Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3218/2022 ~ М-2704/2022 от 25.07.2022

    Дело № 2-3218/2022           24RS0002-01-2022-003 8-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    03 ноября 2022 года                                                                                                                 г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Королевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Петроченко А.В.,

с участием истца Балабанова А.В.,

представителей ответчика МИ ФНС № 4 по Красноярскому краю действующей на основании доверенности от 07.08.2022, по доверенности от 22.04.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балабанова к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю о взыскании компенсации в связи с сокращением численности штата, компенсации за неиспользованный отпуск, недополученной суммы отпускные, компенсаций морального вреда, стимулирующей выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Балобанов А.В. обратился в суд с иском, с учетом уточнений к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю о взыскании компенсации в связи с сокращением численности штата, компенсации за неиспользованный отпуск, недополученной суммы отпускных, компенсации морального вреда, стимулирующей выплаты, мотивируя свои требования тем, что в 2021 году в связи с реорганизацией инспекции он получили уведомление о предстоящем сокращении численности штата, а затем приказом ответчика был уволен с занимаемой должности. Во время прохождения службы, ответчик неверно исчислял и выплачивал ему оплату за время основного и дополнительных отпусков, также неверно исчислил и выплатил компенсацию за неиспользованный отпуск, неверно рассчитал выходное пособие при увольнении, не начислены и не выплачены дополнительное денежное содержание (материальное стимулирование) по итогам работы, в том числе в порядке премирования в мае, июне, декабре 2021 года. В связи с увольнением была начислена и выплачена компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме 134704,28 рублей. В период с июня 2020 года по июнь 2021 года выплачены суммы материального стимулирования и материальной помощи в общем размере 249283,68 рублей. Соответственно, сумма не выплаченной компенсации составляет 249283,68 рублей : 12 месяцев х 4 месяца = 83094,56 рубля.

Ответчиком также не начислены и не выданы средства дополнительного денежного содержания (материального стимулирования), выплаты которых были произведены в мае и июне 2021 года всем сотрудникам инспекции, в том числе сотрудникам, находящимся на момент выплат в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет (то есть фактически не работавшим в указанные периоды). Сотрудникам инспекции выплачивалась сумма, определяемая по размеру месячной заработной платы в соответствии с замещаемой должностью. Он состоял в должности , месячная заработная плата в соответствии с замещаемой должностью составляла 26902,50 руб. Соответственно, сумма не выплаченных денежных средств составляет 53805,00 рублей (26902,50 рублей х 2 месяца). Ответчиком не начислены и не выданы истцу средства дополнительного денежного содержания (материального стимулирования) по итогам работы за расчетный период с января по ноябрь 2021 года, выплата которых произведены 15 декабря 2021 года всем сотрудникам инспекции. Средняя сумма выплат сотрудникам за вышеуказанный период составляла 55000,00 рублей. Соответственно, сумма не выплаченных денежных средств составляет 55000,00 рублей. Также, за период работы с 12 января 2021 года по 20 июля 2021 года ему был предоставлен ежегодный отпуск с 24.02.2021 по 25.03.2021 в количестве 29 дней. В феврале 2021 года начислены и выплачены отпускные в размере 33063 руб. 90 коп. В период с января 2020 года по январь 2021 года ему выплачены суммы CMC, МП в размере 351 200 руб. 63 коп., а именно: в 2020 году в феврале 4 000 руб. + в марте 61 465 руб.+ в апреле 28 303 руб. 15 коп. + в мае 20 200 руб. + в июне 40 320 руб. 03 коп. + в июле 34 790 руб. 50 коп. + в августе 13 300 руб. + в сентябре 69 390 руб. 20 коп. + в ноябре 31 000 руб. 00 коп. + в декабре 48 431 руб. 75 коп. Соответственно, размер недоплаченных отпускных за период с 24.02.2021 по 25.03.2021 (29 дней) будет составлять: 351 200 руб. 63 коп. : 12 месяцев : 29,3 х на 29 дней = 28 967 руб. 06 коп. Также, за период работы с 12 января 2021 года по 20 июля 2021 года ему был предоставлен ежегодный отпуск с 19.07.2021 по 19.07.2021 в количестве 1 день. В июле 2021 года начислены и выплачены отпускные в размере 1 091 руб. 60 коп. В период с июня 2020 года по июнь 2021 года выплачены суммы CMC, МП в размере 249 283 руб. 68 коп., а именно: в 2020 году в июне 40 320 руб. 03 коп.+ в июле 34 790 руб. 50 коп.+ в августе 13 300 руб. + в сентябре 69 390 руб. 20 коп. + в ноябре 31 000 руб. 00 коп. + в декабре 48 431 руб. 75 коп. + в 2021 году в апреле 12 051 руб. 20 коп. Соответственно, размер недоплаченных отпускных за период с 19.07.2021 по 19.07.2021 (1 день) будет составлять: 249 283 руб. 68 коп. : 12 месяцев : 29,3 х на 1 день = 709 руб. 00 коп. При увольнении ему в июле 2021 года выплачена компенсация за неиспользованный отпуск (10 дней) в размере 10 916 руб. 00 коп. В период с июня 2020 года по июнь 2021 года выплачены суммы CMC, МП в размере 249 283 руб. 68 коп., а именно: в 2020 году в июне 40 320 руб. 03 коп. + в июле 34 790. 50 коп. + в августе 13 300 руб. + в сентябре 69 390 руб. 20 коп. + в ноябре 31 000 руб. + в декабре 48 431 руб. 75 коп. + в 2021 году в апреле 12 051 руб. 20 коп. Соответственно, размер компенсации за неиспользованный отпуск за 10 дней будет составлять: 249 283 руб. 68 коп. : 12 месяцев : 29,3 х на 10 дней = 7 089 руб. 98 коп. Всего просит взыскать компенсацию в размере 83094,56 рублей, сумму невыплаченных средств в размере 53805 рублей и 55000 рублей, размер недоплаченных отпускных в сумме 28967,06 рублей, 709,00 рублей, 7089,98 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей (л.д. 3-5, 113-117).

Истец Балабанов А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в связи с предстоящим сокращением штата и увольнением, на почве переживаний у него ухудшилось состояние здоровья, он длительный период времени находился на больничном. Для прохождения лечения ему требовались значительные денежные расходы, которые ответчиком не были доплачены. Затем в скором времени после увольнения в июле 2021 года у него умерла мама, которая находилась в ковидном госпитале и на ее лечение в том числе требовались денежные средства. В связи с тем, что ответчиком материальное стимулирование было выплачено не в полном объеме и неправильно исчислены отпускные и заработная плата, денег на лечение не хватало и он испытывал нравственные страдания.

Представитель ответчика МИ ФНС № 4 по Красноярскому краю Егрушова О.Л., действующая на основании доверенности от 07.08.2022 (л.д. 86), Костивая Т.А., действующая на основании доверенности от 22.04.2022 (л.д. 85) в судебном заседании против исковых требований возражали по основаниям, изложенным в отзывах, из которых следует, что средства дополнительного материального стимулирования не являются гарантированными выплатами, основным средством материального обеспечения профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего и не являются частью его денежного содержания. Такие средства не относятся к иным выплатам, предусмотренным федеральными законами иными нормативными правовыми актами РФ в соответствии с ч.10 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ, поскольку формируют фонд оплаты труда в соответствии с ч.3 ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ, являются денежными средствами, предоставляемыми органом государственной власти сверх установленного фонда оплаты труда. Следовательно, средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания государственных гражданский служащих, и соответственно, не могут учитываться при расчете выплат в связи с сокращением численности штата. Полагают, что не обоснован произведенный в иске расчет сумм указанных выплат. Истцом данные суммы ко взысканию отражены исходя из расчета среднего размера выплат всем сотрудникам и месячной заработной платы в соответствии с замещаемой должностью. Между тем, Балабановым А.В. не принято во внимание, что средства материального стимулирования не носят системный характер, данные выплаты не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Такие выплаты относятся к форме поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, премирования работников по результатам труда является не обязанностью, а правом работодателя. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец освобожден от занимаемой должности в связи с сокращением штата. Следовательно, за заявленный период, май и июнь 2021 года Балабанов А.В. фактически не работал, а на момент выплат, произведенных 15.12.2021 уже не являлся сотрудником Инспекции. Кроме того, факт причинения физических или нравственных страданий и их оценка в размере -100 000 руб. истцом документально не подтвержден и не обоснован, в связи с чем, просят в удовлетворении иска отказать. Также считают, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с дополнительными требованиями о взыскании недоплаченных отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск (л.д. 17-20,140-144).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно ч. 1, 2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Частью 5 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет – 10%, от 5 до 10 лет - 15%, от 10 до 15 лет – 20%, свыше 15 лет – 30%, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно п.8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Как следует из материалов дела, приказом МИ ФНС № 4 по Красноярскому краю от 09.02.2002, истец Балабанов А.В. был принят на работу на должность на период отпусков, связанных с рождением ребенка другого работника (л.д. 35) по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-34). В дальнейшем переведен на должность . Впоследствии переведен на должности: (л.д. 36-66).

22.08.2005 с Балабановым А.В. заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в МИ ФНС № 4 по Красноярскому краю (л.д. 38-43), с последующими изменениями условий служебного контракта (л.д. 43-66).

Приказом руководителя УФНС России по Красноярскому краю от 19.07.2021 служебный контракт с Балабановым А.В. расторгнут, Балабанов А.В. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы Российской Федерации с 20.07.2021 (л.д. 67). На основании приказа начальника МИ ФНС № 4 по Красноярскому краю Балабанову А.В. в связи с увольнением с гражданской службы произведена выплата за неиспользованные дни ежегодного отпуска за период с 09.10.2020 по 08.10.2021 в количестве 10 дней, в размере 10916 рублей (л.д. 67,69).

В период службы 2020-2021 годы выплачены средства материального стимулирования.

Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что согласно приведенным нормативным положениям указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд полагает, что выплаченное истцу в соответствии с названными выше приказами ФНС России по Красноярскому краю материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты компенсации при увольнении, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Истец, не согласившись с указанными выплатами, представил расчет, в соответствии с которыми ему недоначислена по изложенным в иске основаниям: компенсация при сокращении за 4 месяца в размере 83094,56 руб., материальное стимулирование, выплаченное в мае, июне 2021 года за два месяца в размере 53805 рублей; материальное стимулирование по итогам работы за расчетный период с января по ноябрь 2021 года в размере 55000 рублей.

Кроме того, истцом представлен расчет недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск за период с 24.02.2021 по 25.03.2021 в размере 28967,06 рублей, за период с 19.07.2021 по 19.07.2021 в размере 709 рублей, за период с июня 2020 года по июнь 2021 года за 10 дней – 7089,98 рублей.

Стороной ответчика в материалы дела представлены контррасчет, согласно которому суммы, подлежащие выплате, составят: недоначисленные отпускные за период с 24.02.2021 по 25.03.2021 в размере 23632,09 руб., компенсация за неиспользованный отпуск за период с 19.07.2021 по 19.07.2021 - 449,77 руб., компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 4497,70 рублей, компенсация при сокращении за 4 месяца 52713,80 руб. (л.д. 122).

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в части требований о взыскании недоначисленных отпускных за период с 24.02.2021 по 25.03.2021 в соответствии со ст.392 ТК РФ.

Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. П. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» предусмотрено, что регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, другими федеральными законами. Срок на обращения в суд за защитой нарушенного права указанным законом не предусмотрен, следовательно, в данном случае могут быть применены нормы трудового законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Пунктом 10 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

Таким образом, из приведенных норм права следует, с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске истцом срока исковой давности в части взыскания недоначисленных отпускных, суд считает правильным применять годичный срок давности по требованиям о взыскании указанных выплат.

Так, Балабанову А.В. был предоставлен отпуск с 24.02.2021 по 25.03.2021, оплата которого согласно приведенным положениям закона и данным расчетного листа была произведена до 13.09.2021 в межрасчетную выплату февраля 2021 года (л.д. 124). Кроме того, Балабанову А.В. был предоставлен отпуск с 19.07.2021 по 19.07.2021, оплата которого согласно приведенным положениям закона и данным расчетного листа была произведена в июле 2021 года (л.д. 126).

С учетом того, что исковое заявление направлено истцом в суд 20.07.2022, с учетом годичного срока исковой давности, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании недоначисленных сумм оплаты по отпускам, срок выплаты которых приходится после 20.07.2021.

В представленном заявлении истец Балабанов А.В. просил восстановить срок на подачу им дополнительных исковых требований, мотивируя данные требования тем, что обратился с иском в суд о взыскании заработной платы в сроки, установленные законом, а требование о взыскании недоплаченных отпускных является дополнением к основным требованиям.

Согласно части 5 статьи 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации конкретизируют положения статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения; сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренные данной нормой, направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника; своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника (Определение от 16 декабря 2010 г. N 1722-О-О). Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным; установленные данной статьей сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (Определения от 21 мая 1999 г. N 73-О, от 12 июля 2005 г. N 312-О, от 15 ноября 2007 г. N 728-О-О, от 21 февраля 2008 г. N 73-О-О и др.).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть 3 статьи 390 и часть 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац 2 части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указано, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Соответственно, с учетом положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с требованиями статей 2, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, учитывая, что с требованием о взыскании не доначисленной заработной платы Балабанов А.В. обратился в пределах срока исковой давности, отпускные за 19.01.2021 были выплачены истцу в последний рабочий день, суд приходит к выводу о наличии оснований о взыскании в его пользу недоначисленной суммы отпускных за 19.07.2021.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с требованием о взыскании недоначисленных сумм отпускных за период с 24.02.2021 по 25.03.2021, истец не представил, в связи с чем, исковые требования о взыскании недоначисленный сумм оплаты указанного отпуска удовлетворению не подлежат.

Проверяя представленные истцом расчет недоплаченных денежных сумм, суд исходит из представленных в материалы дела расчетных листков истца и справок о доходах физического лица, в соответствии с которыми истцу были выплачены средства материального стимулирования.

Отдельные расчеты спорных сумм выполнены истцом с неверным применением методики расчета, на что указано ответчиком.

Между тем, учитывая представленный ответчиком контррасчет спорных сумм, который истцом не оспаривался, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, с учетом контррасчета ответчика и применения срока исковой давности.

При таких обстоятельствах суд полагает взыскать с ответчика в пользу истца Балабанова А.В.: компенсацию при сокращении за 4 месяца в размере 52713, 80 руб., компенсации за неиспользованный отпуск 4 497,70 руб., недоначисленные отпускные в размере 449,77 руб.

Кроме того, истцом Балабановым А.В. заявлены требования о взыскании материальной помощи за май, июнь 2021 года в размере 53805 руб. и 55 000 руб. за период с января по ноябрь 2021 года

В силу п. 8 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

27 мая 2021 года на заседании комиссии по оценке эффективности деятельности МИФНС России № 4 по Красноярскому краю за январь-май 2021 года решался вопрос о распределении средств дополнительного материального стимулирования, согласно протоколу заседания, комиссией было решено уволенным сотрудникам, в том числе уволенным в связи с сокращением численности штата, на дату выплаты, принято решение дополнительное материальное стимулирование не выплачивать, учитывая отсутствие личного вклада в обеспечение полномочий, возложенных на эффективность деятельности и повышение налогового администрирования, качество и результативность (л.д.137-139).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" (с последующими дополнениями) предусмотрено осуществление с 1 января 2007 года и в 2008 - 2010 годах материального стимулирования федеральных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации Приказом Министерства финансов от 17 октября 2007 года N 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, в соответствии с которым материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего (пункт 2).

Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

Федеральной налоговой службой России утверждена Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы России (далее - Методика).

Пунктом 5.1 Методики предусмотрено, что оценка эффективности деятельности налоговых органов производится за расчетный период, то есть по кварталам.

Материальное стимулирование сохраняется за сотрудником налогового органа в случае расторжения служебного контракта, в связи с выходом на пенсию и в случае ротации при переводе из подразделения в рамках системы налоговых органов и другим уважительным причинам.

Из содержания вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что средства материального стимулирования не носят системный характер, данные выплаты не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Как установлено судом, и не оспаривалось истцом, Балабанов А.В. находился на больничном в период с 26.03.2021 по 16.07.2021, освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы Российской Федерации с 20.07.2021 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании приказа от 19.07.2021 (л.д.67).

Таким образом, поскольку стимулирующие выплаты относятся к форме поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, премирование работников по результатам труда является правом, а не обязанностью работодателя, учитывая, что Балабанов А.В. длительный период времени находился на больничном, то есть фактически не исполнял должностные обязанности, на момент распределения средств дополнительного материального стимулирования, Балабанов А.В. не состоял на государственной гражданской службе РФ, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.

В силу ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Судом установлено нарушение трудовых прав истцов при начислении отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, в связи с чем, в пользу Балабанова А.В. подлежит взысканию компенсация морального вреда исходя из требований разумности и справедливости в сумме 3 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Балабанова удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю в пользу Балабанова компенсацию при сокращении за 4 месяца в размере 52713, 80 руб., компенсации за неиспользованный отпуск 4497,70 руб., недоначисленные отпускные в размере 449,77 руб., компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, всего 60661 (шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят один) рубль 27 копеек, в остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ачинский городской суд.

Председательствующий                                  Е.В. Королева

Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2022 года

2-3218/2022 ~ М-2704/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Балабанов Александр Васильевич
Ответчики
МИФНС
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Королева Елена Владимировна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
25.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2022Передача материалов судье
01.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2022Подготовка дела (собеседование)
12.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2022Судебное заседание
27.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
03.11.2022Судебное заседание
11.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2023Дело оформлено
21.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее