Р Е Ш Е Н И Е
16 ноября 2023 года г. Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием представителя юридического лица Щепина А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело № 38RS0024-01-2023-004258-56 (12-174/2023) по жалобе директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 20» А.С. Щепина на постановление главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Лобода В.В. № 2-8-18-171 от 28 сентября 2023 года о назначении муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя образовательная школа № 20» административного наказания предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Лобода В.В. № 2-8-18-171 от 28 сентября 2023 года юридическое лицо Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 20» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 20» обратился с жалобой в Усольский городской суд Иркутской области, в обоснование которой указал, что считает данное постановление необоснованным немотивированным и подлежит отмене.
МБОУ «СОШ № 20» требования пожарной безопасности выполнены в полном объеме в виду следующего.
В 2020 году ООО «Востсибгражданпроект» по заказу МБОУ «СОШ № 20» выполнена проектная документация «Автоматическая установка пожарной сигнализации АПС, СОУЭ 23/20.ПС».
04.12.2020 года между МБОУ «СОШ № 20» и специализированной организацией ООО «Легион Монтаж Спецавтоматика» на устройство автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в МБОУ «СОШ № 20» заключен контракт № 68.
Согласно акту приемки технических средств пожарной сигнализации, в эксплуатацию от 23.12.2023, подписанному специализированной организацией ООО «Легион Монтаж Спецавтоматика» пожарная сигнализация принята в эксплуатацию.
Также в настоящем акте указано, что при проверке работоспособности пожарной сигнализации установлена «Устойчивая работа в дежурном режиме и в режиме тревога».
Кроме того, согласно актам о проведении технического освидетельствования и проверки работоспособности АПС и СОУЭ, составленным - УРО ВДПО технические средства пожарной сигнализации, на момент проверки, находятся в рабочем состоянии, передача сигнала на пульт МЧС- норма.
Исходя из вышеуказанных документов, пожарная сигнализация выполнена в соответствии с нормами и техническими регламентами, то есть пригодна для использования и обеспечения пожарной защищенности объекта.
Наличие несоответствия проектной документации с актами о приемки в эксплуатацию систем пожаротушения является незначительными, кроме того, проектная документация разрабатывалась в соответствий с действующими на тот момент нормами и стандартами, расхождение в наименовании оборудования не влияет на работоспособность системы, так как имеет схожие характеристики.
Поскольку должностным лицом при рассмотрении дела не принято во внимание наличие действующей системы пожаротушения, которая находится в рабочем состоянии и проверена специализированной, организацией на работоспособность, полагает нецелесообразным приведение в соответствие систем пожаротушения в соответствии с проектной документацией на АПС и СОУЭ от 2020 года № 23/20. ПС, поскольку документация разработана в соответствии с уже утратившими требованиями и стандартами. С начала 2021 года действуют новые требования и стандарты.
Согласно актам технического обследования, УРО ВДПО проверка работоспособности осуществлялась в соответствии с действующими в настоящее время требованиями и сводами правил, о чем указано в актах.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в совершении действий, связанных с нарушений Правил пожарной безопасности.
Следовательно, при отсутствии нарушений требований пожарной безопасности лицо не может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Просил: постановление главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору от 28.09.2023 № 2-8-18-171 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Законный представитель юридического лица - директор А.С. Щепин, на доводах жалобы настаивал в полном объеме, пояснил, что в документации были расхождения по размещению датчиком и их количеством, при этом они старались сделать документацию до рассмотрения материала, но поскольку на сегодняшний день не нашли специалиста аттестованного, то не смогли внести изменения в проектную документацию.
Допрошенный в качестве свидетеля, старший инспектор Попов А.В. в судебном заседании пояснил, что ранее так же выявлялись нарушения в 2022, в этот раз было выявлено три нарушения, два исправили, одно нет, действительно на момент рассмотрения материала, заявитель не смог найти специалиста аттестованного.
Свидетель Копейна Л.Л. пояснила, что их организация устанавливала сигнализацию, действительно она не соответствует проекту, но находится в исправном состоянии, все работает.
Выслушав представителя заявителя, свидетелей, обозрев материалы дела об административном правонарушении, материалы контрольно-наблюдательного дела, исследовав материалы по жалобе, судья приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.
В соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В статье 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) определено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона № 123-ФЗ).
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты - это состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
В соответствии ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела об административном правонарушении и обжалуемого постановления № 2-8-18-171, представленных судье, следует, что в соответствии с решением главного государственного инспектора г. Усолье Сибирское и Усольского района по пожарному надзору N 2308/2-38/198-В/РВП от 21 августа 2023 года проведена внеплановая выездная проверка за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на объекте защиты МБОУ "Средняя образовательная школа № 20", расположенного по адресу: Иркутская область, Усодьский район, п. Усолье-7.
01.09.2023 в 11-00 час. на данном объекте защиты выявлены нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно:
1. Допущено проведение монтажа системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре не в соответствии с проектной документацией,выполненной в соответствии с действующими на момент ремонта нормативнымидокументами по пожарной безопасности. В связи с монтажом системы АПС и СОУЭне в соответствии с проектной документации имеются расхождения в количествеустановленного оборудования, указанного в акте приема технических средствпожарной сигнализации в эксплуатации и акте проведения техническогоосвидетельствования и проверки работоспособности АПС и СОУЭ в нарушение пункта 54 Постановления Правительства Российской Федерации 1479 от 16.09.2020 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
2. Проведены изменения, связанные с устройством систем противопожарнойзащиты, а именно вентиляции без разработки проектной документации,выполненной в соответствий с действующими на момент таких измененийнормативными документами по пожарной безопасности в нарушение пункта 16 Подпункта «О» Постановления Правительства Российской Федерации 1479 от 16,09.2020 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
По результатам выявления нарушений требований пожарной безопасности 08.09.2023 года государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору в отношении МБОУ «Средняя образовательная школа № 20» был составлен протокол № 2-8-18-171 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Ранее 29.08.2022 в адрес МБОУ «Средняя образовательная школа № 20» выносилось предписание № 98/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.03.2023, в том числе по устранению аналогичных нарушений.
В установленный срок до 01.03.2023 МБОУ «Средняя образовательная школа № 20» указанные нарушения не устранены.
01.09.2023 в адрес МБОУ «Средняя образовательная школа № 20» повторно вынесено предписание № 2308/2-38/198-В/ПВП об устранении тех же нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.02.2024.
В силу пункта 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" при монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
Согласно ГОСТ Р 59638-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность", утвержденным приказом Росстандарта от 24.08.2021 N 791-ст, установлены требования к проектированию, монтажу, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной сигнализации, а также требования к методам испытаний систем пожарной сигнализации на работоспособность.
В силу пп. «о» пункта 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" на объектах защиты запрещается проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности.
По результатам рассмотрения протокола государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области 28.09.2023 вынесено постановление № 2-8-18-171, в соответствии с которым юридическое лицо МБОУ «Средняя образовательная школа № 20» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В качестве доказательств совершения административного правонарушения и виновности МБОУ «Средняя образовательная школа № 20» представлена совокупность исследованных должностным лицом государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору доказательств, дополнительно проверенных судьей в судебном заседании, получивших оценку и анализ в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ, правильность которых сомнений не вызывает, в том числе: материалы контрольно-наблюдательного дела, протокол об административном правонарушении № 2-8-18-171 от 08.09.2023, акт выездной внеплановой проверки от 01.09.2023 № 2308/2-38/198-В/АВП, предписание об устранении нарушений обязательных требований от 01.09.2023 № 2308/2-38/198-В/ПВП, решение о проведении выездной внеплановой проверки N 2308/2-38/198-В/РВП от 21 августа 2023 года, протокол осмотра от 30.08.2023, копия акта приемки технических средств пожарной сигнализации от 23.12.2020, копия акта технического освидетельствования и проверке работоспособности АПС и СОУЭ от 05.06.2023, график выполнения работ на корректировку проектной документации по объекту: Схема АПС и СОУЭ здания МБОУ «СОШ № 20», проект пожарной сигнализации АПС и СОУЭ МБОУ «СОШ №20» 2023 г. акты выполненных работ и счет на оплату № 1784 от 21.09.2023; материалы контрольно-наблюдательного дела МБОУ «СОШ № 20».
При этом, суд учитывает, что в соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом.
Таким образом, несоответствие проектной документации с актами о приемке в эксплуатацию систем пожаротушения, установленные как нарушение ФЗ от 22.07.2008, №123-ФЗ ст. 4, ст. 6, ст. 54, ст. 83, ст. 91, ППР-1479 п. 54, и даже при наличии данных несоответствий, пожарная сигнализация полностью функционирует и находится в рабочем состоянии, суд не может согласиться с отсутствием выявленного нарушения, поскольку сам по себе факт работоспособности автоматической пожарной сигнализации не исключает наличие несоответствий.
При вынесении постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения административного дела и указана обоснованная правовая мотивировка о виновности в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении, которые могут повлечь отмену постановления должностного лица, судьей не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Постановление о привлечении МБОУ «Средняя образовательная школа № 20» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Учитывая характер и вид деятельности юридического лица, характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, его имущественное и финансовое положение, суд приходит к выводу о наличии исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, соответственно, имеются основания для назначения юридическому лицу административного штрафа в размере, установленном ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом, с учетом положений ч. 3.2, ч. 3.3, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья приходит к выводу об обоснованности применения положений ст. 4.1 КоАП РФ и снижения назначаемого юридическому лицу штрафа с 300 000 руб. до 150 000 руб.
Учитывая, что при совершении данного правонарушения возникает угроза пожарной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью людей, оснований для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Лобода В.В. № 2-8-18-171 от 28 сентября 2023 года о назначении муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя образовательная школа № 20» административного наказания предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 20» А.С. Щепина - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток с момента получения или вручения копии решения.
Судья О.В. Янова