ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 11-381/2022
(43MS0061-01-2022-003220-75)
г. Киров 01 ноября 2022 года
Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:
судьи Грухиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Холстининой С.А.,
с участием заявителя Серова В.И.,
представителя АО «Куприт» Перваковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Серова В. И. на решение мирового судьи судебного участка № 55 Ленинского судебного района г. Кирова от 19 июля 2022 года по иску АО «Куприт» к Серову В. И. о взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Куприт» обратилось к мировому судье с иском к Серову В.И. о взыскании задолженности. В обоснование иска указало, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: {Адрес изъят}, в соответствии с действующим законодательством на него возложена обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая им не исполняется надлежащим образом. За ответчиком числится задолженность за период с января 2019 года по октябрь 2020 года в сумме 7688 руб. 52 коп. Просит взыскать с ответчика задолженность в названном размере, а также расходы по уплате государственной пошлины.
Решением мирового судьи судебного участка № 55 Ленинского судебного района г. Кирова от 19.07.2022 исковые требования АО «Куприт» удовлетворены частично, с Серова В.И. в пользу АО «Куприт» взыскана задолженность за период с апреля 2019 г. по октябрь 2020 г. в размере 6503 руб. 19 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований АО «Куприт» отказано.
Не согласившись с решением мирового судьи, Серовым В.И. была подана апелляционная жалоба на это решение, в которой он считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, ставит вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывая на то, что договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО с истцом не заключался, в спорном жилом помещении он не проживает, услугой не пользуется. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель Серов В.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, также пояснил, что настоящее дело подсудно арбитражному суду.
Представитель АО «Куприт» Первакова Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третьи лица АО «Энергосбыт плюс», администрация г. Кирова в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав объяснения участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "Куприт" в качестве регионального оператора осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Кировской области и г. Кирова с 01.01.2019.
В результате конкурсного отбора региональным оператором по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Кировской области выбрано АО "Куприт". Соглашением от 24.04.2018 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО "Куприт" определена дата начала деятельности регионального оператора по обращению с ТКО - 01.01.2019.
Публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с текстом типового договора была размещена на официальном сайте организации в сети "Интернет" и опубликована в газете "Комсомольская правда" от 18.12.2018.
Ответчик Серов В.А. с 12.05.2012 является собственником квартиры по адресу: {Адрес изъят}, площадью 80,4 кв.м.
Согласно представленному истцом расчету, за ответчиком Серовым В.А. числится задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период за период с января 2019 года по октябрь 2020 года в размере 7688 руб. 52 коп.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354, Правила), положениями СанПиН 2.1.22645-10, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, с учетом срока исковой давности, за период с апреля 2019 года по октябрь 2020 года в размере 6503 руб. 19 коп.
Доводы ответчика о том, что договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО с истцом не заключался, проверялись мировым судьей и получили оценку, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 1154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Из содержания п. 8(17) раздела I(1) Правил обращения с ТКО утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Частью 4 указанной статьи установлено, что статус регионального оператора присваивается юридическому лицу и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Частью 4 указанной статьи установлена обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя в срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641").
Суд первой инстанций пришел к правильному выводу о том, что отсутствие между сторонами договора в письменной форме не свидетельствует об отсутствии договорных отношений и не может являться основанием для неуплаты коммунальных платежей, поскольку в соответствии с действующим законодательством сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие подписанного обеими сторонами письменного договора рассматриваются как договорные.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов ответчиком в материалах дела не имеется, что предполагает возникновение у потребителя обязанности по оплате вышеуказанной коммунальной услуги.
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, в связи с чем доводы ответчика о том, что в квартире, расположенной по адресу: {Адрес изъят}, он не проживает, не влияют на существо рассматриваемого дела.
Кроме того, согласно пункту 148.30 Правил N 354 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок расчета размера платы за услугу вывоза ТКО до 01.07.2019 был установлен распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 г. № 1 (в редакции распоряжения от 26.12.2018 № 67). Для жителей г. Кирова и Кирово-Чепецка в жилом помещении многоквартирных домов, вне зависимости от степени благоустроенности расчет стоимости услуги вывоз ТКО производился исходя из общей площади жилого/нежилого помещения, для жителей остальных населенных пунктов Кировской области - исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Распоряжение министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12.01.2018 № 67 действовало до 01.07.2019. С 1 июля 2019 г. вступило в силу распоряжение министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20.06.2019 № 41.
Учитывая, что расчет стоимости услуги вывоз ТКО для жителей г. Кирова производится исходя из общей площади жилого/нежилого помещения, не проживание ответчика в спорном помещении правого значения не имеет.
Ссылку ответчика на то, что дело подлежало рассмотрению арбитражным судом суд находит несостоятельной, поскольку в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Настоящий спор не является экономическим, либо связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, ответчик статусом индивидуального предпринимателя не обладает, помещение является жилым.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, вопреки суждениям заявителя апелляционной жалобы, соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований не согласиться с ним не имеется.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося по делу решения. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно. Нарушение норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение мирового судьи от 19.07.2022 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Серова В.И. – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 55 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░