Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> 21 марта 2022 года
Судья Советского районного суда <адрес> Республики Дагестан, Алимов Р.М., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1.
установил:
В Советский районный суд <адрес> поступил административный протокол и приложенный материал в отношении юридического лица по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно протокола об административном правонарушении в соответствии с приказом Минобрнауки РД от ДД.ММ.ГГГГ № проводилась плановая выездная проверка в «Академия Каспий». Директором ФИО3 привлекались сторонние педагогические работники по гражданско-правовым договорам для реализации образовательных программ обучающимся лицам. Тем самым было нарушено требование п. 21 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ и п. «д» ч. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности» согласно которым, привлечение педагогических работников к реализации образовательных программ должно оформляться образовательной организацией по трудовым договорам (срочным трудовым договорам).
В судебное заседание явились директор «Махачкалинский центр повышения квалификации – Академия Каспий» ФИО3 и его представитель по доверенности ФИО4 После разъяснения процессуальных прав, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 конституции РФ, ФИО3 и его представитель ФИО4 пояснили, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. В соответствии с действующим законодательством учебное заведение вправе привлечь педагогических работников на основании гражданско-правовых договоров.
Представитель Минобразования по <адрес> ФИО5 в судебном заседании просил привлечь ФИО3 к административной ответственности.
Суд, изучив материалы административного дела, заслушав пояснения сторон, приходит к следующему.
В соответствии положениями ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно пункту 2 части 6 статьи 28 которого, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из пп. 1 - 2 п. 2 ст. 90 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований; государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование.
В соответствии пп. "а" п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся, в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. "д" п. 6 Положения.
В соответствии с пп. "д" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в РФ", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В рассматриваемом случае не установлено и не указано, каким образом привлечение сотрудников, имеющих высшее образование, обладающих соответствующей квалификацией, на основании договоров возмездного оказания преподавательских услуг, а не трудового договора, может повлечь последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", что является обязательным для квалификации вменяемого нарушения в качестве грубого нарушения лицензионных требований.
Отсутствие доказательства угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, и на отсутствие имущественного ущерба. Само по себе документальное оформление (гражданско-правовой договор или трудовой договор) привлечения к оказанию образовательных услуг сотрудников, имеющих высшее образование, обладающих соответствующей квалификацией, не может свидетельствовать о наличии какой-либо угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, и не может быть квалифицировано в качестве грубого нарушения лицензионных требований.
Кроме того, как указано выше, в подп. "д" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, указано, что лицензионным требованием является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Требование о наличии в штате педагогических работников, заключивших с лицензиатом только трудовые договоры, было исключено из Положения о лицензировании образовательной деятельности на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1313 "О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности".
Таким образом, исходя из буквального толкования подп. "д" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности (в действующей в настоящее время ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1313) допускается привлечение лицензиатом педагогических работников на ином законном основании.
В ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность заключения гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг, в том числе, связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных.
В ст. 282 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности регулирования работы по совместительству для педагогических работников могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" установлено, что особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры определяются Министерством труда и социальной защиты РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством культуры РФ и Министерством образования и науки РФ и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В подп. "в" п. 2 Постановления Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" указано, что для педагогических работников не считается совместительством и не требуется заключение трудового договора, если педагогическая работа осуществляется на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.
Таким образом, действия юридического лица – «Академия Каспий», которая привлекла педагогических работников на основании договоров на оказание услуг по обучению, но не заключившего с ними трудовые договоры, не являются нарушением пп. "д" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, следовательно, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9.- 29.11 КоАП РФ, суд
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – частного учреждения дополнительного профессионального образования «Махачкалинский центр повышения квалификации – Академия Каспий», по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ – прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения.
Копию постановления направить заинтересованным лицам.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья Р.М. Алимов