дело № 2-6082/2022
УИД: 50RS0036-01-2022-007443-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2022 года
г. Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Чуткиной Ю.Р.,
при секретаре ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Министерству социального развития <адрес> о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семьи» от <дата> № незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи.
В обоснование иска указано, что истец обратилась в Пушкинское окружное УСЗН Министерства социального развития <адрес> с заявлением о присвоении статуса многодетной семьи. На данное заявление истец получила отказ Министерства социального развития <адрес> от <дата> № в установлении статуса многодетной семьи по причине отсутствия постоянной регистрации в <адрес> у сына ФИО, <дата> г.р., с чем она не согласна. Истец полагает, что имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных законом для данной категории граждан, так как ее семья является многодетной, проживающей на территории <адрес>, а именно в <адрес>. С <дата> сын истца - ФИО имеет временную регистрацию в <адрес>. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец заявляет указанные выше исковые требования.
В судебном заседании истец ФИО исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Третье лицо ФИО в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в том числе в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.
Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются <адрес> от <дата> №-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» (далее - Закон МО №-ОЗ).
Согласно положениям статьи 1 Закона МО №-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в <адрес>, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона МО №-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти <адрес> с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Законом МО №-ОЗ установлены виды мер социальной поддержки семьи и детей: социальные пособия, компенсации, другие меры социальной поддержки (главы 2-5 Закона).
В силу статьи 21 Закона МО №-ОЗ, регламентирующей финансирование и порядок предоставления мер социальной поддержки, финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в <адрес>, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств бюджета <адрес> (часть 1). Согласно части 2 статьи 21 Закона МО №-ОЗ порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются <адрес>.
Частью 4 статьи 21 Закона МО №-ОЗ установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
В порядке реализации положений части 2 статьи 21 Закона МО №-ОЗ постановлением <адрес> от <дата> № утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи; образец бланка «Удостоверение многодетной семьи», который устанавливает правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи.
В соответствии с названным Постановлением удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель). Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес>. Многодетной семье выдается одно удостоверение на семью. За получением удостоверения Заявитель обращается в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития <адрес> (далее - Подразделение) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства.
Судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО и ФИО состоят в зарегистрированном браке с <дата>, что подтверждено свидетельством о заключении брака.
ФИО является матерью несовершеннолетних: ФИО <дата> года рождения, ФИО, <дата> года рождения, ФИО <дата> года рождения, что подтверждено свидетельствами о рождении.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о присвоении статуса многодетной семьи.
Решением Пушкинского окружного УСЗН Министерства социального развития <адрес> от <дата> № ФИО отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку у ее сына ФИО <дата> года рождения, постоянная регистрация на территории <адрес> отсутствует.
Как следует из пояснений ответчика отказ связан с отсутствием именно наличия постоянной регистрации в <адрес> сына истца. Иных оснований для отказа решение не содержит;
Согласно представленным выписке из домовой книги и свидетельствам о регистрации по месту жительства, по месту пребывания : ФИО является гражданкой Российской Федерации, и постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, д.Нововоронино, мкр-н Софрино-1, <адрес>; сын истца ФИО, <дата> года рождения, является гражданином Российской Федерации, временно зарегистрирован по адресу: <адрес> д. Нововоронино, мкр-н Софрино-1, <адрес>.
В материалы дела представлен договор №/ДО-061 от <дата>, согласно которому ФИО посещает Детский сад «Филиппок – Пушкино», расположенный по адресу: <адрес>.
В материалы дела представлена справка от <дата>, согласно которой ФИО, <дата> года рождения, числится в списках воспитанников МБДОУ <адрес> «Детский сад № «Золотая рыбка».
Из показаний свидетеля ФИО следует, что сын истца - ФИО, <дата> года рождения, проживает в <адрес>, посещает детский сад в <адрес>, истец не живет в <адрес>; ребенок имеет постоянную регистрацию в <адрес>, поскольку его отец не дает согласия, чтобы сняли ФИО с регистрационного учета по месту жительства в <адрес>.
В силу ст. 2 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
В ст. 3 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от <дата> №-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Судом установлено, что семье истца ранее не присваивался статус многодетной семьи, удостоверение не выдавалось. Доказательств обратного в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что доказательствами, имеющимися в деле, подтверждается факт проживания сына истца - ФИО, <дата> года рождения, в городском округе <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для выдачи истцу удостоверения многодетной семьи в <адрес>, в связи с чем, на Министерство социального развития <адрес> должна быть возложена обязанность выдать ФИО удостоверение многодетной семьи.
Между тем, поскольку у ответчика не имелось оснований для вывода о постоянном проживании сына истца - ФИО, <дата> года рождения, на территории <адрес> по представленным истцом документам, требование ФИО о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семьи» от <дата> № незаконным удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах иск ФИО подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО к Министерству социального развития <адрес> о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, обязании выдать удостоверение многодетной семьи удовлетворить частично.
Обязать Министерство социального развития <адрес> выдать ФИО удостоверение многодетной семьи.
В удовлетворении требования о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме- <дата>.
Судья: