Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-4179/2020 от 10.03.2020

Судья: Филиппова Т.М. Дело № 33а-4179/2020

УИД: 63RS0029-02-2019-009766-85

Дело № 2а-526/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 мая 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей - Клюева С.Б., Сивохина Д.А.,

при секретаре – Моревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 января 2020 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Кочетовой Л.В. обязательных платежей, указав в обоснование, что административный ответчик в период с 25 августа 2006 г. по 29 июня 2017 г. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя, однако не уплатила недоимку и пени за 2017 год по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы в размере 28 087, 42 руб., недоимку и пени по налогу за 2017 год, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в размере 33 616, 48 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за расчётные периоды, начиная с 01 января 2017 г. в размере 162,01 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в ФФОМС за расчётные периоды, начиная с 01 января 2017 г. в размере 37,09 руб., а всего 61 903 руб. В добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена, требование №198908 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов оставлено без исполнения. Выданный судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 21 мая 2019 г. На момент подачи административного иска Кочетовой Л.В. сумма задолженности не оплачена.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 января 2020 г. требования МИФНС России № 2 по Самарской области оставлены без удовлетворения.

С данным решением не согласилась МИФНС России №2 по Самарской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на то, что заявленная ко взысканию недоимка и пени являются текущими платежами, основания для освобождения Кочетовой Л.В. от уплаты УСНО за 2017 год и пени, за несвоевременную уплату страховых взносов, отсутствуют.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

В силу пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, по выбору налогоплательщика.

Согласно пункту 7 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог по упрощенной системе налогообложения, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 названной статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что в период с 25 августа 2006 г. по 29 июня 2017г. Кочетова Л.В. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя.

25 июня 2018 г. Кочетова Л.В. представила в МИФНС России № 2 по Самарской области налоговую декларацию по налогу за 2017 год, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, согласно которой общая сумма налога, исчисленная к уплате, составила 50 460 руб. (л.д.10-13).

В связи с неуплатой налога Кочетовой Л.В. направлено требование №198908 по состоянию на 12 июля 2018 г. об уплате недоимки в общем размере 50 460 руб. и пени в размере 11 829, 89 руб. со сроком уплаты до 01 августа 2018 г. (л.д. 6)

Указанное требование оставлено без исполнения.

21 мая 2019 г. судьей судебного участка №89Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области по заявлению МИФНС России №2 по Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-79/2019 о взыскании с Кочетовой Л.В. задолженности по налогу на доходы прочие начисления за 2017 год в размере 25 230 руб., пени в размере 2 857, 42 руб., задолженность по налогу на доходы без расходов прочие начисления за 2017 год в размере 25 230 руб., пени по налогу в размере 8 386, 48 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 162,01 руб., пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФ ОМС за периоды до 01 января 2017 г. в размере 37, 09 руб., а всего 61 930, 05 руб., а также государственной пошлины в размере 1 028, 95 руб.

Определением того же мирового судьи от 21 мая 2019 г. судебный приказ № 2а-79/2019 отменен по заявлению Кочетовой Л.В., после чего МИФНС России №2 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском (л.д.5).

Разрешая требования административного истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Кочетовой Л.В. заявленных к взысканию обязательных платежей.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (пункт 2).

Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей", после завершения конкурсного производства гражданин считается свободным от исполнения всех оставшихся неудовлетворенными обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, а также обязательных платежей, основанием для возникновения которых послужила предпринимательская деятельность должника, независимо от того, заявлялись ли указанные требования или обязательные платежи в деле о банкротстве (пункт 4 статьи 25 ГК РФ, пункт 1 статьи 212 Закона о банкротстве). Должник также освобождается от исполнения не связанных с предпринимательской деятельностью и оставшихся неудовлетворенными обязательств и обязательных платежей, которые были предъявлены и учтены в деле о банкротстве в соответствии с пунктом 2 статьи 215 Закона о банкротстве.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2017 г. Кочетова Л.В. признана несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2018 г. требование ФНС России в размере 24 720,06 руб. включены в реестр требований кредиторов Кочетовой Л.В., в состав требований кредиторов второй очереди, требование ФНС России в размере 62 976,69 руб. включены в реестр требований кредиторов Кочетовой Л.В., в состав требований кредиторов третьей очереди. Из указанного определения следует, что задолженность Кочетовой Л.В. образовалась на основании требований об уплате налога №73373 от 30 октября 2015 г., от 09 января 2017 г., решений о взыскании налога от 18 июля 2017 г., от 09 ноября 2017 г., от 29 ноября 2017 г. (л.д. 36-38).

Определением Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2018 г. завершена процедура реализации имущества Кочетовой Л.В., она освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе и не заявленных при ведении реализации имущества гражданина (л.д.27-29).

Доводы МИФНС России №2 по Самарской области, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что поскольку налоговая декларация за 2017 год представлена Кочетовой Л.В. после возбуждения производства по делу о её несостоятельности, то предъявленная к взысканию задолженность является текущими платежами, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.

Установлено, подтверждено материалами дела, что заявленные МИФНС России №2 по Самарской области в рамках настоящего дела требования об уплате Кочетовой Л.В. обязательных платежей, связаны с её предпринимательской деятельностью за период с 2006 г. по 2016 г., которые предъявлены в рамках производства по делу о банкротстве.

При таких обстоятельствах, решение суда об отказе МИФНС России №2 по Самарской области в удовлетворении административного иска к Кочетовой Л.В. о взыскании недоимки и пени по обязательным платежам является правильным и подлежит оставлению без изменения.

Ошибочное суждение суда первой инстанции о том, что поданная Кочетовой Л.В. в 2018 г. декларация о доходах является дублированием декларации за 2017 год, поданной в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о несостоятельности (банкротстве), не повлияли на выводы суда об отказе в удовлетворении иска.

Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит.

Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-4179/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
МИ ФНС России № 2 по Самарской области
Ответчики
Кочетова Л.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.03.2020Передача дела судье
31.03.2020Судебное заседание
25.05.2020Производство по делу возобновлено
29.05.2020Судебное заседание
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее