Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1930/2022 ~ М-939/2022 от 29.03.2022

Уникальный идентификатор дела

№ 92RS0002-01-2022-001532-80

Дело № 2-1930/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    28 июля 2022 года                                                         город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

         председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,

         при секретаре судебного заседания Хорошевской В.С.,

        с участием:

         представителя истца – Кричун М.М.

         представителя ответчика – Семибратьевой М.О.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Неправской Галины Владимировны к Управлению ФНС по г.Севастополю об освобождении имущества от ареста

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГСУ СК России по Республике Крым и г.Севастополю (Севастопольский межрайонный следственный отдел), Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Управление Федерального казначейства по г.Севастополю

установил:

Истец Неправская Г.В. обратилась в суд    с исковыми требованиями к Управлению ФНС по г.Севастополю об освобождении имущества от ареста и просила отменить арест имущества Неправской Галины Владимировны, наложенный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Нахимовского района г.Севастополя; принять решение об исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи об обремении в виде ареста всего недвижимого имущества, при надлежащего Неправской Галине Владимировне.

Исковые требования мотивированы тем, что согласно сведениями Единого государственного реестра недвижимости на все имущество, принадлежащее Неправской Галине Владимировне, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратуры Нахимовского района г.Севастополя наложен арест. Арест наложен в рамках возбужденного уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 148-2 УК Украины 1960г. (уклонение от уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей). В последующем дело прекращено ввиду отсутствия события преступления, однако арест отменен не был, в связи с чем истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями.

Истец о слушании дела извещена надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилась,

Представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика УФНС по г.Севастополю возражала против удовлетворения исковых требований, заявленных к Управлению, поскольку правопреемником государственных органов Украины управление не является.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ГСУ СК России по Республике Крым и г.Севастополю (Севастопольский межрайонный следственный отдел), Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Управление Федерального казначейства по г.Севастополю о слушании дела извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в с вязи с чем суд на основании статьи 167 ГПК полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 04.04.2020) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Статьей 12.1 указанного закона предусмотрено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), который вступил в силу с 30.07.2014, установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 46-ЗС правовую основу регулирования на территории города Севастополя земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О государственном кадастре недвижимости", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации, города Севастополя.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 46-ЗС к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Следовательно, в силу Закона N 6-ФКЗ положения Закона N 122-ФЗ и Закона N 102-ФЗ, подлежат применению на территории города федерального значения Севастополя с 18.03.2014 с учетом положений Закона N 46-ЗС.

Согласно части 1 статьи 4 Закона N 46-ЗС установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ ограничения (обременения) прав на территории города Севастополя сохраняются до 1 января 2017 года.

В соответствии со статьей 34.1. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения. Состав таких сведений определяется в соответствии с настоящими Основами.

В соответствии со статьей 34.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате внесение сведений в единую информационную систему нотариата осуществляется нотариусами, а в установленных настоящими Основами или в соответствии с ними случаях - нотариальными палатами.

Нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата также иные сведения в соответствии с частью второй статьи 34.2 настоящих Основ, если их внесение не возложено на нотариальные палаты.

Частью 2 статьи 34.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате определено, что наряду с реестрами единая информационная система нотариата включает в себя иные сведения (в том числе сведения справочно-аналитического характера), которые касаются деятельности нотариусов и состав которых определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Согласно Положению о единой информационной системе нотариата, утвержденной Правлением Федеральной нотариальной палаты 23 июля 2018 года протокол 08/18 Единая информационная система нотариата создана в целях обеспечения надлежащего уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций в связи с их обращением к нотариусам за совершением нотариальных действий, предоставления нотариусам дополнительной информации при совершении нотариального действия; выполнения публичных полномочий Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

Из пункта 6.1. Положения следует, что в ЕИС входит информационный блок об арестах и запрещениях (только для нотариусов и нотариальных палат Республики Крым и города Севастополя).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

На основании пп. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. (п. 2).

Согласно п. 1 ст. 213 ГК РФ предусмотрено, что собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Пунктом 4 ст. 212 ГК РФ предусмотрено, что права всех собственников защищаются равным образом.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.

Таким образом, право на иск об освобождении имущества от ареста имеет собственник или иное заинтересованное лицо, а основанием такого иска является только то обстоятельство, что арестовано имущество, принадлежащее истцу на таком праве (или затрагивающее интерес истца таким образом), что исключает реализацию имущества по обязательствам должника, которые обеспечены арестом.

Обращаясь в суд с требованием об освобождении имущества от ареста, истец должен представить доказательства того, что он является собственником спорного арестованного имущества (законным владельцем, иным заинтересованным лицом).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры об освобождении имущества от ареста рассматриваются в соответствии с подведомственностью дел по правилам искового производства независимо от того, наложен арест в порядке обеспечения иска или в порядке обращения взыскания на имущество должника во исполнение исполнительных документов. Ответчиками по таким искам являются: должник, у которого произведен арест имущества, и те лица, в интересах которых наложен арест на имущество.

Судом установлено, что постановлением о наложении ареста на имущество от ДД.ММ.ГГГГ следователем прокуратуры Нахимовского района г.Севастополя Портянко С.П. в рамках уголовного дела (уклонение от уплаты налогов) наложен арест на имущество Неправской Г.В.

Согласно сообщению Нотариальной палаты г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ информация об аресте значится в разделе «Аресты и запрещения» Единой информационной системы нотариата.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на все имущество Неправской Г.В. ДД.ММ.ГГГГ. Прокуратурой Нахимовского района г.Севастополя наложен арест.

Вместе с тем, согласно информации Прокуратуры Нахимовского района г.Севастополя сведений о наложении ареста на имущество Неправской Г.В. с 2014 года не имеется.

Из письма ГСУ СК России по Республике Крым и г.Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что материал проверки (уголовное дело) правоохранительных органов Украины по факту уклонения Неправской Г.В. от уплаты налогов, в следственные подразделения ГСУ, дислоцированные на территории города Севастополя, в период с ДД.ММ.ГГГГ не находился.

Из материалов дела следует, что в отношении Непарвской (Тимошиной) Г.В. отсутствуют сведения об осуждении на территории Российской Федерации, сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для сохранения ареста имущества истца, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд отклоняет доводы УФНС по г.Севастополю о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку несмотря на отсутствие правопреемства, именно на налоговые органы возложена обязанность взыскания неуплаченных налогов и сборов, в том числе с обращением взыскания на имущество должников в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ, в этой связи именно ответчик УФНС г.Севастополя    в настоящее время является лицом, в интересах которого наложен арест на имущество истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Снять арест с имущества Неправской Галины Владимировны, наложенный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ постановлением прокуратуры Нахимовского района г.Севастополя.

Решение является основанием для исключения сведений о наличии ареста (обременения) в Едином государственном реестре недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Решение принято в окончательной форме 04 августа 2022 года.

Председательствующий:

Судья            /подпись/               Е.П. Матюшева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1930/2022 ~ М-939/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Неправская Галина Владимировна
Ответчики
УФНС по г. Севастополю
Другие
Кричун Марк Михайлович
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Управление Федерального казначейства по г. Севастополю
ГСУ СК России по Республике Крым и г. Севастополю (Севастопольский межрайонный следственный отдел)
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Матюшева Екатерина Петровна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
29.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2022Передача материалов судье
01.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
28.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее