УИД - 05RS0007-01-2023-000837-17
Дело № 2-653/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2023 г. с. Карата
Ботлихский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего Саидова Д.Р., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО3, ответчика – индивидуального предпринимателя ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконной и приостановлении автозаправочную деятельность индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: №, ИНН: 050300096665) по адресу: <адрес>, до устранения в АЗС следующих нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения: - установить систему пожарной сигнализации; - обеспечить противопожарным водоисточником; - установить дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения; - оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АГЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара; - установить специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы; - установить систему заземления; - оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями ПУЭ; - обеспечить дополнительным эвакуационным выходом из здания операторской на расстоянии более 15 метров или в противоположную сторону от площадок автоцистерны, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости; - обеспечить площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (площадкой для автоцистерны) с жидким моторным топливом; - обеспечить проведении мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 метров от АГЗС до границы жилых домов; - обеспечить санитарно-бытовым помещением, предназначенные для обеспечения личной гигиены работников; - обеспечить покрытия пола и стен помещений без дефектов с устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств; - обеспечить помещение гардеробным шкафчиком для хранения одежды, с раздельным хранением рабочей и личной одежды; - установить устройство для охлаждения воздуха на участках, где интенсивность теплового облучения превышает установленные гигиенические нормативы; - обеспечить помещением для приёма пищи; - обеспечить для сбора твердых коммунальных отходов контейнерной площадкой с твердым покрытием и с размерами площадки, превышающими площадь, основания контейнеров на 1 метр во все стороны,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Дагестан ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконной и приостановлении автозаправочную деятельность индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: №, ИНН: 050300096665) по адресу: <адрес>, до устранения в АЗС следующих нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения: - установить систему пожарной сигнализации; - обеспечить противопожарным водоисточником; - установить дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения; - оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АГЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара; - установить специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы; - установить систему заземления; - оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями ПУЭ; - обеспечить дополнительным эвакуационным выходом из здания операторской на расстоянии более 15 метров или в противоположную сторону от площадок автоцистерны, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости; - обеспечить площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (площадкой для автоцистерны) с жидким моторным топливом; - обеспечить проведении мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 метров от АГЗС до границы жилых домов; - обеспечить санитарно-бытовым помещением, предназначенные для обеспечения личной гигиены работников; - обеспечить покрытия пола и стен помещений без дефектов с устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств; - обеспечить помещение гардеробным шкафчиком для хранения одежды, с раздельным хранением рабочей и личной одежды; - установить устройство для охлаждения воздуха на участках, где интенсивность теплового облучения превышает установленные гигиенические нормативы; - обеспечить помещением для приёма пищи; - обеспечить для сбора твердых коммунальных отходов контейнерной площадкой с твердым покрытием и с размерами площадки, превышающими площадь, основания контейнеров на 1 метр во все стороны.
Мотивируя свои требования тем, что <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по Ботлихскому, Гумбетовскому, Ахвахскому и <адрес>м УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> (далее – ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД), ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства автомобильными заправочными станциями, расположенными на территории <адрес>.
Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП: №, ИНН: 050300096665) на земельном участке, расположенном по адресу: Республики Дагестан, <адрес>, осуществляет автозаправочную деятельность в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
1) Отсутствует система пожарной сигнализации (ч. 7 ст. 83 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
2) Отсутствует противопожарный водоисточник (СП156.13130.2014 «Свод правил станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», пункт 8.49);
3) Отсутствуют дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (СП156.13130.2014 «Свод правил станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», пункт 6.21);
4) Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу многотопливной автозаправочной станции (далее – МАЗС), а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
5) Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
6) Отсутствует система заземления АЗС (п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
7) АЗС не оборудована молниезащитой в соответствии с требованиями ПУЭ (п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
8) Не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход из здания операторской на расстоянии более 15 м. или в противоположную сторону от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости (п. 6.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
9) АЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (площадкой для автоцистерны) с жидким моторным топливом (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4,6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
10) Не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет до жилого дома - 40 м.), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
11) Отсутствуют санитарно-бытовые помещения, предназначенные для обеспечения личной гигиены работников (п.8.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда");
12) Покрытия пола и стен помещений с дефектами и не устойчивое к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств(п. 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 п.8.13 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемио логические требования к условиям труда");
13) Отсутствуют гардеробные шкафчики для хранения одежды, с раздельным хранением рабочей и личной одежды (п.8.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда");
14) На участках, где интенсивность теплового облучения превышает установленные гигиенические нормативы, не установлено устройство для охлаждения воздуха (п.8.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда");
15) Отсутствует помещение для приёма пищи (п.8.21 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда");
16) Отсутствует контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, которая должна быть с твердым покрытием и размерами площадки, превышающими площадь основания контейнеров на 1 метр во все стороны (п.8.10 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда").
Указанные нарушения подтверждаются актом ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информацией начальника ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД от ДД.ММ.ГГГГ №ИВ-191-4-17-112.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу требований ст. 37 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Статьей 34 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ установлены права граждан в области пожарной безопасности, а именно право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требований пожарной безопасности» (далее – Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся также национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий – выполнение требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных документа по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Между тем, согласно информации начальника ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД от ДД.ММ.ГГГГ №ИВ-191-4-17-112 индивидуальным предпринимателем ФИО1 в АЗС не соблюдается Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее- санитарные правила).
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст. 24 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение видов работ и оказания услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (ч. 2 ст. 24 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).
Однако, из акта ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 в АЗС нарушаются требования санитарных правил.
В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Допущенные нарушения в виду несоблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что категорически недопустимо.
В соответствии с ч. 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Настоящее заявление прокурора подается в суд в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Истец - прокурора Ахвахского районного суда Республики Дагестан ФИО3 в судебном заседании, заявленные требования подержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – индивидуальный предприниматель ФИО1, в судебном заседании просил суд, дать отсрочку на не долгий срок, пояснив это тем, что у него имеются договора с разными организациями и учреждениями.
Выслушав прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО3, ответчика – индивидуального предпринимателя ФИО1, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы им в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности»).
На основании статьи 3 Федерального закона «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Статьей 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ установлены права граждан в области пожарной безопасности, а именно право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.
Согласно ст. 37 названного Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Как указано в п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 313, собственник имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требования пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Из материалов дела усматривается, что <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по Ботлихскому, Гумбетовскому, Ахвахскому и <адрес>м УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> (далее – ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД), ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства автомобильными заправочными станциями, расположенными на территории <адрес>.
Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП: №, ИНН: 050300096665) на земельном участке, расположенном по адресу: Республики Дагестан, <адрес>, осуществляет автозаправочную деятельность в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
1) Отсутствует система пожарной сигнализации (ч. 7 ст. 83 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
2) Отсутствует противопожарный водоисточник (СП156.13130.2014 «Свод правил станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», пункт 8.49);
3) Отсутствуют дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (СП156.13130.2014 «Свод правил станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», пункт 6.21);
4) Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу многотопливной автозаправочной станции (далее – МАЗС), а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
5) Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
6) Отсутствует система заземления АЗС (п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
7) АЗС не оборудована молниезащитой в соответствии с требованиями ПУЭ (п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
8) Не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход из здания операторской на расстоянии более 15 м. или в противоположную сторону от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости (п. 6.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
9) АЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (площадкой для автоцистерны) с жидким моторным топливом (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4,6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
10) Не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет до жилого дома - 40 м.), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
11) Отсутствуют санитарно-бытовые помещения, предназначенные для обеспечения личной гигиены работников (п.8.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда");
12) Покрытия пола и стен помещений с дефектами и не устойчивое к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств(п. 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 п.8.13 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемио логические требования к условиям труда");
13) Отсутствуют гардеробные шкафчики для хранения одежды, с раздельным хранением рабочей и личной одежды (п.8.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда");
14) На участках, где интенсивность теплового облучения превышает установленные гигиенические нормативы, не установлено устройство для охлаждения воздуха (п.8.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда");
15) Отсутствует помещение для приёма пищи (п.8.21 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда");
16) Отсутствует контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, которая должна быть с твердым покрытием и размерами площадки, превышающими площадь основания контейнеров на 1 метр во все стороны (п.8.10 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда").
Указанные нарушения подтверждаются актом ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информацией начальника ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД от ДД.ММ.ГГГГ №ИВ-191-4-17-112.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Положение п. 1 данной статьи носит превентивный характер и корреспондирует с положением абз. 3 ст. 12 ГК РФ, устанавливающим в качестве способа защиты пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ).
В соответствии с требованиями статьи 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В абзаце 10 статьи 1 Закона № 52-ФЗ определено, что под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее по тексту - санитарные правила).
Суд считает установленным тот факт, что ФИО1 допускается эксплуатация автозаправочной станции, расположенной по адресу: Республики Дагестан, <адрес>, с нарушениями правил противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических, а также правил охраны зоны газопроводных сетей.
Суд не усмотрел необходимости в назначении экспертизы, так как имеющиеся в деле материалы достоверно свидетельствуют о наличии на АЗС нарушений вышеуказанных правил, указанных в исковом заявлении и не вызывают у суда сомнений.
Таким образом, опасность причинения в будущем вреда неопределенному кругу лиц, пользующемуся услугами АЗС вследствие нарушения вышеуказанных правил на данном объекте имеет реальный характер и подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств.
Дальнейшая эксплуатация автозаправочной станции влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара, в связи, с чем имеются основания для приостановления деятельности АЗС до устранения выявленных нарушений.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанное, с учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконной и приостановлении автозаправочную деятельность индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: №, ИНН: 050300096665) по адресу: <адрес>, до устранения в АЗС следующих нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения: - установить систему пожарной сигнализации; - обеспечить противопожарным водоисточником; - установить дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения; - оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АГЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара; - установить специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы; - установить систему заземления; - оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями ПУЭ; - обеспечить дополнительным эвакуационным выходом из здания операторской на расстоянии более 15 метров или в противоположную сторону от площадок автоцистерны, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости; - обеспечить площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (площадкой для автоцистерны) с жидким моторным топливом; - обеспечить проведении мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 метров от АГЗС до границы жилых домов; - обеспечить санитарно-бытовым помещением, предназначенные для обеспечения личной гигиены работников; - обеспечить покрытия пола и стен помещений без дефектов с устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств; - обеспечить помещение гардеробным шкафчиком для хранения одежды, с раздельным хранением рабочей и личной одежды; - установить устройство для охлаждения воздуха на участках, где интенсивность теплового облучения превышает установленные гигиенические нормативы; - обеспечить помещением для приёма пищи; - обеспечить для сбора твердых коммунальных отходов контейнерной площадкой с твердым покрытием и с размерами площадки, превышающими площадь, основания контейнеров на 1 метр во все стороны.
Согласно положениям, ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд.
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО3 - удовлетворить.
Признать незаконной автозаправочную деятельность ФИО1 (ОГРНИП: №, ИНН: 050300096665) по адресу: <адрес>, до устранения в АЗС следующих нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Приостановить автозаправочную деятельность индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: №, ИНН: 050300096665) по адресу: <адрес>, до устранения в АЗС следующих нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- установить систему пожарной сигнализации;
- обеспечить противопожарным водоисточником;
- установить дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АГЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;
- установить специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы;
- установить систему заземления;
- оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями ПУЭ;
- обеспечить дополнительным эвакуационным выходом из здания операторской на расстоянии более 15 метров или в противоположную сторону от площадок автоцистерны, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости;
- обеспечить площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (площадкой для автоцистерны) с жидким моторным топливом;
- обеспечить проведении мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 метров от АГЗС до границы жилых домов;
- обеспечить санитарно-бытовым помещением, предназначенные для обеспечения личной гигиены работников;
- обеспечить покрытия пола и стен помещений без дефектов с устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств;
- тобеспечить помещение гардеробным шкафчиком для хранения одежды, с раздельным хранением рабочей и личной одежды;
- установить устройство для охлаждения воздуха на участках, где интенсивность теплового облучения превышает установленные гигиенические нормативы;
- обеспечить помещением для приёма пищи;
- обеспечить для сбора твердых коммунальных отходов контейнерной площадкой с твердым покрытием и с размерами площадки, превышающими площадь, основания контейнеров на 1 метр во все стороны.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Ботлихский районный суд Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Д.Р. Саидов