№ 4-476/19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26.08.2019 г. г. Воронеж
Мировой судья судебного участка № 6 в Советском судебном районе Воронежской области Касаева И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 53, с участием Колоскова А.Н. дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении Колоскова Александра Николаевича, <ДАТА2> г.р., уроженца г. <АДРЕС>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, директора ООО «Фирма А.Н.К.»,
УСТАНОВИЛ:
16.10.2018 г. директор ООО «Фирма А.Н.К.» Колосков А.Н. по месту нахождения юридического лица - <АДРЕС> совершил административное правонарушение - нарушил срок представления в ПФР индивидуальных сведений о работающем застрахованном лице за сентябрь 2018 г. Страхователем сведения на 1 застрахованного лица представлены 10.01.2019 г., то есть с нарушением срока на 87 дней.
В судебном заседании Колосков А.Н. вину в совершении правонарушения не признал, пояснив, что поскольку ООО «Фирма А.Н.К.» была привлечена к ответственности по ч. 3 ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 №27-ФЗ и назначена финансовая санкция в размере 500 рублей, суд не вправе привлекать его как должностное лицо организации к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ. В Законе №27-ФЗ отсутствуют четкие сроки, в течение которых компания или ИП могут самостоятельно найти недочеты и до их обнаружения пенсионным фондом представить достоверные, уточненные или исправленные сведения. Данная позиция подтверждается определением судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22.07.2019 №305-ЭС19-2960. Он является единственным работником общества с ограниченной ответственностью. На вопрос суда пояснил, что решение о привлечении страхователя к ответственности №046S19190006303 от 24.04.2019 г.не обжаловал, 500 руб. не оплачивали.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Из п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 указанной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с п. 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:1) страховой номер индивидуального лицевого счета;2) фамилию, имя и отчество;3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
На основании ст. 15 названного Федерального закона страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Форма "Сведения о застрахованных лицах", утвержденная постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п, подписывается руководителем организации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователем является юридическое лицо - ООО "Фирма А.Н.К.".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ единоличным исполнительным органом Общества является директор Колосков А.Н., который в силу ст. 40 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, а также осуществляет иные полномочия, не отнесенные данным Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Таким образом, директор ООО "Фирма А.Н.К." Колосков А.Н. является должностным лицом Общества, уполномоченным представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ.
Обстоятельства совершения административного правонарушения и Колоскова А.Н. подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: протоколом №50/35019830ВС01 об административном правонарушении от 22.07.2019г., в котором зафиксированы изложенные выше обстоятельства совершения административного правонарушения; почтовым конвертом о направлении ООО «Фирма А.Н.К.» в адрес Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже почтовой корреспонденции 10.01.2019; копией описи вложения документов; отчетом об отслеживании отправления, сформированного официальным сайтом Почты России; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Фирма А.Н.К.»; извещением о доставке от ООО «Интерьер» пачки от 25.01.2019; уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; решением о привлечении страхователя к ответственности №046S19190006303 от 24.04.2019 г.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Принятие заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Воронежа решения от 24.04.2019о привлечении страхователя ООО «Фирма А.Н.К.» к ответственности в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, касающегося описанных выше обстоятельств, не является основанием для освобождения должностного лица общества с ограниченной ответственностью от административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 04.02.2019 N 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой", наряду с закрепленными в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" мерами государственного принуждения в отношении страхователей, нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о таком учете срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде.
Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.
Равным образом нельзя признать состоятельным утверждение Колоскова А.Н. о том, что у него отсутствовала обязанность в предоставлении отчетности по форме СЗВ-М, поскольку в организации отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, он является единственным работником.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, к которым в том числе относятся работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
При этом, согласно позиции ВАС РФ, изложенной в Определении от 05 июня 2009 года N 6362/09, указание в ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации на то, что положения главы 43 об особенностях регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций не распространяются на руководителя организации, который является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, не означает, что на указанных лиц не распространяется действие Трудового кодекса РФ. Иное нарушало бы их трудовые права.
Так, в ст. 16 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовые отношения, которые возникают в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора.
В силу ст. 39 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" назначение лица на должность директора оформляется решением единственного учредителя общества, следовательно, трудовые отношения с директором как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника.
Колосков А.Н., являясь директором, относится к числу застрахованных лиц и на него распространяется режим обязательного пенсионного страхования. ООО "Фирма А.Н.К.", являясь юридическим лицом, зарегистрированным в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязано предоставлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителя организации, являющегося единственным учредителем организации.
Указанная правовая позиция также нашла свое отражение в рекомендательных письмах Пенсионного фонда Российской Федерации от 07 июня 2018 года N 08/30755 "О предоставлении информации" и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 марта 2018 года N 17-4/10/В-1846.
При таких обстоятельствах мировой судья приходит к выводу о том, что вина должностного лица Колоскова А.Н. доказана, квалифицирует его действия ст. 15.33.2 КоАП РФ как непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также личность виновного, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, мировой судья считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере в соответствии с санкцией статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельства, исключающие производство по делу, не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Колоскова Александра Николаевича виновным в совершенииадминистративного правонарушения, предусмотренного 15.33.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по Воронежской области (ГУ ОПФР по Воронежской области лицевой счет 04314023520) Отделение Воронеж; счет № 40101810500000010004 ИНН 3664007552 КПП 366601001 БИК 042 007 001, ОКТМО 20701000, КБК 39211620010066000140.
Постановление может быть обжаловано в Советский районный суд г. Воронежа в течение десяти суток через мирового судью.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Квитанция об уплате административного штрафа подлежит представлению в судебный участок № 6 Советского судебного района Воронежской области по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 53.