Судебный акт #1 (Не определен) по делу № 2-574/2023 ~ М-271/2023 от 07.02.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 апреля 2023 г.                                 <адрес>

Судья Малгобекского городского суда Республики Ингушетия Цечоева Л.К., при секретаре судебного заседания Хамхоеве М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цокиева З. Ю. об установлении факта применения политических репрессий,

У С Т А Н О В И Л:

Цокиев З.Ю. обратился в суд с заявлением об установлении факта применения политических репрессий в отношении него, указывая на то, что в феврале месяце 1944 г. со всеми представителями чечено-ингушской национальности его родители: Цокиев Ю. С. и Цокиева ФатиматАлаудиновна, были высланы с места постоянного проживания и направлены на спецпоселение в Казахскую ССР. Он родился ДД.ММ.ГГГГ в с/з <адрес>.

Согласно п. 1.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ подвергшимися политическим репрессиям признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами их заменяющими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Он обратился в МВД по РИ о выдаче справки о реабилитации, но ему было отказано в этом. Просит установить факт применения политических репрессий в отношении него и обязать МВД выдать справку о реабилитации жертв политических репрессии.

В судебном заседании заявитель Цокиев З.Ю. уточинил свои требования: просит установить факт применения политических репрессий в отношении него. Установление факта применения политических репрессий ему необходимо для получения льгот и пособий, предусмотренных для данной категории граждан.

Представитель заинтересованного лица МВД по РИ Бузуртанов Х.Х. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на отказ МВД по РИ в выдаче справки о реабилитации.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Исторический факт применения ко всему ингушскому народу репрессий со стороны государства, как и факт последующей реабилитации, является общеизвестным и в соответствии со ч.1 ст.61 ГПК РФ не подлежит доказыванию.

Указанный факт подтверждается Указом Президиума Верховного Совета ЧИАССР от ДД.ММ.ГГГГг. «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории».

В соответствии с Законом. Ф «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГг. реабилитации подлежат граждане, подвергшиеся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГг.

В силу ст.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде лишения жизни или свободы, выселения групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В соответствии со ст.1.1. этого же закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке и на спецпоселении.

Согласно ст. 7 Закона о реабилитации, органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.

МВД по РИ отказало Цокиеву З.Ю. в выдаче справки о реабилитации ввиду отсутствия данных о проживании его родителей на территории бывшей ЧИАССР до ДД.ММ.ГГГГ и последующей их депортации, а также ввиду отсутствия данных о сроке снятии родителей с учета как спецпереселенцев.

Из свидетельства о рождении серии 1-ОЖ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Цокиев З.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ в с/з <адрес>, в графе «Отец» указан Цокиев Ю. С., в графе «Мать» указана Цокиева Ф. А..

Допрошенные в судебном заседании свидетели Галаев М-С.Н. и Гандалоев К.Х. подтвердили суду факт того, что заявитель Цокиев З.Ю. родился в совхозе <адрес> во время ссылки. Их семьи, как и семья заявителя до департанции проживали в <адрес>, и были высланы в Казахскую ССР по национальному признаку в 1944 году со всеми представителями чечено-ингушской национальности.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной Войны» были сняты с учета спецпоселения и освобождены из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР чеченцы, ингуши, карачаевцы и члены их семей, высланные в период великой отечественной войны.

Однако пункт 2 данного Указа устанавливал, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в ст. 1 настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.

ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление ЦК КПСС «О восстановлении национальных автономий калмыцкого, карачаевского, чеченского и ингушского народов». Эти Указы вступили в силу.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении <адрес>" Чечено-Ингушская АССР была восстановлена с определением входящих в нее районов.

Процесс политико-правовой реабилитации ЧИАССР завершился с утверждением 1 ДД.ММ.ГГГГ на сессии Верховного Совета СССР Указов Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР о восстановлении ЧИАССР.

Поскольку указанный запрет возвращения ингушей на прежнее место жительства был признан утратившим силу лишь с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», восстановившего государственность чечено-ингушского народа, и только с этого времени чеченцы и ингуши получили право беспрепятственного въезда в места, откуда они были незаконно депортированы в феврале 1944 года.

Из вышеизложенного следует, что полное снятие ограничений и восстановление прав репрессированных ингушей имело место лишь после ДД.ММ.ГГГГ.

Существовавшие до вступления в силу Указа от ДД.ММ.ГГГГ законодательные ограничения по свободному передвижению граждан ингушской национальности признаются судом «иным лишением или ограничением прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства и политического строя» по национальному признаку. Эти ограничения непосредственно затрагивали и права административного истца.

С принятием Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» государство признало репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, незаконными и преступными, противоречащим основным правам, свободам человека и гражданина, несовместимым с нормами международного права. Согласно преамбуле указанного закона целью закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Статья 26 Международного Пакта о гражданских и политических правах провозглашает, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защит)&apos; права без всякой дискриминации.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N0. 103-О по жалобе гражданина Пинхасика МЛ. на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 2.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» указал, что действовавшее в период репрессий законодательство формально не требовало вынесения решений о применении репрессий в отношении детей, не достигших 16-летнего возраста, однако, по существу эти дети репрессировались, фактически подвергаясь мерам принуждения. То обстоятельство, что к моменту необоснованного применения репрессий они не достигли возраста, не имеет значения для оценки их правового положения и не может служить основанием для ограничения их прав и свобод в процессе реабилитации.

Исходя из этого, Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию о признании находившихся на спецпоселении несовершеннолетних граждан репрессированными и о недопустимости установления для этой категории граждан ограничений в процессе реабилитации и уменьшения им объема компенсации в зависимости от возраста.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N6-П "По делу о проверке конституционности статей 2 - 1 и 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О реабилитации жертв политических репрессий" дети, насильственно или вынужденно помещенные в места заключения, ссылки, высылки, спецпоселений, то есть в условия явного лишения прав и свобод, в силу статьи 1 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" должны быть признаны репрессированными по политическим мотивам со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Установление данного факта имеет для заявителя юридическое значение, поскольку позволит ему реализовать право, как реабилитированного лица, на получение льгот, установленных Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах требование Цокиева З.Ю. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                 Р Е Ш И Л :

Заявление Цокиева З. Ю. об установлении факта применения политических репрессий удовлетворить.

Установить факт применения политических репрессий в отношении Цокиева З. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с/з <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Ингушетия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующая

Копия верна:

Судья              Л.К. Цечоева

2-574/2023 ~ М-271/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Малгобекский городской суд Республики Ингушетия
Судья
Цечоева Л.К.
Дело на странице суда
malgobek--ing.sudrf.ru
07.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2023Передача материалов судье
10.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Не определен)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее