Дело № 2-3276/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года г. Видное Московская область
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Куприяновой Я.Г., при секретаре Амбуловой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Видновского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского городского округа Московской области об обязании поставить на кадастровый учет и оформить технический паспорт на автомобильную дорогу,
УСТАНОВИЛ:
Видновский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Ленинского городского округа Московской области, в котором просил суд обязать ответчика поставить на кадастровый учет и оформить технический паспорт на автомобильную дорогу по адресу: <адрес>
В обоснование исковых требований указал на то, что Видновской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Ленинского городского округа Московской области.
Установлено, что на территории Ленинского городского округа расположена автодорога общего пользования по адресу: <адрес> Указанная дорога находится в собственности муниципального образования и на основании постановления администрации Ленинского муниципального района от 28.02.2019 № 712 «О закреплении на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением Ленинского муниципального района «ДорСервис», предоставлена бюджетному учреждению в пользование.
Городской прокуратурой по факту нарушения закона о кадастровом учете и паспортизации в адрес администрации Ленинского городского округа внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ., которое рассмотрено, однако нарушения закона не устранены, технический паспорт на дорогу по адресу: <адрес> не получен, на кадастровый учет объект не поставлен.
В результате бездействия должностных лиц администрации Ленинского городского округа Московской области, выразившегося в неисполнении обязанности по организации оформления технических паспортов и постановки на кадастровый учет указанной автодороги на территории <адрес>, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам местного значения.
В связи с вышеизложенным истец обратился с иском в суд.
Помощник Видновского городского прокурора в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2 представила письменный отзыв, в котором указала, что отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, не нарушает права неопределенного круга лиц. В настоящее время, в проекте бюджета Ленинского городского округа Московской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, в рамках муниципального задания МБУ «ДорСервис» предусмотрено <данные изъяты>. на проведение мероприятий по паспортизации автомобильных дорог местного значения. Просила суд вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, а также рассмотреть дело в свое отсутствие.
Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав представителя истца, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, Видновской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Ленинского городского округа Московской области.
Установлено, что на территории Ленинского городского округа расположена автодорога общего пользования по адресу: <адрес>. Указанная дорога находится в собственности муниципального образования и на основании постановления администрации Ленинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением Ленинского муниципального района «ДорСервис», предоставлена бюджетному учреждению в пользование.
Городской прокуратурой по факту нарушения закона о кадастровом учете и паспортизации в адрес администрации Ленинского городского округа внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ., которое рассмотрено, однако нарушения закона не устранены, технический паспорт на дорогу по адресу: <адрес> не получен, на кадастровый учет объект не поставлен.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно положениям ч.ч.1,4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В соответствии с ч.9 ст.6 Закона 257-ФЗ, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 № 150, предусмотрено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения приводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Технический паспорт дороги, является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения
При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424, утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В соответствии с ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Таким образом, бездействие администрации Ленинского городского округа Московской области, выразившееся в неисполнении обязанности по организации оформления технических паспортов и постановки на кадастровый учет автодороги по улице <адрес>, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, а, следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд считает возможным установить в соответствии с требованиями ч.2 ст.206 ГПК РФ срок исполнения решения суда в течение 1 года с момента его вступления в законную силу.
При этом, само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Видновского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать администрацию Ленинского городского округа Московской области в течение 1 года с момента вступления в силу решения суда поставить на кадастровый учет и оформить технический паспорт на автомобильную дорогу по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.02.2024г.
Судья Я.Г. Куприянова