Дело № 12-6/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
17 января 2023 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суд города Мурманска Кутушова Ю.В.,
рассмотрев жалобу защитника генерального директора ООО «Северная Сова» Казунин С.Н. - Меньшикова А.В. на постановление заместителя министра государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области – заместителя главного государственного жилищного инспектора Мурманской области Денисова И.Г. *** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Северная Сова» Казунина С.Н., которым:
генеральный директор ООО «Северная Сова» Казунин С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области – заместителя главного государственного жилищного инспектора Мурманской области Денисова И.Г. *** от *** генеральный директор ООО «Северная Сова» Казунин С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
*** в Первомайский районный суд города Мурманска из Мурманского областного суда по подсудности поступила жалоба защитника должностного лица на указанное постановление, в которой заявитель просит его признать незаконным и отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о наличии нарушения норм процессуального права, полагает, что с момента проверки *** до вынесения постановления *** от *** прошло семь месяцев, то есть постановление вынесено с нарушением сроков давности привлечения к административной ответственности. Также указывает, что постановлением Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области №*** от *** по делу об административном правонарушении, вынесенного на основании проведенной *** прокуратурой Первомайского района г. Мурманска проверки, ООО «Северная Сова» привлечено к административной ответственности по частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб. Полагает, что принятие оспариваемого постановления в отношении руководителя юридического лица свидетельствует о повторности привлечения к ответственности за совершение одного и того же нарушения, что недопустимо в соответствии с положениями ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ООО «Северная Сова» - Меньшиков А.В. поддержал доводы, изложенные в жалобе, дал пояснения аналогичные ее содержанию.
Старший помощник прокурора Первомайского округа г. Мурманска Престинский Е.В. в судебном заседании полагал оспариваемое постановление законным и обоснованным, принятым в соответствии с требованиями действующего законодательства, срок давности привлечения к ответственности за совершение вменяемого правонарушения составляет один год и не пропущен.
Представитель Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, представил письменный отзыв, в котором полагал, что обжалуемое постановление вынесено и основано на требованиях законодательства, в пределах предоставленных Министерству полномочий, в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности. С учетом характера совершенного заявителем административного правонарушения, имущественного и финансового положения, административное наказание назначено менее половины минимального размера административного штрафа и является справедливым. Просит суд в удовлетворении требований Казунина С.Н. о признании незаконным и отмене постановления от *** *** отказать.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, административный материал, представленный административным органом, проверив доводы жалобы, выслушав защитника и прокурора, нахожу оспариваемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).
К лицензионным требованиям относятся требования, перечисленные в статье 193 ЖК РФ, в том числе требования, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ).
Согласно подпункту «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение о лицензировании), к лицензионным требованиям отнесено соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
В соответствии с данной нормой ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от *** №*** (далее - Правила №***), установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Первомайского округа г. Мурманска проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства в деятельности управляющей организации ООО «Северная сова» *** при содержании общего имущества многоквартирных домов №№*** по *** по результатам которой установлено отсутствие надлежащего удаления снега с придомовой территории, вывоз снега не осуществлен, наличие не удаленной наледи на входных группах, посыпка песком входных групп и придомовых территорий указанных МКД, не осуществлена, на кровле МКД имеется наличие ледяных сталактитов (сосулек), очистка козырьков от снега на МКД №*** не выполнена.
На основании решения лицензионной комиссии Мурманской области от *** №***, приказа ГЖИ МО от *** №*** ООО «Северная сова» предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на срок 5 лет до ***.
ООО «Северная сова» осуществляет управление вышеуказанными многоквартирными домами.
Указанные факты подтверждаются актами проверки и фотоматериалами к ним.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, единоличным исполнительным органом ООО «Северная сова» является Казунин С.Н., следовательно, как генеральный директор осуществляет организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции, а также руководство текущей деятельностью общества и является лицом, ответственным за указанную деятельностью.
Оспариваемым постановлением генеральному директору ООО «Северная сова» Казунину С.Н. вменяется нарушение лицензионных требований, предусмотренных пп. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании № 1110, ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, а именно: п. 4.6.1.23, 3.8.10 Правил № 170, п. 24 Минимального перечня, пп. 10.2.5.1, 10.2.5.3, 10.2.5.4, 10.2.5.5, 10.2.5.9 и 10.2.5.17 Правил № 40-712, Правил № 491, Правил №416, а также условий договора управления, что влечет административную ответственность, установленную ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований).
Из представленных материалов следует, спорные МКД переданы в управление Общества на основании постановления администрации города Мурманска №*** от *** «Об определении ООО «Северная сова» управляющей организацией для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования город Мурманск».
Пунктом 2 указанного постановления утвержден перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленный в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в Минимальном перечне, согласно договору управления многоквартирным домом, являющемуся приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с постановлением администрации города Мурманска №*** от *** перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в договоре управления сформирован из числа работ и услуг, указанных в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.
Пунктом 7 Минимального перечня определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, в том числе проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Пунктом 24 Минимального перечня определены работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.
В силу пункта 4.6.1.23 Правил № 170 очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков.
Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Крыши с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега. На кровлях с уклоном катов более 45 градусов и свободным сбрасыванием воды (черепичных, гонтовых, драночных) очищать снег следует только в разжелобках, над карнизами и в других местах скопления снега (пункт 4.6.4.6 Правил № 170).
Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах - формироваться в валы (пункт 3.6.14 Правил № 170).
Согласно пункту 3.2.13 Правил № 170 наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи.
В пункте 3.6.8 Правил № 170 определено, что уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.
Снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений (пункт 3.6 20 Правил № 170).
Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (пункт 3.6.21 Правил № 170).
Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (пункт 3.6.22 Правил № 170).
При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей (пункт 3.6.23 Правил № 170).
Из п. 3.8.10 Правил следует, что дорожки и площадки зимой должны очищаться от снега, скользкие места посыпаться песком. Рыхлый и чистый снег с дорожек и площадок следует разбрасывать ровным слоем на газоны (укладывать снег вдоль жилых изгородей и на бровках не допускается).
В соответствии с пунктом 4.8.10 Правил № 170 козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега.
Из содержания приведенных норм Правил № 170, Минимального перечня следует, что работы по очистке кровли от снега и наледи, очистке придомовой территории от снега и льда, посыпке дворовой территории песком должны проводиться по мере необходимости. Данными нормативными правовыми актами установлен допустимый объём снежного покрова на крышах домов и придомовой территории, возможность складировать снег на газонах и на свободных территориях (при очистке тротуаров и внутриквартальных проездов).
Генеральному директору ООО «Северная сова» Казунину С.Н. вменяется ненадлежащее удаление снега с придомовой территории, несвоевременный вывоз снега, наличие не удаленной наледи на входных группах, отсутствие посыпки песком входных групп и придомовых территорий МКД, наличие на кровле МКД ледяных сталактитов (сосулек), наличие снега на козырьках МКД №№ ***
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Поводом для составления в отношении генерального директора ООО «Северная сова» Казунина С.Н. постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от *** послужил акт проверки от ***.
В указанном акте отражено, что генеральным директором ООО «Северная сова» Казуниным С.Н. нарушены пункты 10.2.5.1, 10.2.5.3, 10.2.5.4, 10.2.5.5, 10.2.5.9 и 10.*** Правил благоустройства.
В подтверждение данных выводов приложена фототаблица.
При этом на представленных фотографиях невозможно отчётливо увидеть наличие ледяных сталактитов (сосулек), снежных навесов на крышах/козырьках МКД, наледь на входных группах, значительный объем снежного покрова на тротуарах и проездах (проезды и площадки у входных дверей почищены, небольшой объем снега сдвинут на газоны).
Административным органом соответствующие замеры объёмов снежного покрова при проведении проверки не производились. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ранее или позднее указанной даты (***) административным органом проводилось обследования указанных МКД на предмет наличия на крышах/козырьках, на придомовой территории значительного объема снега, наледи.
Кроме того, предметом проверок в рамках лицензионного контроля применительно к рассматриваемому случаю является выполнение управляющей организацией минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Механизированная уборка придомовой территории и мероприятия по вывозу снега в Минимальный перечень не входят, соответственно, нарушением лицензионных требований являться не могут.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при проведении проверки административным органом надлежащим образом не были произведены исследования фактических обстоятельств, выявление и фиксация нарушений, что объективно ставит под сомнение факт нарушения установленных норм и правил.
В части нарушения пунктов 10, 11 Правил № 491, пунктов 3.2.5, 3.2.18, 3.7.1, 4.2.1.1, 4.2.3.2, 4.4.1, 4.7.1, 4.6.1.1, 4.8.14 Правил № 170, пунктов 4, 8, 11, 13, 23 Минимального перечня, перечисленных в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 02.02.2022, следует отметить, что указанные нарушения при проведении проверки не выявлены, о чем свидетельствует соответствующий акт от 28.01.2022.
При этом требования Правил благоустройства в части, не отраженной в Минимальном перечне (договоре управления), Правилах № 170, не могут быть отнесены к лицензионным требованиям.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Учитывая вышеизложенное, представленные материалы не могут быть признаны достаточными, что, в свою очередь, не позволяет суду сделать однозначный вывод о совершении генеральным директором ООО «Северная сова» Казуниным С.Н. вменяемого противоправного деяния, а равно установить юридические значимые обстоятельства (правовые и фактические основания), наличие которых позволяет применить к лицу инструменты публично-правового реагирования в виде административного наказания. Иное означает возможность незаконного возложения соответствующей ответственности, не отвечающей ее целям и принципам.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях генерального директора ООО «Северная сова» Казунина С.Н. состава вменяемого административного правонарушения.
Неполнота собранных в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении материалов не может быть устранена в ходе судебной проверки оспариваемого постановления.
Вынесение постановления от *** *** о привлечении генерального директора ООО «Северная сова» Казунина С.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, по неполно выясненным обстоятельствам, в отсутствие доказательств наличия состава административного правонарушения, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 и 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. *** ░░ *** ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 14.1.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░ ░.░., - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░