Дело № 5-34-50/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Михайловка Волгоградской области 11 февраля 2021 года Мировой судья судебного участка № 34 Михайловского судебного района Волгоградской области Моисеев М.Н., с участием помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Шибитовой Ю.М.рассмотрев административный материал в отношении должностного лица главного врача ГБУЗ «Михайловская центральная районная больница» Калмыкова Андрея Викторовича, родившегося <ДАТА2> в г. <АДРЕС>, русского, гражданина РФ, с высшим образованием, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, сведений о совершении однородных административных правонарушений в течение срока, когда лицо считается подвергнутым наказанию, не имеется,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
15.12.2020 г. заместителем Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области <ФИО1> вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении должностного лица Калмыкова А.В. по ст. 5.59 КоАП РФ на основании следующего: по результатам проведенной проверки в ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» установлено, что 02.11.2020 г. в ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» поступило обращение <ФИО2> главного врача <ФИО3> Ответ на указанное обращение дан 02.12.2020 г. и направлен заявителю 07.12.2020 г. - через 35 дней, что подтверждается номером заказного отправления 40334349721820.
Для рассмотрения дела защитник Михина Н.Н. не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом (в деле имеется расписка от 05.02.2021) представила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, просила учесть письменные объяснения Калмыкова А.В., применить к нему положения ст. 2.9 КоАП РФ. Ранее, в судебном заседании от 29.12.2020 пояснила, что Калмыков А.В. согласен с постановлением прокурора, признаёт вину в совершённом правонарушении, допустил его по причине отсутствия надлежащего контроля за исполнением поручений со стороны подчинённых работников, впредь обязуется подобного не допускать. Вместе с тем, просит применить к нему положения ст. 2.9 КоАП РФ, учитывая, что правонарушение совершено в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, организация которой входит в обязанности главного врача, в круглосуточном режиме с марта 2020 года по настоящее время. Кроме того, в связи с пандемией, численность медицинского персонала ГБУЗ «МЦРБ» сократилась до 30%, что вызывает проблемы с оперативностью выполнения медработниками как прямых обязанностей, так и иных. В связи с тем, что основное внимание главного врача сосредоточено на обеспечении работы медицинского учреждения в таких условиях, было допущено выявленное правонарушение. Для рассмотрения дела должностное лицо Калмыков А.В. не явился, извещен своевременно и надлежащим образом (в деле имеется расписка от 05.02.2021), предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, вину признал, в содеянном раскаялся, просил применить положения ст. 2.9 КоАП РФ. Помощник Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Шибитова Ю.М. не возражавшая рассмотреть дело в отсутствие должностного лица Калмыкова А.В., поддержала изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении доводы и просила признать должностное лицо Калмыкова А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, а также назначить ему наказание виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 5.59 КоАП РФ. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Выслушав заключение старшего помощника Михайловского межрайонного прокурора Шибитовой Ю.М., исследовав письменныематериалы дела, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В целях обеспечения реализации данной нормы принят Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Согласно ч. 3 ст. 8 Закона, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресацииобращений, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 Закона.
В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, составляет противоправное действие или бездействие субъектов, уполномоченных рассматривать обращения, заключающееся в не предоставлении ответа заявителю, либо нарушении законодательно-установленных сроков рассмотрения письменного обращения (обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации), процедуры рассмотрения обращения, либо в предоставлении ответа не по существу поставленных вопросов.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права граждан на обращение.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-Ф3 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Приказом от 09.01.2020 г. № 07-03001 Калмыков А.В. назначен на должность главного врача ГБУЗ «Михайловская ЦРБ». В соответствии с п. 2.8 должностной инструкции главного врача ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» Калмыкова А.В., утвержденной председателем Комитета здравоохранения Волгоградской области 10.01.2020 г. главный врач учреждения обязан организовать своевременное и качественное рассмотрение обращений гражданпо вопросам оказания медицинской помощи, принятие по каждому из них конкретных решений и осуществлять контроль за их исполнением.
Таким образом, лицом ответственным за направление ответа в адрес <ФИО4>a name="_GoBack">., являлся главный врач ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» Калмыков А.В.
Вина должностного лица Калмыкова А.В. подтверждается следующими письменными материалами дела:
- постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 15.12.2020 г.,
- копией заявления <ФИО2>
- копией акта проверки от 09.12.2020 г.
- копией ответа на обращение <ФИО2> от 03.11.2020 г. - копией чека от 07.12.2020 г. Выявленные нарушения не способствуют реализации гарантированногоКонституцией Российской Федерации права гражданина на обращение в органы местного самоуправления, приводит к необъективному и неполному рассмотрению обращений.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, в действиях должностного лица - главного врача ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» Калмыкова А.В. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - т.е. нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса. Обстоятельством смягчающим административную ответственность, является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.При рассмотрении дела установлено, что 02.11.2020 г. в ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» поступило обращение <ФИО2> главного врача <ФИО3> Ответ на указанное обращение дан 02.12.2020 г. и направлен заявителю 07.12.2020 г. - через 35 дней, что подтверждается номером заказного отправления 40334349721820.
При вынесении постановления суд учитывает и следующие обстоятельства. С марта 2020 года в области введен режим повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» установил новые правила работы медорганизаций во время пандемии коронавируса. В реальности все медучреждения столкнулись с дополнительными трудностями - организация карантина, закупка дезсредств и экстренный режим работы сотрудников. В соответствии с приказом главного врача ГБУЗ «МЦРБ» от 26.04.2020 №102 «Об организации инфекционного стационара, перепрофилировании инфекционного, пульмонологического и оториноларингологического отделений для оказания медицинской помощи больным с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекцией» организована работа инфекционного стационара на 97 коек. Позднее ГБУЗ «МЦРБ» был передан в безвозмездное пользование онкологический диспансер, с котором развернуто 150 коек для больных новой коронавирусной инфекцией. В ДХО ( детском хирургическом отделении ) размещено 30 коек под инфекционное отделение, (всего 297 мест, и все постоянно заняты). Возникла необходимость в организации и проведении подготовительных работ: переобучались сотрудники, создавались санпропускники, разрабатывались схемы маршрутизации персонала и пациентов, запасались лекарства, расходные материалы, СИЗ. Не имея такого запаса, работу ковидного госпиталя начинать нельзя, иначе неизбежны большие потери среди медицинского персонала. Медиков пришлось заново учить правилам пользования средствами индивидуальной защиты, прежде такого опыта большинство из них не имело. Врачи и медсестры госпиталей каждый день совершают подвиги: они работают с короткими перерывами, каждый ведет десятки пациентов одновременно. Некоторые не выдерживают, увольняются. Терапевты поликлиникивынуждены вести круглосуточное дежурство в приемном покое, отделениях. Ежедневно первичное обращение с признаками ОРВ не исключающие коронавирус составляет более 100 человек, вторичные приемы 50-70 человек. Одновременно с лавиной больных еще и вызовы врача на дом, ежедневно регистрируется до 50 обращений, прием ведут два терапевта (часть врачей ушли на больничный). Главным врачом обеспечена возможность отдыха для персонала после дежурства рядом с местом работы, постоянно проводится работа по поставке одноразового хирургического белья защитных костюмов, масок, респираторов 3-й степени защиты, очков, средства дезинфекции и т.д.. Сегодня проблем со средствами индивидуальной защиты нет, тему удалось закрыть. Ведется работа по созданию кадрового резерва, и эта работа продолжается ежедневно, ведь заболевших и на время выбывших из строя врачей и сестер приходится заменять. Чтобы эта система работала, необходима слаженная команда, поэтому приходится вести ежедневную работу в этом направлении. В связи с отсутствием в учреждении специалистов по сосудам, при необходимости главный врач (как сосудистый хирург) ведет осмотр больных в инфекционных госпиталях, проводит осмотр пациентов с подозрением на сосудистые заболевания артерий и вен. Функционирование приемного отделения в ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» ведется в круглосуточном режиме без перерывов в течение всего года. Главный врач осуществляет контроль за организацией работы приемного отделения больницы, осуществляет дежурство в качестве терапевта в приемном покое. Ежедневно комитет здравоохранения Волгоградской области проводит селекторные совещания с руководителем ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» и заместителями. Круглосуточно направляются отчеты о заболеваемости. Документооборот учреждения в связи с пандемией увеличился в разы. По сравнению с эти же периодом прошлого года запросов с прокуратуры увеличилось в 25 раз. Участились проверки сотрудниками Михайловской межрайонной прокуратуры. Таким образом, нарушение Калмыковым А.В. допущено по причине того, что все имеющиеся силы и средства ГБУЗ «Михайловская центральная районная больница» направлены на обеспечение борьбы с новой коронавирусной инфекцией, в условиях огромного дефицита медицинских работников в период пандемии. Какого-либо вреда или негативных последствий от совершённого Калмыковым А.В. правонарушения не наступило. Суд принимает во внимание, что кроме коронавирусной инфекции есть еще множество других болезней, огромное количество людей страдают тяжелыми хроническими заболеваниями. Это не только онкологические, кардиологические пациенты. Потому надо заботиться не только о том, чтобы больница поменяла профиль, принимала инфекционных пациентов. Не меньшего внимания требуют «обычные» пациенты. Их обследование, их лечение должны проводиться в условиях максимальной безопасности. Есть четкие протоколы ведения больных в условиях пандемии. В любом лечебном учреждении должен быть так называемый заградительный кордон. Его задача не пропустить инфицированного больного в лечебное учреждение. Это и порядок смены халатов каждые два часа, и специальная обработка всех поверхностей, и многое другое. Это требует дополнительных немалых средств и является основной заботой и ответственностью главного врача. При этом мировой судья учитывает, что правонарушение Калмыковым А.В. совершено всфере отношений, связанных с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установленного порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным. Применение ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении является правом должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении. По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Таким образом, следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. К числу исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае, относится то, что лицом привлекаемым к административной ответственности были устранены последствия совершенного правонарушения. Должностное лицо - главный врач ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» Калмыков А.В. к ответственности за аналогичные нарушения не привлекался. Из представленных доказательств, характеризующих роль и степень вины правонарушителя, обстоятельства правонарушения и характер наступивших последствий, не усматривается, что допущенное заявителем конкретное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемымобщественным интересам.
По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Понятие соразмерности является оценочным и ее установление отнесено на усмотрение суда.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины должностного лица достигнуты предупредительные цели административного производства, предусмотренные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.Таким образом, учитывая отсутствие негативных последствий, мировой судья приходит к выводу, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, и в этой связи, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, считает возможным освободить должностное лицо - главного врача ГБУЗ «Михайловская ЦРБ» Калмыкова А.В. от административной ответственности в соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 4.2, 4.3, 5.59, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья ПОСТАНОВИЛ: должностное лицо - главного врача ГБУЗ «Михайловская центральная районная больница» Калмыкова Андрея Викторовича освободить от административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием. Производство по административному делу в отношении Калмыкова Андрея Викторовича по статье 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить. Постановление может быть обжаловано в Михайловский районный суд Волгоградской области через мирового судью судебного участка № 34 Михайловского судебного района Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Мировой судья М.Н.Моисеев