Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-119/2022 ~ М-74/2022 от 24.02.2022

                           11RS0018-01-2022-000171-05

    УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

    Именем Российской Федерации

    Р Е Ш Е Н И Е

    от 5 апреля 2022 года по делу № 2-119/2022

    Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Плескач О.А.,

    с участием ответчика Тэтару А.В.,

    рассмотрев в судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми к Тэтару А.В. о взыскании социальной выплаты,

    установил:

    Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми обратилось в суд с иском о взыскании с Тэтару А.В. в доход республиканского бюджета Республики Коми на лицевой счет Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми социальной выплаты в размере 1 954 890 руб.

    В обоснование исковых требований истцом указано, что в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 11.02.2014 № 62, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Тэтару А.В. составом семьи из 5 человек предоставлена социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома в размере 1 954 890 руб. Свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 1 954 890 руб. выдано Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Тэтару А.В. ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 41 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, между Министерством, Тэтару А.В. и МАДОУ «Детский сад » был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем молодой семьи (молодого специалиста), согласно п. 3.2.5 которого Тэтару А.В. обязалась работать в МАДОУ «Детский сад » по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации МАДОУ «Детский сад »трудовой договор с Тэтару А.В. прекращен ДД.ММ.ГГГГ по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) по инициативе работника. Согласно выписке из ЕГРИП Тэтару А.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности является предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты.

    Представитель истца в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.

    Ответчик Тэтару А.В. в судебном заседании с иском не согласилась, указав, доводы, изложенные в письменных возражениях. Дополнила, что составом семьи из пяти человек получила социальную выплату, в то время, когда работала <данные изъяты>, поскольку заработная платы была невысокая, то приняла решение уволиться с января 2021 года, обратилась в ЦЗН, предполагала, что ей предложат более высокооплачиваемую работу. В центре занятости ей предложили открыть ИП и предоставили субсидии 145 000 рублей, она согласилась, оформила ИП, получила субсидию, работала в сфере парикмахерских услуг и полагала, что это социальная сфера. Полученные денежные средства тратила целенаправленно, как и предусмотрено программой, на строительство дома. Строительство дома было завершено, право собственности оформили по 1/5 доли в праве у каждого члена семьи, продолжает проживать в сельской местности. Супруг работает водителем, является ИП, сам должен еще какое-то время работать в данной сфере, поскольку участвовал тоже в какой-то сельской программе, общий доход семьи небольшой. В настоящее время прекращена деятельность ИП, она трудоустроилась по срочному трудовому договору (на время отсутствия основного работника) в детский сад , планирует выполнять условия программы и хотела бы дорабатывать в саду (в случае, если основной работник выйдет, и ее уволят, то она будет искать другую аналогичную работу в саду). Просила не взыскивать с неё указанную сумму, поскольку другого жилья ни она, ни члены её семьи не имеют. В силу неправильного понимания всех условий программы, ошибочно полагала, что работая парикмахером и продолжая проживать в сельской местности, она выполняет условия программы.

    Представитель третьего лица – администрации МО МР «Усть-Куломский» у судебном заседании участия не принимал. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили в суд заявление с просьбой рассмотрения дела без участия представителя администрации района.

    С учётом мнения ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

    Заслушав доводы ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

    В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 этого закона).

    К основным целям государственной аграрной политики среди прочих отнесено обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    На момент заключения между Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми (уполномоченным органом), Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад » <адрес> (работодателем) и Тэтару А.В. (получателем) трехстороннего договора о предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем молодой семьи (молодого специалиста) от ДД.ММ.ГГГГ действовала федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

    Целями названной программы являлись: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

    Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье (Действие федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544).

    Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (приложение № 3 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

    В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

    Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

    Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

    Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).

    Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты «а», «б», «г» пункта 4).

    Расчет социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, исходя из содержания пункта 13 Типового положения, производится с учетом количества членов семьи получателя социальной выплаты.

    Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 30 Типового положения).

    Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам регламентирован разделом III Типового положения (пункты 33 - 47).

    Согласно подпункту «а» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья или молодой специалист при условии соблюдения в совокупности ряда условий. В числе этих условий работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание молодой семьи в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 Типового положения.

    При этом под молодой семьей для целей получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных (абзац первый подпункта «а» пункта 33 Типового положения).

    Молодым специалистом для целей получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности признается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование (абзац первый подпункта «б» пункта 33 Типового положения).

    Молодой специалист имеет право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 Типового положения; наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Типового положения (абзацы второй - пятый подпункта «б» пункта 33 Типового положения).

    Под агропромышленным комплексом согласно пункту 36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

    В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственные товаропроизводители - это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

    Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

    Существенными условиями трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт «а» пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта (подпункт «б» пункта 43 Типового положения).

    Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного трехсторонним договором. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в трехстороннем договоре об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

    Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Названная выплата предоставляется с учетом членов молодой семьи, членов семьи молодого специалиста. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение пяти лет с момента предоставления такой выплаты. При предоставлении молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой», принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).

    При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 13 декабря 2016 г. № 28-П, от 10 марта 2017 г. № 6-П, от 11 февраля 2019 г. № 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).

    Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац четвертый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).

    Таким образом, исходя из целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей (молодых специалистов), проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) - получателя социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности - не может служить безусловным и достаточным основанием для истребования у него этой выплаты; при решении данного вопроса необходимо исследовать все обстоятельства дела и дать оценку действиям получателя выплаты. При разрешении судом спора по требованию уполномоченного органа о взыскании с члена молодой семьи (молодого специалиста) денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности подлежат учету как обстоятельства и причины, послужившие основанием к досрочному прекращению трудовых отношений лицом, которому такая социальная выплата предоставлена, так и иные обстоятельства, имеющие значение для дела: приобретение молодой семьей (молодым специалистом) за счет средств социальной выплаты жилого помещения в сельской местности, проживание получателя социальной выплаты и членов его семьи в этом жилом помещении в сельской местности, работа одного из членов молодой семьи (молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности и иные обстоятельства.

    Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Тэтару А.В. обратилась в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодая семья» для строительства жилого дома. В заявлении Тэтару А.В. указала состав семьи мужа ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, детей – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

    Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ Тэтару А.В. составом семьи из 5 человек поставлена на учет на получение социальных выплат на приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

    Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ Тэтару А.В. составом семьи из 5 человек включена в список граждан, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и собственных и (или) заемных средств, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

    ДД.ММ.ГГГГ Тэтару А.В. Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 954 890 руб. на строительство индивидуального жилого дома в сельском поселении Носим. В свидетельстве указан состав члена её семьи: ФИО3 (супруг), ФИО4 (сын), ФИО5 (дочь), ФИО1 (дочь).

    В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ, между Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми (уполномоченным органом, далее - Министерство), Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад » <адрес> (работодателем) и Тэтару А.В. (получателем) был заключен договор о предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем молодой семьи (молодого специалиста).

    Согласно пункту 1.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ предметом договора являются взаимоотношения сторон по использованию на улучшение жилищных условий молодого специалиста (члена молодой семьи) его собственных (в том числе заёмных) средств и средств государственной поддержки, предоставляемых из федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми и местного бюджета в форме безвозмездных социальных выплат на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительство в сельскую местность и работать там, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренные приложением № 11 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.

    Как следует из пунктов 2.2 и 2.2 договора на основании выданного Министерством именного Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности члену молодой семьи (молодому специалисту) предоставлена безвозмездная социальная выплата в размере 1 954 890 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 1 368 423 руб. и средств республиканского бюджета Республики Коми 586 467 руб. на строительство индивидуального жилого дома в сп Носим. Размер собственных (в том числе заёмных) средств члена молодой семьи (молодого специалиста) составляет 837 810 руб.

    Пунктом 3.1.5 договора определено право Министерства истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока: по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи если другой член молодой семьи не работает в сельской местности), в соответствии со ст. 80 ТК РФ; по инициативе работодателя по предусмотренным ст. 81 ТК РФ основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства; не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, не заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или не обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.

    Согласно пункту 3.2.5 договора член молодой семьи (молодой специалист) обязуется работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с дачи выдачи свидетельства до полного погашения заёмных обязательств, но не менее 5 лет с даты заключения договора займа, лично выполнять определенную указанным договором трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя. Обязуется со дня приобретения или постройки жилья оформить приобретенное или построенное по условиям настоящего договора жилье в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве и предоставить в Министерство выписки из Росреестра о государственной регистрации права собственности на приобретенное или построенное по условиям настоящего договора жилье.

    Пунктом 3.2.8 договора предусмотрено, что член молодой семьи (молодой специалист) в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи – если другой член молодой семьи не работает в сельской местности), в соответствии со ст. 80 ТК РФ, обязуется вернуть Министерству бюджетные средства в размере предоставленной социальной выплаты.

    В соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 11.02.2014 № 62, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Тэтару А.В. составом семьи из 5 человек предоставлена социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома в размере 1 954 890 руб.

    Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Тэтару А.В. имеет в общей долевой собственности: с ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ жилое здание общей площадью <адрес>.м, расположенное по адресу: <адрес>б; с ДД.ММ.ГГГГ земельный участок <адрес>.

    Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад » <адрес> (далее – МАДОУ «Детский сад » <адрес>) и Тэтару А.В. заключен трудовой договор.

    В соответствии с п. 1.1 трудового договора работодатель предоставляет работнику работу по выполнению трудовых функций по должности младший воспитатель, а работник обязуется лично выполнять указанную работу в соответствии с условиями настоящего договора.

    Согласно информации МАДОУ «Детский сад » <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Тэтару А.В. с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность уборщика служебных помещений, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность младшего воспитателя. ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Тэтару А.В. прекращен по п. 3 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника.

    Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ Тэтару А.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в реестре индивидуальных предпринимателей. Основной вид деятельности – предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты.

    Согласно срочному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад » <адрес> (работодатель) и Тэтару А.В (работник), ответчик принята на должность младшего воспитателя на определённый срок - на период отсутствия основного работника.

    Давая оценку заявленному спору, суд исходит из того, что формально ответчик, в связи с увольнением с работы до истечения пятилетнего срока, по собственной инициативе и незаключением нового (другого) трудового договора по истечении 6 месяцев со дня увольнения с другим работодателем, осуществляющим деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности (и не организовала индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности) нарушила условия заключенного с ней договора о предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем молодой семьи (молодого специалиста).

    В связи с этим, у истца появилось право обращения в суд для взыскания указанной суммы. Суд обращает внимание на то, что это право, а не обязанность истца, кроме того, полагает, необходимым с учётом установленных конкретных обстоятельств по делу руководствоваться при принятии решения нижеследующим.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пунктах 3.2 и 3.3 Постановления от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г.г. и на период до 2020 г.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки А.", законодатель, реализуя экономическую и социальную политику, располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе выбирать способы и инструменты правового регулирования, необходимые для решения приоритетных социально-экономических задач (Определения от 1 октября 2009 г. N 1128-О-О, от 9 ноября 2017 г. N 2515-О и от 20 декабря 2018 г. N 3245-О). При этом усмотрение законодателя в вопросе регулирования тех или иных общественных отношений подчинено принципам равенства, справедливости и соразмерности ограничения прав и свобод, а также требованиям определенности правового регулирования, в том числе в правовых последствиях, им порождаемых, и гарантиях, которыми наделяется то или иное лицо (Постановление от 18 июля 2019 г. N 29-П).

Принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер.

С учетом ее правовой природы само по себе увольнения ответчика и необходимость трудоустройства в определённой сфере в течение 6 месяцев призвано стимулировать получателей выплаты к своевременному и должному ее использованию, и соблюдению целей государственной программы, а возврат её средств по требованию компетентного органа публично-правового образования не может быть признан неприемлемым, если действия получателя выплаты входят в противоречие с теми целями, для достижения которых она предоставлена.

В то же время гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.

При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе, с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (Постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.

По мнению суда, взыскание денежных средств в размере предоставленной выплаты при подтверждении ее расходования по целевому назначению, при неисполнении гражданином обязательства осуществлять трудовую деятельность в соответствии с заключенным соглашением, по которому выплата предоставляется, исказило бы саму суть рассматриваемых правоотношений. При подобном подходе предоставление выплаты на строительство (приобретение) жилья утрачивало бы характер меры социальной поддержки граждан, избравших место жительства в сельской местности. Напротив, их имущественное положение в этой ситуации было бы ухудшено, при том, что речь идет о лицах, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Это не согласуется с фундаментальными правовыми принципами, из которых, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, вытекает необходимость обеспечения государством разумной соразмерности между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем, чтобы поддерживался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению (Постановления от 16 июля 2008 г. N 9-П, от 17 апреля 2019 г. N 18-П и др.).

    В настоящее время ответчик трудоустроена в детском саду младшим воспитателем; шестимесячный срок, в течение которого она должна была трудоустроиться, истёк; период в течение которого ответчик не была трудоустроена составляет 1 год и 2 месяца, вместе с тем, принимая во внимание все обстоятельства дела, в том числе, заблуждение ответчика относительно регистрации в качестве ИП и осуществления работы в селе парикмахером; наличие на иждивении несовершеннолетних детей, отсутствие иного жилья, целевое использование денежных средств и регистрация права собственности на построенный в сельской местности дом в Росреестре на всех членов семьи, суд приходит к убеждению, об отсутствии в настоящее время оснований для взыскания указанной суммы, данный вопрос поставлен преждевременно.

    Ответчику подробно разъяснено о необходимости соблюдать условия соглашения, а потому, в случае их неисполнения, истец не лишён права вновь обратиться в суд с аналогичным иском.

    Суд убеждён, что установленные по делу обстоятельства в настоящее время являтся основанием для сохранения за Тэтару А.В. права на предоставленную ей социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. В противном случае, иное решение не соответствовало бы положениям Конституции Российской Федерации.

    Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    решил:

    В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми к Тэтару А.В. о взыскании социальной выплаты отказать в полном объеме.

    На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

    Судья –                                          Т.В. Мартынюк

    Мотивированное решение составлено 6 апреля 2022 года.

2-119/2022 ~ М-74/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми
Ответчики
Тэтару Альбина Владимировна
Другие
администрация МР "Усть-Куломский"
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Мартынюк Т.В.
Дело на странице суда
ukolomsud--komi.sudrf.ru
24.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2022Передача материалов судье
28.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
06.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2022Дело оформлено
02.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее