Материал № 5-594/2022 <данные изъяты>
<данные изъяты>
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 июля 2022 года г. Кудымкар
Судья Кудымкарского городского суда Пермского края Гуляева Л.В. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мальцева В.Ю.,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Юсьвинского района в отношении Мальцева В.Ю. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
ДД.ММ.ГГГГ дело поступило в суд.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст. 28.5 настоящего Кодекса.
Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное прокурором, как и протокол об административном правонарушении, относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В ст. 25.15 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.Указанные нормы права в полной мере подлежат применению при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором.
Из анализа приведенных выше норм следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено прокурором в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени вынесения постановления.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного Кодекса и правовой позицией, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Мальцева В.Ю. вынесено прокурором Юсьвинского района ДД.ММ.ГГГГ в его отсутствие. При этом согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором уведомление о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении было направлено Мальцеву В.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ оно покинуло место приема, в эту же дату прибыло в место вручения, ДД.ММ.ГГГГ состоялась неудачная попытка вручения адресату. Информация о вручении почтового отправления адресату или о его возращении отправителю в связи с истечением срока хранения в нем отсутствует.
В силу п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда «судебное» и разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда «судебное» и разряда «административное» день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Таким образом, сведений о том, что на момент вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Мальцев В.Ю. был надлежащим образом извещен об этом, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отсутствие Мальцева В.Ю., не извещенного о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и влечет нарушение его права на защиту.
Существенное нарушение требований КоАП РФ при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении является основанием для возвращения постановления вынесшему его прокурору.
С учетом изложенного в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, в отношении Мальцева В.Ю. и другие материалы дела подлежат возвращению прокурору Юсьвинского района.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4, ст. 29.12 КоАП РФ, судья
определил:
Возвратить постановление прокурора Юсьвинского района о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мальцева В.Ю. и другие материалы дела прокурору Юсьвинского района.
Настоящее определение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Л.В. Гуляева