Дело № 12-97/2022 УИД-0
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
16 сентября 2022 года г. Облучье
Судья Облученского районного суда ЕАО Никитченко А.А.
с участием:
помощника прокурора Облученского района ЕАО Сенотовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Черновой Эльвиры Валерьевны на постановление мирового судьи Теплоозёрского судебного участка Облученского судебного района ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо - глава администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Чернова Эльвира Валерьевна привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Облученского района ЕАО ФИО в отношении должностного лица - главы администрации МО «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Черновой Э.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, выразившемся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут на участках автомобильных дорог в <адрес> выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Постановлением мирового судьи Теплоозёрского судебного участка Облученского судебного района ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – глава администрации МО «Кульдурское городское поселение» Чернова Э.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ, в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок, главой администрации МО «Кульдурское городское поселение» Черновой Э.В. подана в суд жалоба на постановление мирового судьи, мотивированная тем, что на момент принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении у администрации Кульдурского городского поселения не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом ею, как главой поселения, приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению. В соответствии с постановлением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной программы «Сохранение и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Кульдурского городского поселения на 2021-2023 год» в бюджете поселения на ДД.ММ.ГГГГ год запланированы денежные средства на организацию работ по отсыпке и грейдеровке проезжих частей в <адрес>, профилированию уличной дорожной сети, включая работы по очистке улиц в осенний и зимний период. Поскольку на территории Кульдурского городского поселения отсутствует компания по обслуживанию автомобильных дорог местного значения, администрация вынуждена заключать контракты по аренде транспортных средств с экипажем для выполнения работ по грейдеровке дорог, ямочному ремонту и т.д. При этом в ДД.ММ.ГГГГ года УФК по ЕАО приостановило операции по расходованию бюджетных средств администрацией поселения, в связи с чем расчет с подрядчиками по муниципальным контрактам производится только по исполнительным листам. В таких условиях потенциальные подрядчики не согласны работать, поскольку несут дополнительные затраты за счет собственных средств. В ДД.ММ.ГГГГ года администрация Кульдурского поселения заключила договор с единственным поставщиком, согласившимся работать на указанных условиях, и ДД.ММ.ГГГГ работы по профилированию дорожной сети были проведены.
Кроме того, участок дороги по <адрес> в <адрес>, где были выявлены нарушения, входит в автомобильную дорогу «Подъезд к п. Кульдур», которая является автомобильной дорогой регионального значения и на основании решений Собрания депутатов поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № передана в собственность правительства ЕАО, на что администрация указывала в ответе на представление прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным просит суд отменить постановление мирового судьи Теплоозёрского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Черновой Э.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и производство по делу прекратить.
В судебное заседание должностное лицо - глава администрации МО «Кульдурское городское поселение» Чернова Э.В. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
В соответствии со ст. 25.1, ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося должностного лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Помощник прокурора Облученского района ЕАО Сенотова В.В. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы Черновой Э.В. отказать в связи с тем, что постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Пояснила, что проверку состояния автомобильных дорог Кульдурского городского поселения она проводила совместно с сотрудником ГИБДД, при этом присутствовала глава поселения Чернова Э.В., никаких замечаний от которой в ходе проверки, а также при возбуждении дела об административном правонарушении не поступало.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 36, п. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояние дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документа, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров, либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений абз. 2 п.6 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог в части дорожной одежды, в числе прочего, входят:
устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов;
восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 км.
Требования к качеству дорожного покрытия установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 50597-2017 требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с таблицей 5.3 повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,6 кв.м., длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью от 0,1 кв.м. до 5,2 кв.м., должны устраняться в срок от 5 до 20 суток.
В пункте 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 указано, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Из материалов дела установлено, что в ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ на основании соответствующего решения заместителя прокурора Облученского района обследования автомобильных дорог Кульдурского городского поселения, в котором принимали участие помощник прокурора района Сенотова В.В., инспектор ДПС ГИБДД УМВД России по ЕАО ФИО и глава Кульдурского городского поселения Чернова Э.В., выявлены нарушения требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, а именно, пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, о чем составлен соответствующий акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно акту, в <адрес> ЕАО по <адрес> посередине проезжей части имеется яма глубиной 80 см, окружностью 30х40 см; по <адрес> с начала дороги от <адрес> на грунтовом покрытии имеются пробоины, незначительные ямки; по <адрес> имеются незначительные ямки; по <адрес> имеется яма с углублением по всей ширине проезжей части (лужи), что затрудняет движение транспортных средств.
Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ подписан главой Кульдурского городского поселения Черновой Э.В. без каких-либо замечаний и дополнений.
Выявленные в ходе прокурорской проверки недостатки в эксплуатационном состоянии и обустройстве автомобильных дорог Кульдурского городского поселения являются нарушениями вышеперечисленных нормативных требований, что, в свою очередь, образует событие правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Статьей 2.4 КоАП РФ определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.
В соответствии с постановлением главы Кульдурского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Чернова Э.В. вступила в должность главы данного муниципального образования с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, в силу вышеперечисленных норм является должностным лицом, ответственным за надлежащее состояние и безопасность автомобильных дорог местного значения городского поселения.
Поскольку в силу требований федерального законодательства ответственность по контролю за содержанием автомобильных дорог местного значения на территории МО «Кульдурское городское поселение» возложена на главу указанного муниципального образования, правильными являются выводы мирового судьи о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в действиях должностного лица – главы МО «Кульдурское городское поселение» Черновой Э.В.
Доводы жалобы Черновой Э.В. о принятии всех зависящих от неё мер по соблюдению требований законодательства в части содержания дорог местного значения подлежат отклонению, поскольку доказательств принятия данных мер до выявления прокуратурой факта нарушения обязательных требований должностным лицом не представлено.
Сведений о невозможности исполнить вышеперечисленные требования законодательства в силу объективных причин должностным лицом ни на момент проверки, ни при возбуждении дела об административном правонарушении прокурором, ни при рассмотрении дела мировым судьей не было представлено.
Факт того, что участок дороги по <адрес> в <адрес> входит в автомобильную дорогу «Подъезд к п. Кульдур», переданную из муниципальной собственности в собственность правительства ЕАО, не нашел своего подтверждения в ходе исследования письменных материалов дела.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по делу мировым судьей не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции статьи за совершенное правонарушение, в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи Теплоозёрского судебного участка Облученского судебного района ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – главы администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Черновой Эльвиры Валерьевны к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу Черновой Эльвиры Валерьевны – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья А.А. Никитченко