Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2767/2013 ~ М-2313/2013 от 19.03.2013

Дело № 2-2767/2013 Именем Российской Федерации Решение

«28» мая 2013 года                                                                                   город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Черниенко Т.Е.,

с участием помощника прокурора города Архангельска Бакина И.С.

при секретаре Стрельцовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Архангельска в интересах Камышевой А. В. к мэрии г.Архангельска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Архангельска обратился в суд с иском в интересах Камышевой А.В. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Камышева А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Соломбальского районного суда г.Архангельска от 07.12.1999 К.Т и К.В были лишены родительских прав в отношении детей, в том числе, в отношении Камышевой А.В. ДД.ММ.ГГГГ К.Т умерла. Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г.Архангельска 01.03.2000 Камышева А.В. направлена в учреждение интернатного типа и за ней закреплено право на жилое помещение по адресу: г.Архангельск, <адрес>. 31.08.2011 Камышева А.В. была отчислена из ГОУ НПО «ПУ » г.Северодвинска по состоянию здоровья и 31.08.2011 приехала в г.Архангельск и вынуждена была вселиться в закрепленное за ней жилое помещение. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения <адрес> в г.Архангельске признаны непригодными для проживания. Вместе с тем, еще в 2005 году износ дома составлял 68%, то есть пришел в непригодное состояние до того, как состоялось обследование дома межведомственной комиссией. Таким образом, на момент возвращения Камышевой А.В. 31 августа 2011 года в закрепленное жилое помещение дом фактически был непригодным для проживания. Поскольку до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, прокурор просил признать за Камышевой А.В. право на предоставление жилого помещения на территории муниципального образования «Город Архангельск»; обязать мэрию г.Архангельска внести Камышеву А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Архангельске; обязать мэрию г.Архангельска предоставить Камышевой А.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 15 квадратных метров, расположенной в черте города Архангельска, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма из специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; обязать мэрию г.Архангельска предоставить Камышевой А.В. жилое помещение маневренного фонда до предоставления во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.

В ходе рассмотрения дела прокурор города Архангельска исковые требования уточнил и просил признать за Камышевой А.В. право на предоставление жилого помещения на территории муниципального образования «Город Архангельск»; обязать мэрию г.Архангельска внести Камышеву А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Архангельске; обязать мэрию г.Архангельска предоставить Камышевой А.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 15 квадратных метров, расположенной в черте города Архангельска, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма из специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Определением суда от 28 мая 2013 года судом принят отказ прокурора города Архангельска от исковых требований в интересах Камышевой А.В. к мэрии города Архангельска в части возложения на мэрию г.Архангельска обязанности предоставить Камышевой А.В. жилое помещение маневренного фонда до предоставления во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда; производство по делу в данной части прекращено.

Прокурор, участвующий в деле, в судебном заседании исковые требования поддержали с учетом их уточнения по изложенным в иске основаниям.

Истец Камышева А.В. в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Тюпина Н.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Также указала, что согласно справке администрации Соломбальского территориального округа Камышева А.В. не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент окончания обучения и снятия с полного государственного обеспечения закрепленное за Камышевой А.В. жилое помещение было сохранено и являлось пригодным для проживания.

Представитель Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии г. Архангельска Каркавцева М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала требования прокурора города Архангельска в интересах Камышевой А.В. необоснованными, указав, что за Камышевой А.В. закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>, в которое она вселилась после отчисления из учреждения начального профессионального образования 31.08.2011. На момент вселения истца, указанное жилое помещение к числу жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодным для проживания (аварийным) и подлежащих сносу, не относилось. Кроме того, в соответствии с приказом администрации Соломбальского территориального округа мэрии г.Архангельска от 27.02.2013 Камышевой А.В. предоставлена в маневренном фонде комната <адрес> жилой площадью 12,4 кв.м., общей площадью 16,48 кв.м. на состав семью из двух человек.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Министерство образования и науки Архангельской области, Правительство Архангельской области, будучи надлежащим образом извещенные, в суд своих представителей не направили. В направленных в суд отзывах указали об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Министерства финансов Архангельской области, будучи надлежащим образом извещенный, в суд не явился.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено и никем не оспаривается, что Камышева А.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Архангельске.

Решением Соломбальского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ ее родители: К.Т и К.В были лишены родительских прав в отношении детей, в том числе, в отношении Камышевой А.В. ДД.ММ.ГГГГ К.Т умерла.

Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г.Архангельска ДД.ММ.ГГГГ Камышева А.В. направлена в учреждение интернатного типа и за ней закреплено право на жилое помещение по адресу: г.Архангельск, наб.(ул.) Георгия Седова, <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Камышева А.В. воспитывалась в ГОУ АО «Детский дом- школа ».

С ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище » г.Северодвинска и проживала в общежитии. Приказом -К от ДД.ММ.ГГГГ Камышева А.В. была отчислена из указанного образовательного учреждения по состоянию здоровья.

При этом на протяжении всего периода пребывания и обучения Камышевой А.В. в вышеперечисленных государственных учреждениях, она находилась на полном государственном обеспечении.

Таким образом, Камышева А.В. относится к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа и, как следствие, имеет право на предоставление установленных в законодательстве для данной категории граждан мер социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения <адрес> по наб.Георгия Седова в г.Архангельске, в котором расположено закрепленное за истцом жилое помещение, признаны непригодными для проживания.

Также установлено, что после отчисления из образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ Камышева А.В. приехала в г.Архангельск и вынуждена была вселиться в закрепленное за ней жилое помещение.

Довод ответчика о том, что на момент окончания обучения и снятия с полного государственного обеспечения закрепленное за Камышевой А.В. жилое помещение было сохранено и являлось пригодным для проживания не может являться основанием для отказа в иске в силу следующего.

Из материалов дела видно, что жильцы <адрес> в г.Архангельске неоднократно обращались в различные инстанции по вопросу обследования дома межведомственной комиссией.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в МУ МО «Город Архангельск» Информационно-расчетный центр» поступило коллективное заявление от жильцов указанного дома, в котором указывалось на неисправное состояние печных труб и печей (трещины, дыры), цоколя дома (дует по полу), крылец, туалетов, вспучивание стен, разрывы и осыпания и т.п.

Согласно акту технического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в составе ведущего специалиста службы по найму ИУ «ИРЦ», представитель ТСЖ «Соломбальский округ-1» провела обследование жилого <адрес> в г.Архангельске. В ходе обследования установлено, что дом деревянный, двухэтажный, неблагоустроенный, 1903 года постройки, физический износ по данным ФГУП «Ростехинвентаризация» на 2005 год составил 68%. По результатам обследования комиссия пришла к выводу о том, что в связи с большим износом требуется проведения межведомственной комиссии для признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Из ответа начальника МУ «Информационно-расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что при обследовании дома выявлена необходимость проведения межведомственной комиссии по определению пригодности (непригодности) проживания в доме.

В соответствии с п.2.1 «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

Согласно п.2.2 указанного Положения к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

Таким образом, на момент возвращения Камышевой А.В. ДД.ММ.ГГГГ в закрепленное жилое помещение дом фактически был непригодным для проживания.

Бездействие со стороны органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления по защите прав несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, в том числе путем проведения проверки сохранности закрепленного за ней жилого помещения, привело к тому, что после отчисления истца из образовательного учреждения по состоянию здоровья Камышева А.В. была вынуждена вселиться в непригодное для проживания жилое помещение.

Указанные обстоятельства также подтверждаются имеющимся в материалах дела актом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела по Соломбальскому территориальному округу в присутствии специалиста по социальной работе отделения экстренной помощи и социального патронажа было проведено обследование условий жизни Камышевой А.В., зарегистрированной по адресу: г.Архангельск, ул.<адрес>.

В ходе обследования установлено, что <адрес> в г.Архангельске деревянный, двухэтажный, неблагоустроенный, 1903 года постройки, физический износ дома на 2005 год составлял 68%, в списках ветхого (аварийного не значится).

Таким образом, органы опеки, обследуя жилое помещение закрепленное за Камышевой А.В., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, пришли к выводу о сохранности жилого помещения по результатам визуального обследования. Между тем, на момент обследования ДД.ММ.ГГГГ <адрес> заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был признан непригодным для проживания.

При этом суд приходит к выводу, что возможность реализации права на получение меры социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилым помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, не может быть поставлена в зависимость от совершения органами опеки и попечительства и органами местного самоуправления необходимых действий по надлежащей защите прав несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей.

На основании изложенного, суд полагает необходимым признать за Камышевой А.В. право на предоставление жилого помещения на территории муниципального образования «Город Архангельск» и обязать мэрию г.Архангельска внести Камышеву А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Архангельске.

В настоящее время истец не имеет закрепленного жилого помещения для постоянного проживания.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ), жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01.01.2013 г.) (далее ФЗ № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 3 ст. 14 Закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

На основании п. 8 ст. 19 Закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, достигшие возраста 18 лет и не включенные в список, подают в органы опеки и попечительства по месту жительства заявление о включении в список.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

В силу ст. 46 вышеуказанного областного закона органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

На основании ст. 49 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Согласно ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу в рамках заявленных исковых требований является мэрия г. Архангельска.

Разрешая иск в части требований к жилому помещению специализированного жилищного фонда, которое подлежит предоставлению истцу, суд учитывает следующее.

Согласно положениям ч. 7 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 определена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, истец, обладающая соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, применительно к условиям города Архангельска, общей площадью не менее 15 квадратных метров, расположенного в черте города Архангельска, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Факт обеспечения истца маневренным жилым помещением не имеет правового значения при разрешении вопроса о возложении на мэрию города Архангельска обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, поскольку право на обеспечение жилым помещением у Камышевой А.В. возникло.

При этом обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Архангельска в интересах Камышевой А. В. к мэрии г.Архангельска о предоставлении жилого помещения- удовлетворить.

Признать за Камышевой А. В. право на предоставление жилого помещения на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Обязать мэрию г.Архангельска внести Камышеву А. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Архангельске.

Обязать мэрию г.Архангельска предоставить Камышевой А. В. по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                                                                                Т.Е. Черниенко

Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2013 года.

Копия верна

судья Октябрьского районного суда

города Архангельска                                                                        Т.Е. Черниенко

2-2767/2013 ~ М-2313/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Камышева Антонина Викторовна
прокурор
Ответчики
Мэрия г. Архангельск
Другие
Правительство Архангельской области
ООиП
Министерство финансов Архангельской области
Министерство образования и науки Архангельской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Черниенко Т.Е.
Дело на странице суда
oktsud--arh.sudrf.ru
19.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2013Передача материалов судье
21.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.04.2013Предварительное судебное заседание
26.04.2013Судебное заседание
16.05.2013Судебное заседание
28.05.2013Судебное заседание
03.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2013Дело оформлено
22.08.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее