УИД 11RS0010-01-2023-002010-69 Дело № 2-1319/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе
председательствующего судьи Кузнецовой А.А.,
при секретаре Ушакове Д.Е.,
с участием истца Андреева А.А.,
представителя ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми Власовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 05.12.2023 (после перерыва в судебном заседании 29.11.2023) гражданское дело по иску Андреева Александра Анатольевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, по недоначисленным отпускным, по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за задержку выплат,
установил:
Андреев А.А. обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее – УФНС по Республике Коми) о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении в размере 40231,44 руб., недоначисленных отпускных в размере 72460,05 руб., недоначисленной компенсационной выплаты в объеме четырехмесячного денежного содержания в размере 65487,96 руб., компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм в размере 9505,40 руб., также просил возложить на ответчика обязанность исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации.
В обоснование требований истец указал, что при расчете заработка для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсационной выплаты в размере четырехмесячного денежного содержания ответчиком не были учтены суммы материального стимулирования.
Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям иска.
Представитель ответчика с требованиями истца не согласилась по доводам возражений, при этом подтвердила правильность расчета заявленных к взысканию сумм, произведенного истцом.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что приказом и.о. начальника Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми от **.**.** №... расторгнут служебный контракт с Андреевым А.А. в связи с сокращением должностей гражданской службы, ...
С истцом произведен окончательный расчет при увольнении.
В период службы истцу выплачивалось материальное стимулирование, сумма которого не была учтена при расчете размера его денежного содержания в целях определения компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а также при выплате денежного содержания за период пребывания истца в очередном отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с занимаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с ч. 5 этой же статьи к дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (п. 4), ежемесячное денежное поощрение (п. 5); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (п. 6).
Частью 10 той же нормы предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должности федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, с 01.01.2023 – регулируется Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производилось в соответствии с п. 6 указанных Правил от 06.09.2007 № 562.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно п. 3 Правил от 01.04.2022 № 554 для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных п. 1 Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее – оклад денежного содержания); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в п. 5 Правил от 01.04.2022 № 554, дополнительно учитываются ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 Правил от 01.04.2022 № 554).
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не перечислены в соответствующих пунктах Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истца в целях исчисления компенсаций при увольнении, а также выплаты денежного содержания за период отпуска.
Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, частью 2 которой предусмотрено, что при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных ч.ч. 2 и 5 ст. 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.ч. 2 и 5 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных ч.ч. 2 и 5 ст. 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения:
1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно;
2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно;
3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно ч. 6 той же статьи порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п.п. 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов, б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем судом принимается во внимание, что в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2023 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих из центральных аппаратов и территориальных органов.
Также судом принимается во внимание письмо Министерства финансов Российской Федерации от **.**.** №..., в котором на основе положений ст.ст. 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ сделан вывод о том, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, а потому для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
На основе анализа приведенных нормативных положений суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а, соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в периоды службы, должны учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсационной выплаты в объеме четырехмесячного денежного содержания.
Истец в обоснование заявленных требований представил расчет заявленных к взысканию денежных средств, который стороной ответчика не оспорен.
В судебном заседании представитель ответчика согласилась с представленным расчетом, указав на то, что он является арифметически правильным.
Согласно положениям ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Таким образом, с учетом изложенного с ответчика в пользу истца подлежат взысканию невыплаченная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 40231,44 руб., недоначисленные отпускные в размере 72460,05 руб. и компенсация в объеме четырехмесячного денежного содержания в размере 65487,96 руб.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Согласно положениям чт. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В просительной части иска указано на взыскание процентов в порядке ст. 236 ТК РФ по состоянию на дату подачи иска в размере 9505,40 руб., расчет представлен на эту же сумму.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, в связи с чем суд полагает необходимым при разрешении требований в данной части взыскать с ответчика компенсацию за задержку выплат в заявленном истцом размере.
Положения ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать с налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 225 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ. Указанные лица признаются в гл. 23 Кодекса (Налоги на доходы физических лиц) налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности ст. 226 НК РФ.
Учитывая изложенное и принимая во внимание позицию ответчика, суд полагает требования Андреева А.А. о возложении на ответчика обязанности исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 226 НК РФ подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми ... в пользу Андреева Александра Анатольевича, ..., задолженность по выплате компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении в размере 40231,44 руб., недоначисленные отпускные в размере 72460,05 руб., недоначисленную компенсационную выплату в объеме четырехмесячного денежного содержания в размере 65487,96 руб., компенсацию за задержку выплаты причитающихся сумм в размере 9505,40 руб., всего – 187684,85 руб., с возложением на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми обязанности исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Кузнецова
**.**.**