Дело № 2-1777/2023
УИД 13RS0023-01-2023-001284-53
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 23 августа 2023 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Абдулловой А.Х.,
с участием в деле:
истца Школкиной Светланы Николаевны, её представителя адвоката Емельяновой Светланы Валентиновны, действующей на основании ордера от 27 июля 2023 г.,
ответчика Администрации городского округа Саранск,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Правительства Республики Мордовия,
помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Манчевой Дианы Владимировны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Школкиной Светланы Николаевны к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу,
установил:
Школкина С.Н. обратилась в суд с иском к Администрации го Саранск о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, признании права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В обосновании требований указано, что на основании договора купли-продажи комнаты в общежитии от 25.06.2015 года, ей на праве собственности принадлежит комната, площадью 18,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>
Заключением Межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда №2 от 21 февраля 2018г. были выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018г. №753 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, п.2 указанного постановления установлен способ изъятия: путем предоставления гражданам, проживающим в указанном доме, других благоустроенных жилых помещений в период с 2018 по 2021 год.
В декабре 2022 года ею получено уведомление об изъятии и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, подписанные администрацией городского округа Саранск.
Согласно п. 1.1. указанных соглашений предметом является размер и порядок выплаты возмещения за недвижимое имущество. Размер выплаты возмещения в указанном проекте определенный на основании отчета №114/11/2022-Н/62, составляет 751600 руб.
Условиями об изъятии жилого помещения, содержащимися в направленном ей проекте соглашения, существенно нарушаются ее права, как собственника жилого помещения. В результате предлагаемого ответчиком способа изъятия она фактически лишается жилья. Приобрести другое жилое помещение на предлагаемую к возмещению сумму невозможно. Считает, что указанное соглашение нарушает ее права собственников жилого помещения и фактически лишает права на жилище.
По результатам инженерно-технического обследования дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведенного 12.02.2018 года ООО «Научно-строительная компания», техническое состояние конструкций указанного дома не соответствует требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», состояние конструкций не обеспечивает безопасность жизни и здоровья людей, эксплуатация здания опасна, существует угроза обрушения здания, что является основанием для формирования субъектом Российской Федерации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с включением в первоочередном порядке граждан из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан.
В указанной связи, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным в 2018 году, имеет угрозу обрушения и согласно пункта 8 Правил с учетом необходимости переселения в первоочередном порядке граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными или при переселении граждан подлежит включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (жилых помещений в многоквартирных домах, которые с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. признаны в установленном порядке аварийными).
До настоящего момента Правительством Республики Мордовия региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (жилых помещений в многоквартирных домах, которые с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г. признаны в установленном порядке аварийными) не сформирована и многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> указанную программу не включен, несмотря на то, что подлежит включению в нее в первоочередном порядке.
Просит обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Школкиной С.Н. в собственность другое благоустроенное жилое помещение в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4308,46 кв.м и жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 18,7 кв.м; признать за Школкиной С.Н. право на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
В судебном заседание истец Школкина С.В., ее представитель Емельянова С.В. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
В судебное заседании представители ответчика Администрации городского округа Саранск, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Правительства Республики Мордовия, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что истцу Школкиной С.Н. принадлежит на основании договора купли-продажи от 25.06.2015 года на праве собственности комната, площадью 18,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 25.06.2015 года и выпиской из ЕГРН от 24.07.2023 года.
Согласно выписке из домовой книги ООО «Саранский информационный центр» от 28.07.2023 г. в жилом помещении по адресу: <адрес> никто не зарегистрирован, Школкина С.Н. не была зарегистрирована.
Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 21 февраля 2018 г. № 2 принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации го Саранск от 28 марта 2018 г. № 753 «О выявлении оснований для признания многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями, внесенными Постановлением от 11 января 2019 г. №9, Постановлением от 29 декабря 2021 г. №2039) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1); отселить граждан, проживающих в многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 по 2025 год.
16 января 2019 г. Администрацией го Саранск в адрес Школкиной С.В. направлено требование №245-ОГ о проведении мероприятия по сносу дома, расположенного по адресу: <адрес>, совместно с иными собственника в течение двух месяцев со дня его получения. В случае не осуществления сноса в установленный срок, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и каждое жилое помещение в многоквартирном доме за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, подлежат изъятию для муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В целях обеспечения жилищных и имущественных прав при отселении из аварийного жилищного фонда предложено заключить с Администрацией го Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в ее собственности. В этом случае размер выкупной стоимости за жилое помещение будет определяться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В течение 5 дней после получения уведомления предложено направить письменное согласие на заключение соглашения о выплате выкупной стоимости объекта недвижимости.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14 июля 2022 г., бездействие Администрации го Саранск, выразившееся в непринятии мер по представлению прокуратуры Октябрьского района г. Саранска от 7 июля 2021 г. №7-1-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства признано незаконным, не соответствующим абзацу 2 части первой статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. На Администрацию го Саранск возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данного решения Администрацией го Саранск издано постановление от 2 сентября 2022 г. №1249 «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес>», в котором постановила, в том числе, изъять для муниципальных нужд городского округа Саранск
-земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 4308,46 кв.м (пункт 1);
-жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, согласно приложению к постановлению для муниципальных нужд городского округа Саранск (пункт 2).
-нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение №, с кадастровым номером №, площадью 38,5 кв.м к. (пункт 3)
Согласно приложению, подлежал изъятию объект недвижимости по адресу: <адрес>, площадью 18,6 кв.м, с кадастровым номером №
19 декабря 2022 г. Школкиной С.Н. получен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ей предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли земельного участка выкупную стоимость в размере 751600 рублей.
Размер возмещения определен на основании Отчета ООО «НОКС-ОЦЕНКА» №114/11/2022-Н/62 от 9 ноября 2022 г., и определен исходя из рыночной стоимости изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом в размере 583 000 рублей, размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости в размере 27 900 рублей, компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома в размере 140700 рублей.
Согласно части первой статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
На основании пункта 11 части первой статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
В соответствии с частью четвертой статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 6 части первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, где оно находится, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника; в зависимости от того, для чьих нужд изымается участок, выкуп помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1); признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок; если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором дом расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (часть десятая).
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в пункте 3 статьи 2 определяет понятие переселения из аварийного жилищного фонда, а в части третьей статьи 16 предусматривает правила такого переселения.
На основании части первой статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ).
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1 части второй статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», в которую включена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия», которая направлена на реализацию регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно паспорту подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» задачами данной Подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г., являющихся приложением 4 к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия», жилой дом по адресу: <адрес>, не включен.
Иных программ на республиканском уровне в указанной сфере отношений не принято.
В силу вышеприведенной статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ вопрос о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в республиканскую адресную программу решается Правительством Республики Мордовия и в полномочия Администрации го Саранск не входит.
Постановлением Администрации го Саранск от 27 мая 2020 г. №764 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных на территории городского округа Саранск». В разделе №1 данной программы указано, что в 2019-2021 гг. в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия 6 февраля 2019 г. №53, вошли многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. В адресный список высвободившихся жилых помещений, являющийся приложением №2 к муниципальной программе, жилое помещение по адресу: <адрес>, не включено.
Кроме того, согласно приложению №4 к муниципальной программе установлен адресный список жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и подлежащих расселению путем предоставления благоустроенных жилых помещений, в который <адрес> также не включена.
Таким образом, спорный многоквартирный дом признан аварийным после 1 января 2017 г. и не включен ни в одну из указанных программ.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть восьмая статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в подпункте "и" пункта 20 Постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
По смыслу части восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).
Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. №20-П «По делу о проверке конституционности частей первой, восьмой и десятой статьи 32 и пункта 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части третьей статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в связи с жалобами граждан ФИО1, ФИО3 и ФИО4, ФИО11» признано, что части первая, восьмая и десятая статьи 32 и пункт 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части первая и вторая), 40, 45, 46 (части первая и вторая), 55 (часть третья) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при применении частей первой, восьмой и десятой статьи 32 и пункта 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
Таким образом, с учетом данных положений, собственники жилых помещений, признанные малоимущими и состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут рассчитывать на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть вторая).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть вторая статьи 49, часть первая статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что при решении вопроса об условиях и порядке реализации жилищных прав истца, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья пригодного для проживания.
Действуя в рамках предоставленных законом полномочий, ответчик Администрация го Саранск принял постановление от 28 марта 2018 г. № 753, согласно которому многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Во исполнение указанного постановления собственникам помещений, расположенных в спорном многоквартирном доме, направлено требование о сносе такого дома за счет собственных средств, установлен срок для осуществления сноса данного многоквартирного жилого дома - 12 месяцев со дня получения указанного требования, которое собственниками не исполнено.
Многоквартирный жилой дом, в котором проживает собственник Школкина С.Н. не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г.г., ни в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2019 - 2025 г.г., поскольку признан аварийным только в 2018 г.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 апреля 2019 г., вступившим в законную силу 3 июля 2019 г., отказано в удовлетворения исковые требования ФИО10, ФИО2, ФИО5, ФИО9, ФИО7, ФИО6, ФИО8 к Администрации го Саранск о понуждении изъять жилые помещения в многоквартирном доме путем предоставления другого жилого помещения с зачетом стоимости в выкупную цену, понуждении в срок, не превышающий 2-х месяцев направить истцам соглашение об изъятии жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, путем выкупа либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Соглашение о предоставлении другого жилого помещения между Администрацией го Саранск и собственником Школкиной С.Н. не достигнуто.
Из объяснений Школкиной С.Н. следует, что она на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе по категории «малоимущие граждане» в Администрации го Саранск не состоит и ранее не состояла.
С учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что право предоставления другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого, у Школкиной С.Н. не состоящей на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе по категории «малоимущие граждане», и являющейся собственником жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным после 1 января 2017 г., не включенного в соответствующую региональную программу, возникает только при достижении соглашения с Администрации го Саранск.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований Школкиной С.Н. по возложению обязанности на Администрацию го Саранск предоставить ей собственность другое благоустроенное жилое помещение в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № площадью 4 308,46 кв.м и жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 18,7 кв.м;
Истцом Школкиной С.Н. заявлено требование о признании за ней права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
Из искового заявления следует, что данное требование связано с первоначальным, то есть переселение в благоустроенное жилое помещение – однокомнатную квартиру жилой площадью не менее 18,6 кв.м, предоставленную на праве собственности.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями второй и третьей статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть вторая указанной статьи предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013 - 2017 г.г., утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.12.2012 г. № 472 определены этапы расселения конкретного перечня аварийных домов, которые были аварийными и подлежащими сносу до 2012г.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Вместе с тем, пункт 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления жилых помещений маневренного фонда гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
При этом в силу положений части первой данной статьи жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания.
Как установлено, реализация жилищных прав собственника Школкиной С.Н. обеспечивается в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и зависит от соблюдения ряда условий, в том числе включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в региональную программу переселения, признание собственника малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие иного жилья пригодного для проживания.
Наличие данных условий у собственника Школкиной С.Н. судом не установлено.
Согласно выписке из ЕГРН от 28.09.2023 года Школкиной С.Н. на праве собственности, кроме указанной комнаты, принадлежит следующее имущество: квартира, расположенная по адресу: <адрес>; 1/2 доля в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Доказательств, свидетельствующих, что в настоящее время имеется реальная угроза обрушения указанного многоквартирного дома, а также об обращении с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда истцом Школкиной С.Н. не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из сформулированных истцом фактических и правовых оснований иска, суд находит не подлежащими удовлетворению исковые требования Школкиной С.Н. о признании за ней права на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с его расселением и наличием угрозы его обрушения.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Школкиной Светланы Николаевны к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, признании право на переселение в первоочередном порядке из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Е.Ю.Догорова
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2023 г.
Судья Е.Ю.Догорова