Дата выдачи:_________ Дело № 5-1036/2021
Дата вступления в законную силу:__________
Срок предъявления к исполнению 2 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
(резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании <ДАТА1>)
<ДАТА2> с. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района <АДРЕС> края <ФИО1>, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном по ст. 12.27 ч.2 КоАП РФ, в отношении Ковтуна Андрея Николаевича, <ДАТА3> г.р., уроженца г. <АДРЕС> края, проживающего по адресу: <АДРЕС>, водительское удостоверение <ОБЕЗЛИЧЕНО>
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА4> в 13 часов 30 минут в районе дома <НОМЕР> по улице Морская в посёлке Де-Фриз <АДРЕС> района <АДРЕС> края водитель <ФИО2> управлял транспортным средством - автомобилем марки <ОБЕЗЛИЧЕНО>, государственный регистрационный знак В910ОТ/125РУС, в нарушение п. 2.5, п. 2.6.1 ПДД РФ оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Действия <ФИО2> не содержали признаков уголовно наказуемого деяния.
В судебное заседание <ФИО2> не явился, уведомлялся судом надлежащим образом путём направления в его адрес заказной почтовой корреспонденции, судебное уведомление возвращено в адрес суда за истечением срока хранения. О причинах своей неявки суд не уведомил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил. При таких обстоятельствах мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании потерпевший <ФИО3> подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Привёл показания аналогично содержания письменными объяснениям.
Выслушав потерпевшего, исследовав и оценив все материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, мировой судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Пунктом 2.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <ДАТА5> N 1090 (далее - Правила дорожного движения), предусмотрено, что при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Исходя из положений пунктов 2.5 - 2.6.1 Правил дорожного движения и статьи 11.1 Федерального закона от <ДАТА6> N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", оставить место дорожно-транспортного происшествия без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения в результате такого происшествия вреда только имуществу и отсутствия между ними разногласий на предмет характера, перечня и оценки полученных повреждений. Однако при указанных обстоятельствах водитель, причастный к дорожно-транспортному происшествию, обязан оформить документы о дорожно-транспортном происшествии на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, либо, в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия водителя, оставившего в нарушение требований названных выше пунктов Правил дорожного движения место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 1.2 ПДД РФ дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
В судебном заседании установлено, что <ДАТА4> в 13 часов 30 минут в районе дома <НОМЕР> по улице Морская в посёлке Де-Фриз <АДРЕС> района <АДРЕС> края водитель <ФИО2> управляя транспортным средством - автомобилем марки <ОБЕЗЛИЧЕНО>, государственный регистрационный знак В910ОТ/125РУС, совершив столкновение с транспортным средством - автомобилем марки Honda Avancier, государственный регистрационный знак У497ВО/125РУС, под управлением <ФИО4>, после чего в нарушение требований пункта 2.5, 2.6.1 Правил дорожного движения место дорожно-транспортного происшествия покинул.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Участие <ФИО2> в дорожно-транспортном происшествии <ДАТА4>, а также факт оставления им места данного дорожно-транспортного происшествия, подтверждаются следующими доказательствами, оценёнными судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ: протоколом об административном правонарушении 25 ПК <НОМЕР> от <ДАТА4> (л.д. 1); сообщением, зарегистрированным в КУСП <НОМЕР> от <ДАТА4> (л.д. 2); рапортом инспектора ДПС ОВДПС ГИБДД ОМВД России по <АДРЕС> району от <ДАТА4> (л.д. 3); рапортом старшего инспектора ДПС ОВДПС ГИБДД ОМВД России по <АДРЕС> району от <ДАТА4> (л.д. 4); письменными объяснениями потерпевшего <ФИО4> от <ДАТА4> (л.д. 6); схемой места ДТП от <ДАТА4> (л.д. 7).
Указанные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются полными, последовательными, согласующимися между собой, и содержат объективные сведения об обстоятельствах совершения <ФИО2> административного правонарушения, в связи с чем, оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется. Более того не имеется оснований для переоценки собранных по делу доказательств.
Каких-либо замечаний и возражений относительно недостоверности изложенных в вышеуказанных процессуальных документах сведений, в случае наличия таковых, <ФИО2> не указал.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА7> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой, судье в каждом случае необходимо устанавливать вину водителя в оставлении им места дорожно-транспортного происшествия, учитывая при этом конкретные фактические обстоятельства (например, характер наезда или столкновения, размер и локализацию повреждений), которые могут быть подтверждены любыми полученными с соблюдением требований закона доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.
Произошедшее событие отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия, которым в соответствии со статьей 2 Федерального закона от <ДАТА8> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктом 1.2 Правил дорожного движения является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Из схемы места дорожно-транспортного происшествия следует, что у автомобиля марки Honda Avancier, государственный регистрационный знак У497ВО/125РУС, имелись повреждения: правое заднее крыло; задний бампер; правый задний стоп-сигнал; скрытые повреждения, а у автомобиля марки <ОБЕЗЛИЧЕНО>, государственный регистрационный знак В910ОТ/125, повреждения: задний бампер, заднее левое крыло, скрытые повреждения.
Совокупность перечисленных выше доказательств, обстоятельства, при которых произошло дорожно-транспортное происшествие, а также характер повреждений, указанных в схеме места ДТП от <ДАТА4>, объективно свидетельствуют о том, что столкновение было для <ФИО2> очевидным, и он был осведомлён о своём участии в дорожно-транспортном происшествии.
О наличии у <ФИО2> умысла на оставление места дорожно-транспортного происшествия свидетельствуют и его действия непосредственно после столкновения.
Таким образом, то обстоятельство, что <ФИО2> стал участником дорожно-транспортного происшествия, обязывало его выполнить требования пунктов 2.5, 2.6.1 Правил дорожного движения РФ.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от <ДАТА9> N 6-П; определения от <ДАТА10> N 1818-О и от <ДАТА11> N 3056-О), закон, закрепляя обязанность лица, управляющего транспортным средством, под угрозой наказания оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия, связывает данную обязанность с интересами всех участников дорожного движения и необходимостью обеспечения выполнения ими взаимных обязательств, порождаемых фактом дорожно-транспортного происшествия. Это обусловлено в том числе характером отношений, складывающихся между водителем, управляющим транспортным средством как источником повышенной опасности, и другими участниками дорожного движения, и не противоречит конституционно-правовому требованию о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации). Устанавливая ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством, государство реализует свою конституционную обязанность защищать достоинство человека, его права и свободы, в том числе право на жизнь и здоровье, обеспечивать права потерпевших от преступления и компенсацию причиненного им ущерба (статья 2; статья 20, часть 1; статья 21; статья 41, часть 1; статья 45, часть 1; статья 52 Конституции Российской Федерации).
<ФИО2> оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, чем нарушил требования пунктов 2.5, 2.6.1 Правил дорожного движения, и при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, характеризующуюся умышленной формой вины, установлена и доказана в судебном заседании.
Оснований, позволяющих признать совершенное <ФИО5> административное правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не имеется в виду следующего.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, является безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <ДАТА12> N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» приоритетными задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, является формальным. Совершённое <ФИО5> правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку обстоятельства его совершения свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании им требований действующего национального законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения.
Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено. Оснований для освобождения <ФИО2> от административного наказания не усматривается. При составлении протокола об административном правонарушении <ФИО2> разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также ст. ст. 45, 51 Конституции РФ, о чём имеется его подпись.
При назначении <ФИО2> административного наказания суд учитывает обстоятельства совершения правонарушения и личность привлекаемого лица, и полагает необходимым назначить ему административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок, установленный санкцией ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, поскольку назначение такого вида наказания согласуется с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основывается на данных, подтверждающих соразмерность этой меры ответственности предусмотренным частью 1 статьи 3.1 названного кодекса целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
Правовых оснований для назначения <ФИО2> административного ареста суд не усматривает в силу следующего.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая в главе 3
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3.8, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Ковтуна Андрея Николаевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.7 КоАП РФ течение срока лишения права управления транспортными средствами начинается со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Согласно ч. 1.1. ст. 32.7 КоАП РФ, в течение трёх рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3.1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания - ГИБДД УМВД России по г. <АДРЕС>.
В соответствии с ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ, в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> края через мирового судью судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района <АДРЕС> края в течение 10 дней со дня получения или вручения копии мотивированного постановления.