Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-862/2019 ~ М-713/2019 от 17.04.2019

№ 2-862/2019

11RS0002-01-2019-001115-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута

29 мая 2019 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Поляковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Запорожской В.Ю.,

с участием истца Сметанюк Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сметанюк Людмилы Викторовны к администрации МО ГО «Воркута» о признании права на получение жилищной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором с учетом уточнений просила признать за ней право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с 22.07.2009 по категории «инвалиды» и признать за ней право на получение жилищной субсидии на состав семьи один человек.

    В обоснование исковых требований истец указала, что состояла на учёте граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с даты постановки на учёт 04.09.1997 в категории работающие. В дальнейшем в связи с получением инвалидности её очередь была переведена на её супруга Сметанюк И.Л. в категорию инвалиды с даты постановки на учёт 04.09.1997. 22.12.2009 её супруг умер, и она обратилась в администрацию с просьбой сохранить за ней право на получение жилищной субсидии по категории инвалиды и с даты постановки на учёт её супруги. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» ей было отказано в сохранении права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты с учетом даты постановки на учет её супруга и его категории. С решением ответчика она не согласна, считает, что как член семьи гражданина, состоящего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, но умершего до её получения, она не может быть лишена права на получение жилищной субсидии, только потому, что смерть её супруга имела место до 01.01.2012.

Определением суда от 19.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Минстрой Республик Коми.

Ответчик администрация МО ГО «Воркута» в письменном отзыве на иск просила в удовлетворении исковых требований истца отказать. В обоснование возражений ответчик указал, что требования истца о признании за ней права на получение жилищной субсидии в связи со смертью супруга с учетом его даты постановки и очередности не основаны на законе, поскольку Сметанюк И.Л. умер до вступления в силу изменений, которые были внесены Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ. Учитывая, что нормами Федерального закона и Положения сохранение очереди (даты постановки на учет, категории) умершего гражданина за членами его семьи до 01.01.2012 не предусматривалось, следовательно, за членами семьи не может быть сохранено право на получение социальной выплаты умершего Сметанюк И.Л. с учетом его даты постановки на учет и очередности. В настоящее время сама Сметанюк Л.В. состоит в списках имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС с датой постановки на учёт 04.09.1997 по категории «пенсионеры».

Третье лицо Минстрой Республики Коми в отзыве на иск просил в удовлетворении требований истца отказать, указали, что отсутствуют основания для сохранения за истцом права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера умершего супруга, поскольку он умер до 01.01.2012. Также указали, что сам Сметанюк И.Л. заявление о постановке на учёт не подавал, на него была переведена очередь Сметанюк Л.В., следовательно, у неё не возникло право на сохранение очереди после смерти супруга.

Истец в судебном заседании поддержала исковые требования истца по доводам искового заявления, дополнительно пояснила, что просит сохранить право на получение жилищной субсидии умершего супруга, с момента перевода его в очередь инвалиды, а именно с 22.07.2009, указала, что состав семьи составляет один человек.

Администрация МО ГО «Воркута» и Минстрой Республики Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Сметанюк Людмила Викторовна, как заявитель состояла в общереспубликанских списках на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 04.09.1997 по категории «работающие» с составом семьи четыре человека.

22 июля 2009 года Сметанюк Л.В. просила перевести её очередь для получения жилищной субсидии за пределами г.Воркуты на её супруга Сметанюк И.Л., так как он являлся инвалидом II группы.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 24.07.2009 заявление Сметанюк Л.В. было рассмотрено и рекомендовано перевести очередь на Сметанюк Л.В.

В заявлении от 26.03.2010 Сметанюк Л.В. просила перевести очередь на получение жилья за пределами г.Воркуты её умершего супруга Сметанюк И.Л. с даты постановки на учет 04.09.1997 на неё.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол ... от 02.04.2010, утверждённый постановлением главы администрации МО ГО «Воркута» ... от 02.04.2010) очередь с умершего мужа переведена на Сметанюк Л.В. с даты постановки на учёт 04.09.1997.

В дальнейшем Сметанюк Л.В. была переведена из категории «работающие» в категорию «пенсионеры».

22 декабря 2009 года Сметанюк Л.В. просила сохранить за ней очередь для получения жилищной субсидии за пределами г.Воркуты её умершего супруга Сметанюк И.Л. с даты постановки на учет 04.09.1997 по категории «инвалиды».

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол ... от 27.01.2017, утверждённый постановлением главы администрации МО ГО «Воркута» ... от 02.02.2017) Сметанюк Л.В. было отказано в сохранении права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты с учётом даты постановки на учёт умершего супруга 04.09.1997 по категории «инвалиды» со ссылкой на ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, ст.4 ГК РФ и в связи со вступлением в силу Федерального закона № 212-ФЗ от 17.07.2011 с 01.01.2012.

Проверив обоснованность отказа истцу в сохранении права на получение социальных выплат, в связи со ссылкой на то, что Федеральный закон № 212-ФЗ от 17.07.2011 вступил в силу с 01.01.2012, суд приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии со ст. 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Федеральным законом от 17 июля 2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в ст. 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. Федеральный закон от 17 июля 2011 №212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 (ст. 2 данного Закона).

Вместе с тем в соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии

По изложенным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы администрации МО ГО «Воркута» и Минстроя Республики Коми о том, что действие Федерального закона №125-ФЗ в новой редакции распространяется только на отношения, возникшие после его введения, т.е. после 01.01.2012.

Таким образом, отказ Сметанюк Л.В. в сохранении за ней права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты на которую имел бы право Сметанюк И.Л. нельзя признать законным и обоснованным.

Вместе с тем проверяя доводы о том, что Сметанюк И.Л. не мог состоять на учете с 04.09.1997, поскольку с указанной даты он не подавал заявление о постановки в очередь, суд приходит к следующему.

Как было указано выше, 04.09.1997 заявление о постановке на учет было подано Сметанюк Л.В.. В связи с получением её супругом инвалидности II группы её очередь решением комиссии по жилищным вопросам 22.07.2009 была переведена на Сметанюк И.Л.

Поскольку Сметанюк И.Л. не подавал заявления 04.09.1997 года, и на указанную дату не был инвалидом, за ним не могло быть признано право на получение жилищной субсидии с даты подачи заявления 04.09.1997 по категории «инвалиды».

Между тем, суд считает возможным сохранить истца в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по категории «инвалиды» с момента подачи заявления о переводе очереди в категорию «инвалиды» с 22.07.2009. При этом суд учитывает, что перевод Сметанюка И.Л. осуществлен 22.07.2009 в установленном законом порядке, в течение более 8 лет никем не оспаривалось его право состоять на указанном учёте, ввиду отсутствия заявления, а также по иным основаниям.

Администрация МО ГО «Воркута», на которую возложены обязанности организации работы по освоению средств федерального и республиканского бюджета Республики Коми на предоставление субсидий на строительстве (приобретение) жилья, функции по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или, строительство жилья и формированию единой очереди, приняла и осуществили перевод на основании заявления Сметанюк Л.В. 22.07.2009, признавая его право на получение социальной выплаты в течение длительного времени.

Отказ истцу в сохранении права Сметанюк И.Л. в получении жилищной субсидии свидетельствовало о несоблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере; это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государством в нарушение ст. 7 Конституции Российской Федерации от своих обязательств, возникших в данных конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и действий представителей власти по постановке истца на учет.

На момент перевода Сметанюка И.Л. (22.07.2009) действовал Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ (в редакции 01.01.2003) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который предусматривал, что право на получение жилищной субсидии имеют право граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Таким образом, для сохранения за Сметанюк Л.В. права на получения жилищной субсидии Сметанюк И.Л. на 22.07.2009 он должен был отвечать указанным выше условиям, а также является инвалидом.

Из представленных документов следует, Сметанюк И.Л. прибыл в районы Крайнего Севера до 01.01.1992 года, стаж его работы в Районах Крайнего Севера, с учетом прохождения службы по контракту, которая также подлежит включению в общую продолжительность стажа работы, по состоянию на 22.07.2009 составил более 15 лет.

Согласно справке ... ... Сметанюк И.Л. установлена повторно 13 июля 2009 года вторая группа инвалидности.

Таким образом, умерший Сметанюк И.Л. имел право состоять в списках граждан имеющих право на получение жилищной субсидии с даты перевода 22.07.2009 по категории «инвалиды».

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что на 22.07.2009 Сметанюк И.Л. обладал правом постановки на учет на получение жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами РКС по категории «инвалиды».

При этом тот факт, что заявление от 22.07.2009 переводе очереди подавала Сметанюк Л.В., а не Сметанюк И.Л. при рассмотрении дела значения не имеют, поскольку на основании указанного заявления администрация МО ГО «Воркута» произвела перевод, что подтверждается решением комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута».

К числу обязательных условий предоставления жилищных субсидий на приобретение жилья относится условие об отсутствии жилья в других регионах Российской Федерации.

В соответствии с представленными выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество жилых помещений в других регионах Российской Федерации истец, а также умерший жилья за пределами РКС не имеют.

При установленных обстоятельствах, учитывая, суд считает, что за Сметанюк Л.В. должно быть сохранено право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных местностей по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 22 июля 2009 года на состав семьи один человек, и она должна быть восстановлена в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

Признать за Сметанюк Людмилой Викторовной, ... право на получение жилищной субсидии, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей умершего супруга Сметанюк Ивана Людвиговича, ..., с даты постановки на учёт с 22 июля 2009 года по категории «инвалиды» на состав семьи один человек.

Обязать администрацию МО ГО «Воркута» восстановить Сметанюк Людмилу Викторовну в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии с даты постановки на учёт 22 июля 2009 года по категории «инвалиды» умершего супруга Сметанюк Ивана Людвиговича.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия - 30.05.2019.

Председательствующий     Н.В.Полякова

2-862/2019 ~ М-713/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сметанюк Людмила Викторовна
Ответчики
Администрация МОГО "Воркута"
Другие
Минстрой Республики Коми
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Полякова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
17.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2019Передача материалов судье
19.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2019Судебное заседание
24.05.2019Судебное заседание
29.05.2019Судебное заседание
30.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее