УИД № 12RS0001-01-2020-000473-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Гайнутдиновой А.С., при секретаре судебного заседания Шалаевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по РМЭ к ПАО «Волжский гидролизно-дрожжевой завод» об обязании устранить нарушения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и установить размер санитарно-защитной зоны промышленной площадки,
установил:
Управление Роспотребнадзора по РМЭ обратилось в суд с вышеназванным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом в г.Волжске, Волжском районе и Моркинском районах вынесено постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым юридическое лицо ПАО «Волжский гидролизно-дрожжевой завод» (далее по тексту ПАО «ВГДЗ») за допущение нарушения санитарно-эпидемиологических требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий привлечено к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ.
В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № по п.1 сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Законное предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ год № получено законным представителем - директором ПАО «ВГДЗ» Томильченко В.А..
Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на ПАО «ВГДЗ». В соответствии с выданным предписанием на ответчика возлагалась обязанность по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства.
В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 292-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Руководствуясь данным положением в отношении ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая, документарная проверка, предметом которой являлась проверки исполнения пункта 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ № (распоряжение о внеплановой, документарной проверке от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой документарной проверки установлено, что ПАО «ВГДЗ» не выполнено в срок законное предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, а именно, не выполнен пункт 1 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не установлен размер санитарно-защитной зоны промплощадки ПАО «ВГДЗ», расположенной по адресу: <адрес>, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровья человека, что подтверждается отсутствием в сведениях Реестра санитарно-эпидемиологических заключений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача по РМЭ (или его заместителя) об установлении размера санитарно-защитной зоны промышленной площадки ПАО «ВГДЗ», что является нарушением п.2.1, п.4.1, п.4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изменениями и дополнениями) и квалифицируется по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Таким образом, ПАО «ВГДЗ» не выполнило в установленные законом сроки предписание по пункту 1, следовательно, совершено административное правонарушение, квалифицируемое по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
За невыполнение в установленные сроки до ДД.ММ.ГГГГ законного предписания от ДД.ММ.ГГГГ № по пункту 1 в отношении юридического лица ПАО «ВГДЗ» должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Волжского судебного района РМЭ вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ПАО «ВГДЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде предупреждения.
Юридическому лицу выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Законное предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ № было получено представителем ПАО «ВГДЗ» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Валиуллиным Ф.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик направил в адрес Управления Роспотребнадзора по РМЭ информацию (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) о невыполнении законного предписания от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Руководствуясь данным положением, в отношении ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая, документарная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ № (распоряжение о внеплановой, выездной проверке от ДД.ММ.ГГГГ №).
При проведении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица ПАО «ВГДЗ»ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ПАО «ВГДЗ» по месту нахождения промышленной площадки №: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на дату составления настоящего протокола, не выполнено в срок законное предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, а именно, не выполнено предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РМЭ в Волжском районе по результатам внеплановой документарной проверки в отношении ПАО «ВГДЗ» выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № (предписание получено представителем ПАО «ВГДЗ» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Валиуллиным Ф.А. ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с предписанием ПАО «ВГДЗ» предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить размер санитарно-защитной зоны промышленной площадки ПАО «ВГДЗ», расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п.п.2.1., 4.1., 4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также на дату составления настоящего протокола не установлен размер санитарно-защитной зоны промышленной площадки ПАО «ВГДЗ», расположенной по адресу: <адрес>, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека (решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача (его заместителя) по РМЭ в реестре Управления Роспотребнадзора по РМЭ об установлении санитарно-защитной зоны для промышленной площадки ПАО «ВГДЗ» не значится), что является неисполнением предписания, нарушением ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.2.1, 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ № и квалифицируется по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
За невыполнение в установленные сроки до ДД.ММ.ГГГГ законного предписания от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении юридического лица ПАО «ВГДЗ» должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на дату составления протокола ДД.ММ.ГГГГ законное предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № от ДД.ММ.ГГГГ не выполнено.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним их фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
В соответствии со ст.11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч.3 ст.39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ч.1 ст.24 Закона при эксплуатации производственных общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Допущенные ответчиком нарушения свидетельствуют о невыполнении данного требования и создают реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно экспертного заключения нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ПАО «ВГДЗ» от ДД.ММ.ГГГГ №, наиболее высокие концентрации на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) без учета фона получены для пыли кормовой (в перерасчете на белок) - 0,25 ПДК, наиболее высокие концентрации на территории с нормируемыми показателями среды обитания на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) без учета фона получены для пыли кормовой (в перерасчете на белок) - 0,22 ПДК.
Таким образом, за пределами промышленной площадки ПАО «ВГДЗ», уровни создаваемого загрязнения превышают 0,1 ПДК: указанная промышленная площадка является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека и требует установления размера санитарно-защитной зоны промышленной площадки.
Размещение жилых домов в санитарно-защитной зоне промышленной площадки ПАО «ВГДЗ»: жилой <адрес> на расстоянии 330 м в северном направлении, жилой <адрес> на расстоянии 400 м в западном направлении от границы промышленной площадки не исключает негативного воздействия загрязняющих вредных веществ на здоровье населения (дыхательную, сердечно-сосудистую системы организма человека).
В целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан.
Управление Роспотребнадзора по РМЭ просит суд обязать ПАО «ВГДЗ» устранить нарушения требований п.п. 2.1, 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а именно: установить размер санитарно-защитной зоны промышленной площадки ПАО «ВГДЗ», расположенной по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по РМЭ Чекуров А.Г. исковые требования поддержал, суду пояснил соответствующее изложенному в исковом заявлении.
Представитель ответчика ПАО «ВГДЗ» в судебное заседание не явился, представил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, указав, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМЭ полностью признает.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
От ответчика ПАО «ВГДЗ» в адрес суда поступило письменное заявление о признании исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМЭ в полном объеме.
Судом признание иска ответчиком принято, поскольку оно не противоречит закону, права иных лиц такое признание иска не нарушает.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены последствия признания иска представителем ответчика, предусмотренные ст.ст.39,173 ГПК РФ.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, заявленные исковые требования Управления Роспотребнадзора по РМЭ к ПАО «Волжский гидролизно-дрожжевой завод» об обязании устранить нарушения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и установить размер санитарно-защитной зоны промышленной площадки подлежат удовлетворению в связи с признанием ответчиком иска в полном объеме и принятия его судом.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по РМЭ к ПАО «Волжский гидролизно-дрожжевой завод» об обязании устранить нарушения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и установить размер санитарно-защитной зоны промышленной площадки, удовлетворить.
Обязать ПАО «Волжский гидролизно-дрожжевой завод» устранить нарушения требований п.п.2.1, 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а именно: установить размер санитарно-защитной зоны промышленной площадки ПАО «Волжский гидролизно-дрожжевой завод», расположенной по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Гайнутдинова А.С.
В окончательной форме решение принято 23 марта 2020 года.