РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-901/2020 по административному исковому заявлению Рыбакова А.В. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Рыбаков А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости, в котором просил установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 738,2 кв.м., цокольный этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 года в размере 9 541 627 рублей 20 копеек.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером №, площадью 748,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. До 04.07.2019 года указанное нежилое помещение имело площадь 738,2 кв.м., которая изменилась в результате перепланировки. Архивная кадастровая стоимость существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности, как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости нежилого помещения.
На основании изложенного, административный истец считал, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в судебном порядке, просил требования удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца по доверенности от 10.12.2019 года № № Дмитриев С.Д. представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 года в размере, определенном отчетом об оценке ООО «ГОСТ».
Административный истец, представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации городского округа Самара, а также заинтересованные лица Курсаков В.В., Курсакова О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Представитель филиала ФГУП «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, в которых рассмотрение заявленных требований Рыбакова А.В. оставил на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не представили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Рыбакова А.В. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Рыбакову А.В. на основании соглашения об отступном от 03.04.2007 года, договора купли-продажи от 25.04.2007 года, договора купли-продажи от 25.04.2007 года на праве общей долевой собственности (доля 1/3) принадлежало нежилое помещение площадью 738,2 кв.м., цокольный этаж: комнаты №№ 1, 7-9, 11-19,24, 26, 27,29-48, 50-57, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.05.2007 года.
Решением Самарского районного суда г.Самары от 15.05.2019 года, вступившим в законную силу 21.06.2019 года, нежилое помещение н2, общей площадью 748,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, сохранено в реконструированном состоянии, за Рыбаковым А.В. признано право общей долевой собственности на 1/3 долю реконструированного нежилого помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 30.12.2019 года, нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 748,8 кв.м., цокольный этаже № 1, расположенное по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности принадлежит Рыбакову А.В.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость указанного выше нежилого помещения была определена по состоянию на 15.04.2012 года в размере 31 202 023 рубля 52 копейки. С 04.07.2019 года кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № составляет 31 650 061 рубль 25 копеек.
В настоящее время оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорного нежилого помещения является архивной, поскольку с 04.07.2019 года кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № изменена.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.11.2019 года.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу положений пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта оценки по состоянию на 15.04.2012 года в настоящее время пересмотрена применительно к следующему периоду, в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения.
Поскольку административный истец обязан нести расходы по оплате налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости принадлежавшего ему нежилого помещения, срок уплаты налога на основании оспариваемой кадастровой стоимости нежилого помещения не истек, с учетом приведенных выше положений закона, права и законные интересы Рыбакова А.В. напрямую затрагиваются установленной архивной кадастровой стоимостью земельного участка методом массовой оценки в период с 15.04.2012 года по 04.07.2019 года.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого помещения и считая свои права нарушенными, административный истец 27.02.2020 обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик нежилого помещения, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Рыбаков А.В. в обоснование своих требований представил отчет об оценке от 06.12.2019 года № №, подготовленный ООО «Поволжская лаборатория судебной экспертизы».
Из отчета усматривается, что объектом оценки являлось нежилое помещение с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 15.04.2012 года составила 9 541 627 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.
В ходе судебного разбирательства судом назначена по делу судебная экспертиза на предмет установления действительной рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №.
Согласно заключению эксперта ООО «ГОСТ» от 20.04.2020 года № №, итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 15.04.2012 года составляет 10 470 000 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.
Оценивая экспертное заключение ООО «ГОСТ» от 20.04.2020 года и № № по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.
Каких-либо иных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Возражений относительно выводов судебной экспертизы, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертиз не заявлено.
Суд полагает, что оснований для установления архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку заключение судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным. Кроме того, представитель административного истца уточнил административные требования в соответствии с выводами судебной экспертизы.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению с учётом результатов судебной экспертизы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд – 27.02.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Рыбакова А.В. об установлении архивной кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 738,2 кв.м., цокольный этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 года в размере 10 470 000 рублей.
Датой подачи административного иска в суд считать 27.02.2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Панкова М.А.