай с тяжелыми последствиями; пожар; сочетание перечисленных последствий.

Согласно исходным данным для расчёта нефти, излившейся из трубопровода при отказе УПВГ-ЦППН-1 14 марта 2023 года за подписью руководителя направления по эксплуатации трубопроводов Восток, общее количество жидкости, вытекшей на поверхность составило 2,53 м3. Из всей жидкости объем излившейся нефти 1, 113 м3 (масса 0, 945 тонн).

Из оперативной сводки ГУ МЧС России по ЯНАО о происшествиях по состоянию на 15 марта 2023 года усматривается, что на месторождении в Пуровском районе на территории месторождения имел место техногенный пожар участка внутрипромыслового нефтепровода и 2 единиц техники. На момент прибытия происходило горение нефтепродуктов на площади 200 м2, 2 единиц техники на площади 15 м2, травмирован один человек. Происшествие было ликвидировано следующими средствами: использовались 2 единицы техники, 7 человек службы «01», 3 единицы техники и 9 человек службы «02», 1 единица техники и 3 человека службы «Ямалспас».

Кроме того, в период с 14 марта 2023 года по 11 июля 2023 года было проведено расследование тяжелого несчастного случая на опасном производственном объекте АО «Газпромнефть-ННГ» «Система промысловых трубопроводов Пограничного месторождения» в ООО <.......> с машинистом экскаватора ФИО13., по итогу которого комиссия пришла к выводу о том, что тяжелый несчастный случай с ФИО17 квалифицируется как несчастный случай, связанный с производством, подлежит оформлению актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве. Согласно названному акту в момент выхода жидкости из трубопровода ФИО19 находился в кабине экскаватора. После входа жидкости, ФИО14 сообщил что в экскаваторе заглох двигатель. Произошло загорание горючей смеси в передней части автомобиля КАМАЗ, с дальнейшим распространением огня по периметру проведения работ вокруг котлована, после чего ФИО15 упал возле экскаватора в место, залитое нефтью и загорелся.

Из акта усматривается, что согласно техническому заключению от 31.03.2023 ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение промышленной безопасности «Испытательная пожарная лаборатория по ЯНАО, зона очага пожара находится в районе кабины автомобиля КАМАЗ, более точно установить место первоначального горения не представляется возможным ввиду полного выгорания всех сгораемых материалов. Вероятной причиной данного пожара является воспламенение паровоздушной смеси легковоспламеняющейся жидкости (нефтепродукты) от высоконагретых узлов и агрегатов автомобиля. Согласно медицинского заключения ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская центральная городская больница» ФИО16 получил ожог пламенем волосистой части головы, лица, шеи, кистей, туловища, ягодиц. В качестве причин несчастного случая на производстве комиссия выявила неудовлетворительную организацию производства работ АО «Газпромнефть-ННГ», ООО <.......>».

Указанным обстоятельствам судьёй районного суда оценка не дана.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 названного Кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Учитывая, что на момент рассмотрения протеста срок давности привлечения должностного лица – начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № 1 АО «Газпромнефть-ННГ» Ткача С.В. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в соответствии с нормами процессуального права.

При таких обстоятельствах, поскольку судьёй районного суда допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 сентября 2023 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тюмени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 сентября 2023 года отменить. Возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов № 1 АО «Газпромнефть-ННГ» Ткача С.В. в Центральный районный суд г. Тюмени на новое рассмотрение.

Судья Тюменского областного суда     /подпись/ С.Б. Лешкова
Копия верна:Судья Тюменского областного суда С.Б. Лешкова

21-408/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Истцы
Природоохранная прокуратура ЯНАО
Ответчики
Начальник Цеха Текущего Обслуживания Ремонта Трубопроводов Ао Газпромнефть Ннг Ткач
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Лешкова Светлана Борисовна
Статьи

ст.9.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--tum.sudrf.ru
14.11.2023Материалы переданы в производство судье
29.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее