Мировой судья Неганова О.Н. Дело №11-16/2023
АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Томск 15 мая 2023 года
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Марущенко Р.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шумковой А.Г.,
помощник судьи Незнанова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске апелляционную жалобу ответчика Коверника Алексея Николаевича на решение мирового судьи судебного участка №4 Томского судебного района Томской области от 26.01.2023 по гражданскому делу по иску Акционерного общества «ТомскРТС» к Ковернику Алексею Николаевичу о взыскании задолженности,
установил:
Акционерное общество «ТомскРТС» (АО «ТомскРТС») обратилось в суд с иском к Ковернику А.Н. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию на нужды отопления и ГВС за период с июня 2021 года по март 2022 года в размере 13 259,58 руб., пени в размере 252,28 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 540,48 руб.
В обоснование иска указано, что в соответствии с Приказом Министеркства энергетики Российской Федерации № 17 от 26.01.2015 поставку тепловой энергии потребителям г. Томска осуществляет АО «ТомскРТС». Коверник А.Н. является собственником 1/2 доли в праве на нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> (общей площадью 87 кв.м). За июнь 2021 года, сентябрь 2021 года - март 2022 года в указанном нежилом помещении осуществлялось потребление тепловой энергии на нужды отопления без заключения письменного договора теплоснабжения с АО «ТомскРТС», при этом оплата за потребленную тепловую энергию ответчиком не производилась, в связи с чем образовалась задолженность в размере 13 259,58 руб.
В судебном заседании представитель истца Столярова А.А. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что нежилое помещение, принадлежащее ответчику на праве собственности 1/2 доли, находится в многоквартирном доме, в связи с чем к отношениям сторон подлежат применению положений «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Поддержала письменные дополнения по делу.
Представитель ответчика Ковреника А.Н. - Ковылина Лариса Ивановна в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что спорное помещение было приобретено ответчиком уже с отсутствующей системой прямого подключения к центральному отоплению, радиаторы отопления отрезаны и заизолированы стояки, в связи с чем, взимание платы за отопление не должно производиться. В подтверждение своей позиции приводит заключение экспертиз от 11.02.2014, 10.04.2020.
Обжалуемым решением мирового судьи судебного участка №4 Томского судебного района Томской области от 26.01.2023 исковые требования Акционерного общества «ТомскРТС» удовлетворены. Судом постановлено:
Взыскать с Коверника Алексея Николаевича (ИНН 7017244574434) в пользу Акционерного общества «ТомскРТС» (ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880) задолженность за потребленную тепловую энергию на нужды отопления и гвс за период: июнь 2021 года - март 2022 года в размере 13 259,58 руб., пени в размере 252,28 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 540,48 руб.
В апелляционной жалобе ответчик Коверник А.Н. просит решение мирового судьи судебного участка №4 Томского судебного района Томской области от 26.01.2023 отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Акционерного общества «ТомскРТС» в полном объеме.
Представитель Акционерного общества «ТомскРТС» Столярова А.А. полагала, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции были полностью и всесторонне исследованы имеющиеся в деле доказательства. Выводы суда полностью соответствуют установленным им фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Просила оставить решение Мирового судьи судебного участка №4 Томского судебного района Томской области по делу №2-4/2023 от 26.01.2023 без изменения, а апелляционную жалобу Коверника А.Н.- без удовлетворения, о чем указала в представленном суду письменном отзыве на апелляционную жалобу от 11.05.2023.
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам абз. 1 ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правила предусмотренные статьями 539 - 547 указанного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 29 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Согласно части 3 статьи 23.8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Единая теплоснабжающая организация в течение трех месяцев с даты начала переходного периода обязана направить потребителям, за исключением потребителей, заключивших договоры теплоснабжения в соответствии с частями 2.1 - 2.3 статьи 8, частями 9 и 10 статьи 10, частью 9 статьи 23 настоящего Федерального закона, теплоснабжающим организациям, владеющим на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии, теплосетевым организациям, расположенным в зоне ее деятельности, предложения о заключении договора теплоснабжения, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Потребитель в течение тридцати дней со дня поступления ему предложения о заключении договора теплоснабжения обязан заключить соответствующий договор с единой теплоснабжающей организацией либо представить единой теплоснабжающей организации письменный мотивированный отказ от заключения договора, если условия такого договора не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. В случае, если по истечении этого срока потребитель не подписал договор теплоснабжения и не представил письменный мотивированный отказ от заключения такого договора, такой договор считается заключенным.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 указанного Кодекса.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Общедомовой трубопровод системы центрального отопления в силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4). При осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель принимал во внимание необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использованию и, предусмотрев в статье 157 указанного Кодекса общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, установил в качестве основного принципа учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг; делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель руководствовался Конституцией Российской Федерации, ее статьями 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1), имея в виду последовательное воплощение названного принципа в специальных нормах жилищного законодательства.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочие, предоставленное ему частью 1 статьи 157 ЖК РФ, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регламентирующие, в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, дифференцированный в зависимости от наличия коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а также способа оплаты данной коммунальной услуги - в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (пункт 42(1)).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе услуги по отоплению), а также нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определен одноименными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306: соответствующие нормативы утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома (пункты 3 и 4); норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам, которые в качестве элемента расчета содержат общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и количество тепловой энергии, необходимой для отопления такого дома в целом (пункты 3 и 18 приложения N 1), и тем самым позволяют исчислять единый норматив потребления данной коммунальной услуги без применения отдельного норматива ее потребления на общедомовые нужды. При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 признаны утратившими силу положения данных Правил, предусматривающие формулы определения и расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения N 1).
Такое правовое регулирование предполагает, что рассчитанная с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10.07.2018 N 30-П).
В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306"Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме", потери тепловой энергии в общедомовых сетях подлежат учету при установлении норматива потребления коммунальной услуги отопление и при отсутствии общедомового прибора учета не могут быть предъявлены к оплате дополнительно к объему тепловой энергии, определенному путем умножения общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме на утвержденный в установленном законом порядке норматив потребления.
При рассмотрении требований о взыскании с собственника задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в нежилое помещение, через которое проходит трубопровод системы отопления или горячего водоснабжения, установлению подлежат как принадлежность, функциональное назначение, состояние последнего (общедомовое имущество, транзитные сети, изоляция), так и наличие (отсутствие) в нежилом помещении отопительных приборов (радиаторов), соответствие температуры нормативным показателям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственником 1/2 доли в праве на нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> является Коверник А.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРН. Данное нежилое помещение находится в цокольном этаже многоквартирного жилого дома, подключенного к центральному отоплению. Поставку тепловой энергии потребителям <адрес> осуществляет АО «ТомскРТС». Договор на отпуск тепловой энергии сторонами не заключен. За период: июнь 2021 года, сентябрь 2021 года - март 2022 года образовалась задолженность по оплате потребленной тепловой энергии в указанном нежилом помещении в размере 13 259,58 руб.
Также судом установлено, что спорное нежилое помещение общей площадью 87 кв.м. обогревается электрическими тепловентиляторами. Нежилое помещение имеет общие коммуникации с многоквартирным домом, в том числе теплоснабжение.
Разрешая исковые требования Акционерного общества «ТомскРТС», суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, как все другие собственники помещений в спорном МКД, является потребителем тепловой энергии, в связи с чем обязан производить оплату потребленной тепловой энергии. Полагал, что фактически, часть объема поставленной в МКД со стороны АО «ТомскРТС» тепловой энергии, являющейся тем самым услугой отопления в спорный период, также затрачена и на обогрев помещения ответчика, что также подразумевает под собой обязанность оплаты фактически оказанной услуги отопления. Однако оплата тепловой энергии ответчиком не производилась. Вся сумма, начисленная за отопление нежилого помещения по адресу <адрес> за период с июня 2021 года по март 2022 года в размере 13 259,58 руб., пени в размере 252,28 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 540,48 руб. были взысканы с Коверника А.Н.
Суд апелляционной инстанции признает данные выводы мирового судьи обоснованными.
Возражения ответчика Коверника А.Н., повторяющиеся в апелляционной жалобе, о том, что принадлежащий ему нежилое помещение не оборудовано приборами системы отопления, суд не принимает, поскольку тот факт, что в спорном нежилом помещении отсутствует прямое подключение к тепловому узлу, помещение не отапливается, не влечет освобождение ответчика от несения расходов за потребленную теплоэнергию, поскольку система отопления нежилого помещения совместная с жилой частью дома, имеются проходящие стояки, нежилое помещение не имеет ИПУ тепловой энергии. Изоляция стояков не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в многоквартирный дом, где распределяется, в том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая как индивидуально квартиру, так и весь объект теплоснабжения в целом, а потому ответчик обязан оплачивать потребление тепловой энергии с учетом формулы, изложенной в п. 42 (1) Правил N 354, то есть исходя из показаний общедомового прибора учета, поскольку многоквартирный дом отапливается как единый объект.
При этом, поскольку в многоквартирном доме по адресу <адрес> имеется централизованное отопление, то даже при изоляции труб в помещении ответчика, отопление осуществляется с помощью остаточного тепла от смежных помещений и конструктивных элементов многоквартирного дома.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены мировым судьей при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При рассмотрении заявленного спора мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, произвел оценку доказательств, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение в полном соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления из доводов апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка №4 Томского судебного района Томской области от 26.01.2023 по гражданскому делу по иску Акционерного общества «ТомскРТС» к Ковернику Алексею Николаевичу о взыскании задолженности, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Коверника Алексея Николаевича, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья /подпись/ Марущенко Р.В.
Копия верна
Подлинник подшит в гражданском деле № 2-4/2023
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 22.05.2023.
Судья Марущенко Р.В.
Секретарь Шумкова А.Г.