Дело <номер скрыт>
УИД <номер скрыт>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Малая Вишера 23 ноября 2023 года
Чудовский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Кулешиной А.М.,
при секретаре Монаковой М.В.,
с участием представителя истца заместителя Новгородского межрайонного природоохранного прокурора Васильева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новгородского межрайонного природоохранного прокурора к Джафарову Конану Зираддину оглы о возложении обязанности выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Джафарову Конану Зираддину оглы о возложении обязанности выполнить определенные действия. В обоснование заявленных требований истец указал, что Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Маловишерского района, в ходе которой установлено, что между ООО «Маловишерский Стекольный Завод» и Джафаровым Кананом Зираддином Оглы заключен договор купли-продажи <номер скрыт> от <дата скрыта>, согласно которому Общество передает в собственность Джафарову К.З.О. строительный бой для отсыпки и выравнивания рельефа на участке, принадлежащем Джафарову К.З.О.. Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок площадью 5159 м2 с кадастровым номером <номер скрыт>, собственником которого с <дата скрыта> является Джафаров К.З.О., относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения производственно-хозяйственной деятельности. В ходе проведенных <дата скрыта> и <дата скрыта> проверок Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено наличие котлована на территории вышеуказанного земельного участка, а также навалов со строительным мусором, в состав которого входил битый кирпич, шифер, стекловолоконное покрытие, части автомобильных покрышек, тряпки, канистры из-под масла, стеклянные и пластиковые бутылки, клеенка и др., объем которых составил 950м3.
Согласно справке специалиста Росприроднадзора - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу земельный участок (географические координаты: <номер скрыт>.), который частично находится на земельном участке с кадастровым номером <номер скрыт> и частично на землях, государственная собственность на которые не разграничена, нарушен при проведении земельных работ по планировке территории с использованием грунта с большим количеством включений отходов, и подлежит рекультивации.
Таким образом, Джафаровым К.З.О. в нарушение п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ на земельном участке (географические координаты: <номер скрыт> в.д.) размещены отходы производства и потребление, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку ухудшает состояние почвы, в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду, что может повлиять на здоровье жителей Маловишерского района.
На основании изложенного, просит обязать Джафарова Канан Зираддин Оглы <дата скрыта> г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес скрыт>, в течении 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель и рекультивировать земельный участок с географическими координатами: <номер скрыт> в.д., в порядке предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата скрыта> <номер скрыт>.
В судебном заседании заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора Васильев Д.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Джафаров К.З.о. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно п. 2 ч. 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил проведения рекультивации и консервации земель, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 6 вышеуказанных Правил проведения рекультивации и консервации земель установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пп. «а» п.26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, лица, указанные в пунктах 3 и 4 Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня выявления деградации земель.
Из пояснений сторон и представленных материалов дела следует, что ответчику Джафарову К.З.о. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 5159 м2 с кадастровым номером <номер скрыт>, расположенный по адресу: <адрес скрыт>, <адрес скрыт>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения производственно-хозяйственной деятельности.
Согласно Акту проверки от 25.07.2023г., в ходе проверки, проведенной 13 июля 2023 года помощником прокурора Маловишерского района совместно с ведущим специалистом отдела городского хозяйства Администрации Маловишерского муниципального района, УУП ОМВД России по Маловишерскому району установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> в виде навалов размещаются смешанные строительные отходы (бой кирпича, лом бетона, отходы битума, арматура, строительные доски и т.д.), отходы потребления (обувь, бутылки, пластиковые изделия и т.д.), отработанные автомобильные покрышки. В ходе обследования территории 25.07.2023г. установлено, что длина котлована составляет 83 метра, ширина – 10 метров, высота – 2 метра 30 сантиметров, который вышеуказанными отходами производства и потребления в длину заполнен полностью, в ширину заполнен на 5 метров, в высоту 0 на 2 метра 30 сантиметров. Вода в котловане окрашена в красный цвет, на территории присутствует неестественный запах. Примерный объем отходов составляет 950 м3. К Акту проверки приложена фототаблица.
Из материалов проверки, проведенной ОМВД России по Маловишерскому району КУСП <номер скрыт> от <дата скрыта> следует, что в дежурную часть поступали сообщения от граждан, проживающих в д. <адрес скрыт> о том, что неизвестные лица привозят мусор на больших машинах и сваливают его в конце деревни в неустановленном для свалки месте. В ходе проверки отобраны объяснения от водителей, производивших вывоз и складирование мусора, которые сообщили, что данные действия ими совершаются в соответствии с договором, заключенным с Джафаровым К.З.о., который указал место для складирования отходов. Также водители транспортных средств сообщили, что мусор ими вывозится с территории ООО «Маловишерский стекольный завод».
Согласно договору купли-продажи <номер скрыт> от <дата скрыта> заключенному между ООО «Маловишерский стекольный завод» (Продавец) и <Ф.И.О. скрыты>2 (Покупатель), предметом договора является строительный бой для отсыпки и выравнивания рельефа на участке, принадлежащем покупателю на праве собственности.
Согласно справке специалиста Росприроднадзора - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу земельный участок (географические координаты: <номер скрыт> в.д.), который частично находится на земельном участке с кадастровым номером <номер скрыт> и частично на землях, государственная собственность на которые не разграничена, нарушен при проведении земельных работ по планировке территории с использованием грунта с большим количеством включений отходов, и подлежит рекультивации.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждено, что Джафаровым К.З.О. в нарушение п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером <номер скрыт> (географические координаты: <номер скрыт> в.д.) размещены отходы производства и потребление, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку ухудшает состояние почвы, в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду, что может повлиять на здоровье жителей Маловишерского района.
При таких обстоятельствах, исковые требования Новгородского межрайонного природоохранного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заявленный истцом срок для выполнения работ по рекультивации земель суд считает разумным и достаточным с учетом требований к порядку проведения рекультивации земель, установленному Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата скрыта> <номер скрыт>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Новгородского межрайонного природоохранного прокурора к Джафарову Конану Зираддину оглы о возложении обязанности выполнить определенные действия удовлетворить.
Обязать Джафарова Канан Зираддин Оглы <дата скрыта> г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес скрыт>, в течении 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель и рекультивировать земельный участок с географическими координатами: <номер скрыт> в.д., в порядке предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата скрыта> <номер скрыт>.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Чудовский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.М. Кулешина
Решение суда изготовлено в окончательной форме «29» декабря 2023 года
Судья А.М. Кулешина