Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3347/2022 ~ М-2705/2022 от 17.06.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2022 г.                                                                             г. Домодедово

Домодедовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи                                                        Е.В.Лебедеве

при секретаре                                                                                     Е.И.Хоменко

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о признании отсутствующим права, 3-и лица: администрация г/о Домодедово; комитет по управлению имуществом администрации г/о Домодедово; Управление Росреестра по МО,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в Домодедовский городской суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о признании отсутствующим права на земельный участок.

Свои исковые требования истец мотивировал тем, что ему на основании соглашения о перераспределении земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, выданного ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово, принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:28:0090409:430, общей площадью 1102 кв.м., по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, д.Вертково, <адрес>, запись о праве в ЕГРН 50:28:0090409:430-50/215/2020-1. Земельный участок был образован при объединении земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0090409:129 и 50:28:0090409:136. Земельный участок с кадастровым номером 50:28:0090409:136 был приобретен мной на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом, ФИО3 и ФИО2. ФИО2 приобрела указанный земельный участок на основании договора мены земельных участков заключенного между ФИО2 и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением начальника территориального управления Лобановского сельского округа администрации городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ за был утвержден проект границ и закреплении земельного участка в собственность за ФИО2 и закреплении в собственность за плату земельного участка площадью 730 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, д.Вертково, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7, являющимся наследником ФИО2 и истцом, ФИО3, был заключен договор дарения земельного участка площадью 329 кв.м. по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, д.Вертково, <адрес>. Постановлением Администрации городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ за «О предоставлении дополнительного земельного участка в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства», на основании того, что постановлением Руководителя администрации городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ за гр. ФИО2 был представлен в собственность за плату дополнительный земельный участок площадью 730 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, д.Вертково, <адрес>, примыкающий к основному земельному участку, площадью 329 кв.м.. ФИО2 не заключила с Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово договор купли-продажи предоставленного земельного участка. В соответствии с указанным постановлением истцу был предоставлен, за плату, земельный участок 730 кв.м.. В связи с изменением в законодательстве, а именно введении норм о перераспределении земельных участков, истец не успел выкупить указанный земельный участок и постановлением администрации городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, д.Вертково, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности. На основании указанного постановления администрации городского округа Домодедово, истец обратился в органы Росреестра, через МФЦ <адрес> с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельный участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности». Решением об отказе в приеме документов, о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельный участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ за №Р48513249 в связи с тем, что мной неправильно выбран вид обращения, т.к. по мнению указанного органа, истец может обратиться за предоставлением государственной услуги «предоставление земельного участка в аренду или собственность на торгах». В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях. По данным ЕГРН на спорный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации. Истец считает, что с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок Администрация <адрес> ограничена в праве распоряжения им. Истец считает, что земельный участок находится в его владении и не выбывал от него. Вышеуказанные акты органов местного самоуправления никем не оспорены. Тем самым, законодательством Российской Федерации установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .     Сведений о внесения спорного земельного участка в реестр федеральной собственности, отнесения земельных участков к исключительной собственности Российской Федерации, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> не имеется. Сведений об обращении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок так же не имеется. Сведений об обращении Российской Федерации для регистрации права собственности на спорный участок в регистрирующий орган так же нет. Таким образом, из-за регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок истец не может реализовать свое право на закрепление земельного участка в собственность и иным кроме судебного, невозможно защитить права и законные интересы.

    Исходя из изложенного, истец просит                                                                                                                                                     признать отсутствующим у Российской Федерации права собственности на земельный участок площадью 730 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0090409:138, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, <адрес>.

    Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен, его интересы представлял по доверенности ФИО8

    Явившийся в судебное заседание представитель истца по доверенности ФИО8 исковые требования доверителя поддержал в полном объеме, по обстоятельствам, полно изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

    Представитель администрации городского округа Домодедово и комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово, явившейся в судебное заседание, оставил решение по делу на усмотрение суда.

Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства и управлению государственным имуществом в <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в суд не явился, извещен.

Суд, на основании ст.167 ГПК РФ и мнения явившихся представителей сторон, определил слушать дело в отсутствии не явившихся сторон по делу.

Суд, проверив материалы дела, выслушав представителей по доверенности сторон, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО3, на основании соглашения о перераспределении земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, выданного ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово, принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:28:0090409:430, общей площадью 1102 кв.м., по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, д.Вертково, <адрес>, запись о праве в ЕГРН 50:28:0090409:430-50/215/2020-1.

Согласно материалам дела, указанный земельный участок был образован при объединении земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0090409:129 и 50:28:0090409:136.

Земельный участок с кадастровым номером 50:28:0090409:136 был приобретен мной на основании Договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между мной, ФИО3 и ФИО2

В свою очередь, ФИО2 приобрела указанный земельный участок на основании договора мены земельных участков заключенного между ФИО2 и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением начальника территориального управления Лобановского сельского округа администрации городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ за был утвержден проект границ и закреплении земельного участка в собственность за ФИО2 и закреплении в собственность за плату земельного участка площадью 730 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, д.Вертково, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7, являющимся наследником ФИО2 и истцом, ФИО3, был заключен договор дарения земельного участка площадью 329 кв.м. по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, д.Вертково, <адрес>.

Постановлением Администрации городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ за «О предоставлении дополнительного земельного участка в собственность за плату для ведения личного подсобного хозяйства», на основании того, что постановлением Руководителя администрации городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ за гр. ФИО2 был представлен в собственность за плату дополнительный земельный участок площадью 730 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, д.Вертково, <адрес>, примыкающий к основному земельному участку, площадью 329 кв.м..

ФИО2 не заключила с Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово договор купли-продажи предоставленного земельного участка.

В соответствии с указанным постановлением был предоставлен, за плату, земельный участок 730 кв.м.

    В связи с изменением в законодательстве, а именно введении норм о перераспределении земельных участков, истец не успел выкупить указанный земельный участок и постановлением администрации городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, д.Вертково, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности.

На основании указанного постановления администрации городского округа Домодедово, истец обратился в органы Росреестра, через МФЦ <адрес> с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельный участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Решением об отказе в приеме документов, о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельный участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ за №Р48513249 в связи с тем, что истцом неправильно выбран вид обращения, т.к. по мнению указанного органа, истец может обратиться за предоставлением государственной услуги «предоставление земельного участка в аренду или собственность на торгах».

          В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 9 ЗК РФ РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью).

Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

Исходя из статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Пунктами 1, 2 статьи 214 ГК РФ предусмотрено, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно выписке из ЕГРН правообладателем спорного земельного участка является ФИО1.

Из части 2 статьи 2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» (действовал до 01.07.2006г.) следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов РФ, так и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем, невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.

Согласно пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или в аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Таким образом, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.

В соответствии со ст.30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006г.

В силу ст. ст. 9, 13, 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов, и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской ФИО1 не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.

При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.            Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок не имеется.

Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001г., призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

Суд приходит к выводу, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, право собственности на земельный участок площадью 730 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0090409:138, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, <адрес> Российской Федерации не возникло.

В силу законодательства Российской Федерации, спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно абз.4 п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

       Таким образом, рассматривая представленные доказательства в совокупности, суд признает исковые требования ФИО3 законными и обоснованными.         На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО3 - удовлетворить в полном объеме.

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 730 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0090409:138, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, городской округ Домодедово, <адрес> – отсутствующим.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Домодедовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Лебедев

2-3347/2022 ~ М-2705/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волков Александр Евгеньевич
Ответчики
Территориальное управление Федерального агенства по управлению гос.имуществом по МО
Другие
Управление Федеральной службы гос.регистрации кадастра и картографии по МО
Комитет по управлению имуществом Администарации г/о Домодедово
Администрация г/о Домодедово
Суд
Домодедовский городской суд Московской области
Судья
Лебедев Евгений Владимирович
Дело на странице суда
domodedovo--mo.sudrf.ru
17.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2022Передача материалов судье
21.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2022Подготовка дела (собеседование)
18.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2022Судебное заседание
14.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2023Дело оформлено
19.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее