№ 5-495/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
р.п.Голышманово 24 августа 2018 года
Мировой судья судебного участка № 1 Голышмановского судебного района Тюменской области Клюка М.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Алексеева М.А.,
защитников - адвокатов Григорьева Д.Г., Хорзова С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.27 КоАП РФ, в отношении
Алексеева Михаила Андреевича, <ДАТА2>, ранее привлекавшегося к административной ответственности за однородные административные правонарушения:
- 22.11.2017 г. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 400 рублей, штраф оплачен;
- 22.11.2017 г. по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 250 рублей, штраф оплачен;
- 31.05.2018 г. по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ к наказанию в виде административного ареста сроком на пять суток, наказание отбыто,
УСТАНОВИЛ:
В отношении Алексеева М.А. 08.06.2018 года составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст. 12.27 КоА РФ за то, что Алексеев М.А. 26.05.2018 года в 01 час 59 минут в с.Черемшанка Голышмановского района Тюменской области на ул.Заречная, д.1/2, управлял автомобилем <ОБЕЗЛИЧЕНО> государственный регистрационный знак <НОМЕР> совершил наезд на ворота дома №1/2 по ул. Заречной с.Черемшанка Голышмановского района Тюменской области, оставил место ДТП, после чего, в нарушение п.п. 2.7 Правил дорожного движения РФ употребил алкогольные напитки, согласно справке о результатах ХТИ №3266 от 30.05.2018 года и акта медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения №146.
В судебном заседании Алексеев М.А. вину в совершенном правонарушении не признал, пояснив, что спиртные напитки после ДТП не употреблял. Сотрудники полиции приехали к нему только рано утром, при этом с момента ДТП прошло около 5-6 часов. О том, что в отношении него был составлен протокол по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, ему стало известно только из извещения о вызове его в судебное заседание. О составлении протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ его никто не уведомлял, копию указанного протокола он также не получал.
Защитники Алексеева М.А. - адвокаты Григорьев Д.Г. и Хорзов С.П. ввиду неизвещения Алексеева М.А. о составлении протокола, просили признать его недопустимым по делу доказательством, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Заслушав объяснения Алексеева М.А., его защитников Григорьева Д.Г., Хорзова С.П., должностного лица <ФИО1>, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должны быть подтверждены имеющимися в деле доказательствами, статус которых определен в статье 26.2 упомянутого Кодекса. Обязанность доказывания названных обстоятельств лежит на органе, должностном лице, осуществляющих функцию административно-правового преследования.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, требования к которому установлены в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По смыслу частей 3 - 6 настоящей статьи протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его законного представителя. В отсутствие этих лиц протокол может быть составлен при условии их надлежащего извещения о времени и месте производства данного процессуального действия - в этом случае копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 08.06.2018 года в отношении Алексеева М.А. о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, составлен в его отсутствие, о чем свидетельствует отсутствие подписей в протоколе, а также указание на то, что копия протокола направлена почтовой связью /л.д. 24/.
Кроме этого, в материалах дела имеется извещение, из которого следует, что Алексееву М.А. надлежит явиться 08.06.2018 года к 12 часам 00 мин. для составления, рассмотрения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ по адресу: Тюменская обл., р.п. Голышманово, ул.Комсомольская, д.115. В случае неявки материал может быть рассмотрен в отсутствие Алексеева М.А. /л.д. 14/. Указанное извещение является рукописным, однако без указания лица, выполнившего такое извещение. В извещении имеется подпись Алексеева М.А. о получении такого извещения.
В судебном заседании должностное лицо <ФИО1> пояснил, что данное извещение составлялось им. Алексеев М.А. указанного факта не оспаривал, пояснил, что извещение писал лично <ФИО1>, в извещении он /Алексеев М.А./ действительно расписался. Однако для составления протокола по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ 08.06.2018 года он не явился, так как ему необходимо было убывать на вахту. О составлении в отношении него протокола по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ он не знал, извещен об этом не был.
В судебном заседании должностное лицо <ФИО1> в части указания в извещении о составлении протокола по ч. 1 ст. 2.8 КоАП РФ пояснил, что, поскольку в отношении Алексеева М.А. 26.05.2018 года было проведено медицинское освидетельствование, в том числе с забором биоматериала, а на момент выдачи извещения, результатов получено не было, он /<ФИО1>/ не знал по какой именно статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях намерен составить протокол об административном правонарушении в отношении Алексеева М.А.. О намерении составить протокол по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ он Алексеева М.А. действительно не уведомлял. Вместе с тем, после составления протокола об административном правонарушении, им /<ФИО1> А.О./ в адрес Алексеева М.А. выслана копия протокола, а также акта медицинского освидетельствования и справок. Дополнительно <ФИО1> пояснил, что процесс доставления почтовой корреспонденции адресату он не контролирует.
В этой связи в судебном заседании исследованы извещение о направлении Алексееву М.А. копии протокола /л.д. 25/, из которого следует, что копия протокола, копии справок ХТИ №3273, №3266, копия акта медосвидетельствования №146 направлены Алексееву М.А. по адресу: <АДРЕС>. В судебном заседании Алексеев М.А. указанный адрес подтвердил, как адрес своего проживания.
Также в материалах дела имеется копия почтовой квитанции о направлении корреспонденции Алексееву М.А. 14.06.2018 года /л.д. 26/. Из указанной квитанции следует, что корреспонденция направлена по адресу: <АДРЕС>. Таким образом, в квитанции не верно указан населенный пункт адресата, что исключило возможность получения Алексеевым М.А. копий названых документов. Неполучение Алексеевым М.А. данного заказного письма подтверждается также отчетом об отслеживании почтового отправления, откуда следует, что корреспонденция на имя Алексеева М.А. в с.Гладилово не поступала вовсе.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии Алексеева М.А.. Отсутствуют и сведения об извещении названного лица о необходимости явки в подразделение ГИБДД для составления протокола по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, а также сведения о направлении в адрес Алексеева М.А. копии протокола об административном правонарушении.
Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу составленного в отношении него протокола.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом ГИБДД с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, влияют на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принимаемого по делу решения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения дела в суде.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении от 08.06.2018 года, составленный в отношении Алексеева М.А. по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ нельзя признать допустимым доказательством по делу. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов суда о виновности лица в совершении правонарушения, в связи с чем мировой судья приходит к выводу об отсутствии в материалах дела достаточных доказательств для привлечения Алексеева М.А. по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, а соответственно событие вмененного Алексееву М.А. правонарушения следует считать не установленным.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом положений статей 1.5, 1.6, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и позиции лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, принимая во внимание недоказанность обстоятельств, на основании которых был составлен протокол об административном правонарушении, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.27 КоАП РФ, в отношении АЛЕКСЕЕВА МИХАИЛА АНДРЕЕВИЧА прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Мотивированное постановление составлено 24.08.2018 г., резолютивная часть постановления оглашена 21.08.2018 г.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Голышмановский районный суд Тюменской области в течение 10 суток со дня получения копии мотивированного постановления.