Дело №12-397/2024
УИД 12RS0003-01-2024-001024-91
Р Е Ш Е Н И Е
424028г. Йошкар-Ола 25 июня 2024 года
ул.Баумана 91 А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Демина В.Ю. на постановление № 37, вынесенное начальником отделения по подготовке и призыву граждан на военную службу военного комиссариата г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл Мочаловым С.Д., которым
Демин В.Ю., <иные данные>,
привлечен к административной ответственности по статье 21.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения по подготовке и призыву граждан на военную службу военного комиссариата г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл № 37 от 12 апреля 2024 года Демин В.Ю. привлечен к административной ответственности и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, Демин В.Ю. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить.
Поскольку в судебное заседание Демин В.Ю., надлежаще извещенный, не явился считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании 14 июня 2024 года Демин В.Ю. доводы и требования, изложенные в жалобе поддержал.
Должностное лицо административного органа Мочалов С.Д. 14 июня 2024 года с доводами жалобы не согласился. Пояснил, что Демин В.Ю. нарушил абзац второй пункта 2.1 статьи 31 Закона о воинской обязанности, за что предусмотрена ответственность по части 2 статьи 21.5 КоАП РФ, и он по ошибке в протоколе и в постановлении не указал часть 2 указанной статьи.
Исследовав представленные материалы, дополнительный материал, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 21.5 КоАП РФ, несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Закона о воинской обязанности), в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, сообщить в письменной или электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведения о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 настоящего Федерального закона).
Как усматривается из объема предъявленного правонарушения, Демин В.Ю., состоящий на воинском учете в военном комиссариате г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл, согласно требованиям статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не явился в двухнедельный срок с начала осеннего призыва граждан на военную службу (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в военный комиссариат г. Йошкар-Ола для сверки данных воинского учета. Уважительные причины, установленные законодательством отсутствуют.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Демина В.Ю. к административной ответственности по статье 21.5 КоАП РФ, без указания конкретной части статьи.
Между тем с актом должностного лица согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в числе прочих, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что, несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 Кодекса, конкретной статьи Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Протокола об административном правонарушении и постановление, вынесенное в отношении Демина В.Ю. не содержит указания на конкретную часть статьи 21.5 КоАП РФ, наказание назначено в размере 1000 рублей.
Однако, по рассматриваемому делу судья лишен возможности переквалифицировать деяние Демина В.Ю. на часть 2 статьи 21.5 КоАП РФ, поскольку объективная сторона части 2 статьи 21.5 КоАП РФ выражается в несообщении гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией.
В вину Демину В.Ю. предъявлено только, что он не явился в двухнедельный срок с начала осеннего призыва граждан на военную службу (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в военный комиссариат г. Йошкар-Ола для сверки данных воинского учета, что не квалифицируется ни одной из частей статьи 21.5 КоАП РФ.
Следовательно, Демину В.Ю. указанные обстоятельства в диспозиции части 2 статьи 21.5 КоАП РФ, не вменены.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанное нарушение требований названного кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
Следовательно, протокол об административном правонарушении по рассматриваемому делу нельзя признать допустимым доказательством и не мог быть использован должностным лицом при вынесении постановления (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Выше изложенное не позволяет согласиться с доводом Демина В.Ю. об отсутствии в его деянии состава и события административного правонарушения.
Вместе с этим, довод Мочалова С.Д. о том, что за нарушение Деминым В.Ю. абзаца второго пункта 2.1 статьи 31 Закона о воинской обязанности, предусмотрена ответственность по части 2 статьи 21.5 КоАП РФ, принять нельзя.
Действительно, согласно абзаца 2 пункта 2.1 статьи 31 Закона о воинской обязанности, предусмотрено, гражданин, подлежащий призыву на военную службу (за исключением граждан, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), не получивший повестку военного комиссариата в период проведения призыва на военную службу, установленный настоящим Федеральным законом, в двухнедельный срок со дня начала следующего периода проведения призыва на военную службу, установленного для него настоящим Федеральным законом, обязан лично явиться в военный комиссариат для сверки данных воинского учета.
Между тем за неисполнение данной обязанности административная ответственность не предусмотрена.
Административная ответственность по части 2 статьи 21.5 КоАП РФ наступает только при несообщении в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией.
Однако, как указано было выше в вину Демину В.Ю. предъявлено только, что он не явился в двухнедельный срок с начала осеннего призыва граждан на военную службу (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в военный комиссариат г. Йошкар-Ола для сверки данных воинского учета, что не квалифицируется ни одной из частей статьи 21.5 КоАП РФ.
Согласно свидетельства о перемене имени ДД.ММ.ГГГГ НВЮ переменил фамилию на – Демин.
Поскольку протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу правонарушение, который по рассматриваемому делу составлен с существенными процессуальными нарушениями, и возможность устранения этих нарушении утрачена, то его нельзя отнести к доказательствам по делу.
Следовательно, производство по делу подлежит прекращению за недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отделения по подготовке и призыву граждан на военную службу военного комиссариата г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл № 37 от 12 апреля 2024 года о признании Демин В.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 КоАП РФ, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании подпункта 3 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.Я. Сабирьянов