Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-671/2023 ~ М-99/2023 от 18.01.2023

Дело № 2-671/2023

(УИД 74RS0037-01-2023-000109-50)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Сатка                            06 июня 2023 года

Саткинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего             Чумаченко А.Ю.,

при секретаре                     Хавановой А.В.,

с участием прокурора Соловьевой Е.Г.,

истца Юсупьяновой Е.Н., представителей истца Сергеевой В.В., Францевой С.В., Колышевой О.Р., ответчика Нутфулина Р.М., представителя ответчика Крысенко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Юсупьяновой Е.Н. к Нутфулину Р.М., Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» о лишении права на получение мер социальной поддержки, взыскании денежных средств, возложении обязанности произвести выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Юсупьянова Е.Н. обратилась в суд с иском к Нутфулину Р.М. о лишении права на получение выплат и льгот в связи с гибелью сына ФИО, погибшего ДД.ММ.ГГГГ, а именно: единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; страховой выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии РФ»; единовременного поощрения по Указу Президента РФ от 25 июля 2006 года №765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»; единовременной выплаты по Указу Президента РФ от 05 марта 2022 года №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходившим военную службу в войсках - национальной гвардии РФ, и членам их семей»; отдельной выплаты по Приказу Министерства обороны РФ от 06 декабря 2019 года №727 «Об определении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»; иных выплат и льгот, предусмотренных законодательством РФ, Постановлениями Правительства РФ и Указами Президента РФ.

В обоснование требований указала, что состояла в зарегистрированном браке с ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период брака ДД.ММ.ГГГГ родился сын ФИО. После расторжения брака ответчик участия в воспитании и содержании ребенка не принимал, материально не содержал, своих обязанностей родителя не выполнял, с сыном не общался, имел задолженность по уплате алиментов. Длительное время не удавалось установить местонахождение ответчика, в связи с чем решением Саткинского городского суда он был признан безвестно отсутствующим. ДД.ММ.ГГГГ ФИО погиб при прохождении военной службы. Полагает, что в связи с ненадлежащим осуществлением родительских обязанностей Нутфулин Р.М. утратил право на получение мер социальной поддержки, положенных к выплате в связи со смертью сына.

В ходе рассмотрения дела Юсупьянова Е.Н. уточнила исковые требования в связи с произведенными выплатами, просит лишить Нутфулина Р.М. права на меры социальной поддержки в связи с гибелью сына ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач специальной военной операции по демилитаризации и денацификации действующей власти на территории <данные изъяты> при исполнении обязанностей военной службы; взыскать с Нутфулина Р.М. в ее пользу денежную сумму в размере 3 071 115 руб. 57 коп., полученную в качестве мер социальной поддержки в связи с гибелью сына без учета выплат, полученных в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни, здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии РФ»; обязать АО «СОГАЗ» произвести выплаты в пользу Юсупьяновой Е.Н. в связи с гибелью сына как единственному выгодоприобретателю дополнительно в размере 3 914 661 руб. 95 коп. (т.1 л.д. 220-223).

Истец Юсупьянова Е.Н. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала в полном объеме.

Ответчик Нутфулин Р.М. в судебном заседании против заявленных исковых требований возражал в полном объеме, представил письменный отзыв (т.1 л.д.232-235).

Представитель ответчика Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (далее по тексту – АО «СОГАЗ») в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные пояснения.

Представитель третьего лица Войсковой части 12128 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела, просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Челябинской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела, просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав доводы истца и ее представителей Сергеевой В.В., Францевой С.В., Колышевой О.Р., возражения ответчика и его представителя Крысенко И.А., допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Нутфулин Р.М. и Юсупьянова Е.Н. состояли в зарегистрированном браке. Брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.13).

В период брака ДД.ММ.ГГГГ у сторон родился сын ФИО (т.1 л.д.10).

Установлено, что ФИО проходил военную службу в Войсковой части 12128.

Как следует из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ЛНР (т.1 л.д.11).

Из извещения Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рядовой ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения погиб ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач специальной военной операции по демилитаризации и денацификации действующей власти на территории <адрес>. Погиб при исполнении обязанностей военной службы (т.1 л.д.12).

Согласно Выписке из приказа командира Войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ , рядовой ФИО исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью. Смерть наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы. На военную службу призван по мобилизации военным комиссариатом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.59).

Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции РФ). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции РФ).

В соответствии с нормами Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Статьей 969 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям) (п.1). Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п.2).

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ).

Исходя из положений ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством РФ приостановлена), а к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе, военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (ч.3 ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ).

В ст.4 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди которых, гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ страховые суммы выплачиваются при наступлении страхового случая – в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством РФ. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз.9 ч.2 ст.5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ).

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» заключен государственный контракт на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, для нужд Министерства обороны Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является обязательное государственное страхование в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах жизни и здоровья застрахованных лиц, в том числе, военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством РФ приостановлена (п.п.1.1, 3.1) (т.1 л.д.95-107).

Срок действия Контракта – с 00 часов 00 минут 00 секунд ДД.ММ.ГГГГ по 24 часа 00 минут 00 секунд ДД.ММ.ГГГГ включительно (п.2.1 Контракта).

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (п.п.3.3.2 Контракта).

Одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования в соответствии с п. 5.1.1 Контракта является гибель застрахованного лица в период прохождения военной службы, военных сборов.

Страховые суммы выплачиваются по страховым случаям, произошедшим в течение срока действия Контракта, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы – 2 854 29 руб. 35 коп. выгодоприобретателям в равных долях (п.6.2.1 Контракта).

Пунктом 18.2 Контракта предусмотрено, что Страховщик обязан оказывать услуги по выплате единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» на основании заключенного соглашения.

Нормами Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее по тексту – Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ) урегулирован порядок установления денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы, в том числе, установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В частности, ч.8 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ предусмотрено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на ВС РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории РФ, наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб.

В соответствии с положениями ч.9 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).

К членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации, относятся, в том числе, родители (ч.11 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ).

В целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей Президентом РФ 05.03.2022 года издан Указ № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей».

В соответствии с названным Указом, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в СВО на территориях ДНР, ЛНР и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 руб. в равных долях.

В соответствии с Законом Челябинской области от 29.06.2022 № 623-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины» (далее - Закон Челябинской области № 623-ЗО), к числу лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в результате участия в специальной военной операции либо умерших до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в результате участия в специальной военной операции.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Челябинской области № 623-ЗО к членам семей, указанным в пунктах 8 и 8-1 части 1 настоящей статьи, относятся супруг (супруга) погибшего (умершего), родители погибшего (умершего), дети погибшего (умершего) (независимо от их возраста). Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются в виде единовременной выплаты в размере 1 000 000 руб. в равных долях в случае, если ранее указанным лицам в отношении погибшего (умершего) военнослужащего или добровольца не были предоставлены выплаты за счет средств областного бюджета.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы.

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества – защитников Отечества (постановления Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 года № 22-П, от 19.07.2016 года № 16-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. В отношении родителей погибшего военнослужащего целью названных выплат является возможность компенсировать нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, лицам, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества.

Из пояснений сторон судом установлено, что брак между Юсупьяновой Е.Н. и Нутфулиным Р.М. был прекращен в ДД.ММ.ГГГГ их совместный сын Ф остался проживать с матерью.

В исковом заявлении и, давая объяснения в ходе рассмотрения дела, Юсупьянова Е.Н. указала, что с ДД.ММ.ГГГГ общение с Нутфулиным Р.М. прекратилось, он уехал в <адрес>, на связь не выходил, алименты не платил, денежные средства на содержание сына не перечислял, не звонил, сыном не интересовался. Она была вынуждена обратиться в суд с заявлением о признании его безвестно отсутствующим. Спустя некоторое время Нутфулин Р.М. нашелся, но отношения с ребенком не поддерживал, участия в его жизни не принимал, учебной деятельностью, здоровьем не интересовался, алименты не платил, подарки не дарил, родственную связь не поддерживал. Только после совершеннолетия Ф и по инициативе сына у них возобновились отношения с отцом. В организации похорон сына, благоустройстве места захоронения ответчик участия не принимал. Полагает, Нутфулин Р.М. свои родительские обязанности не выполнял, воспитанием сына не занимался, в связи с чем не имеет права на выплаты в связи со смертью сына.

Ответчик Нутфулин Р.М. в судебном заседании пояснил, что после распада семьи отношения с Юсупьяновой Е.Н. не поддерживал, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жил в <адрес>, поэтому с сыном отношения не поддерживал, но иногда звонил по телефону, по мере возможности перечислял денежные средства в качестве алиментов. Когда Ф пошел в школу, он несколько раз посещал родительские собрания. В последнее время они часто виделись с сыном, общались.

Представитель истца Колышева О.Р., являющаяся дочерью сторон, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ отношения с Нутфулиным Р.М. не поддерживали, он уехал из города и на связь не выходил, его признавали безвестно отсутствующим. Ответчик материально им не помогал, с Ф отношения не поддерживал, не интересовался им, с днем рождения их не поздравлял, по телефону не звонил. Никаких препятствий для общения не было, инициативы поддержания семейных отношений от ответчика не исходило.

Свидетель ФИО1 пояснила, что истец сына воспитывала одна, ответчик ничем не помогал, алименты не платил, в жизни детей участия не принимал, первый раз его увидела на похоронах Ф.

Свидетель ФИО2 пояснила, что ее сын учился в школе вместе с Ф, ответчик на родительских собраниях никогда не был, на выпускной не приходил, с детьми не общался, истцу не помогал в воспитании и содержании детей. Когда Ф было <данные изъяты> лет, он рассказывал ей, что с отцом не общается, поскольку тот употребляет алкогольные напитки.

Свидетель ФИО3 пояснила, что знала Ф с самого детства, его воспитанием занималась мать. Ответчика видела, когда Ф был маленький, потом Нутфулин Р.М. уехал на заработки. С первого класса школы и до совершеннолетия Ф, она не видела, чтобы ответчик приходит к детям, общался с ними.

Свидетель ФИО4 пояснил, что ответчика Нутфулина Р.М. знает с ДД.ММ.ГГГГ, видел, как к нему в общежитие приезжал сын Ф, отношения между ними были дружеские.

Свидетель ФИО5 пояснила, что она проживает в общежитии с ДД.ММ.ГГГГ, с Нутфулиным Р.М. познакомилась 5 лет назад, когда он стал проживать в общежитии. Она неоднократно видела ответчика вместе с сыном Ф, на тот момент Ф являлся совершеннолетним.

Согласно информации МАОУ «СОШ », ФИО обучался в школе с 5 по 7 класс. Воспитанием несовершеннолетнего ФИО6 занимались мать Елена Нуретдиновна, она посещала родительские собрания, участвовала во внеклассных мероприятиях, интересовалась успеваемостью сына, приходила в школу по приглашению классного руководителя, поддерживала с ним связь. Папа Ф к классному руководителю ни за какой информацией не обращался, на родительских собраниях не был (т.1 л.д.108).

Из характеристики МАОУ «СОШ » на ФИО следует, что Ф обучался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Воспитывался матерью, она постоянно контролировала обучение сына в школе, отвечала на звонки классному руководителю, все родительские собрания посещала, активно участвовала в школьной жизни, являлась председателем родительского комитета. Отношения Ф с матерью можно охарактеризовать как дружественные, построенные на взаимоуважении, заботе, любви. Ф всегда с теплотой и нежностью отзывался о маме. В ходе личных бесед юноша не раз делился с классным руководителем тем, что с отцом не общается, не знает, где тот проживает. Со слов Ф, отец никогда не помогал ему материально (т.1 л.д.127).

Решением Саткинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Нутфулин Р.М. с ДД.ММ.ГГГГ был признан безвестно отсутствующим. Указанное решение по заявлению ГУ УПФР в <адрес> отменено решением Саткинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, исполнительное производство по взысканию с Нутфулина Р.М. в пользу истца алиментов на содержание детей было окончено ДД.ММ.ГГГГ в связи с направлением исполнительного документа для удержаний по месту работы должника (т.1 л.д.117-118).

Вместе с тем из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Нутфулина Р.М., представленной по запросу суда ОСФР по <адрес> усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ сведения о трудовой деятельности отсутствуют (т.1 л.д.61-65).

Из пояснений истца следует, что алименты от ответчика она не получала, в службу судебных приставов с заявлением о возобновлении исполнительного производства не обращалась, поскольку Нутфулин Р.М. не работал, имелся долг по алиментам.

Доводы истца о том, что ответчик алименты не платил, материальную помощь на содержание детей не оказывал, в судебном заседании не опровергнуты, доказательств предоставления Нутфулиным Р.М. материального содержания сыну в материалы дела не представлено. Достоверные и допустимые доказательства, подтверждающие выполнение Нутфулиным Р.М. обязанности по содержанию сына отсутствуют.

Из пояснений Юсупьяновой Е.Н., Колышевой О.Р., свидетелей ФИО1, ФИО3, ФИО2, характеристик образовательных учреждений следует, что Нутфулин Р.М. с ДД.ММ.ГГГГ, когда Ф было семь лет, устранился от исполнения родительских обязанностей, с сыном родственную связь не поддерживал, не интересовался его жизнью, здоровьем, длительные периоды отсутствовал, на связь не выходил. Только после совершеннолетия Ф и по его инициативе их отношения возобновились.

Показания допрошенных свидетелей ФИО4 и ФИО5 не опровергают указанные обстоятельства, поскольку они видели общение ФИО7 с сыном только в последнее время, когда Ф был взрослым.

Оценив пояснения сторон, показания свидетелей, письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что Нутфулин Р.М. после прекращения семейных отношений и до совершеннолетия сына Ф родительские обязанности по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию не выполнял, фактически устранился от этого.

Доводы ответчика о том, что он поддерживал родственную связь с сыном и помогал материально, никакими доказательствами не подтверждены. Ответчик не лишен был возможности обращения в образовательные, медицинские организации с целью получения информации о жизни и здоровье сына, его успеваемости, что могло бы свидетельствовать о проявлении заботы с его стороны о ребенке. Суд приходит к выводу о том, что со стороны Нутфулина Р.М. не предпринимались хоть какие-то меры для сохранения родственных связей с сыном, поддержанию общения, оказанию материальной помощи, поскольку такие доказательства в ходе рассмотрения дела не предоставлены. Напротив, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Ф, повзрослев, проявил инициативу в общении с отцом.

Как отмечалось ранее, исходя из целей выплат членам семьи погибшего при исполнении обязанностей военной службы, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом, как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, среди которых родители военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Согласно ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Семейная жизнь в понимании ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод охватывает существование семейных связей, как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (п.1 ст.18, п.2 ст.27).

Статьей 38 Конституции РФ и корреспондирующими ей нормами ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – СК РФ) предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции РФ).

Забота о детях, их воспитании и развитии – это обязанность в первую очередь семьи, а внутри семьи – их родителей, для чего они наделяются родительскими правами. Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которые принадлежат родителям, как субъектам родительских правоотношений. Их особенностью является то, что они представляют собой неразрывную связь прав и обязанностей. Родители, осуществляя свои права, тем самым выполняют свои обязанности, а, выполняя обязанности, – осуществляют свои права.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (ч.1 ст.1 СК РФ).

Согласно ч.1 ст.61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительскими правами родители наделяются не бессрочно, а лишь на тот период, когда воспитание и необходимая забота о ребенке должны осуществляться, т.е. до совершеннолетия ребенка (до достижения ребенком восемнадцати лет). На срочный характер родительских прав прямо указывается в ч.2 ст.61 СК РФ.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п.1 ст.63 СК РФ).

Само право на воспитание заключается в предоставлении возможности обоим родителям лично воспитывать своих детей. При этом родители имеют преимущественное право на воспитание перед всеми другими лицами. Родители также обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы) и вправе осуществлять выбор вида образовательного учреждения и формы обучения своих детей (ч.2 ст.63 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п.1 ст.66 СК РФ). Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п.4 ст.66 СК РФ).

При решении этих вопросов родители должны действовать согласованно и руководствоваться интересами детей, по возможности учитывать их мнение. Родители оказывают ребенку помощь в отношениях с третьими лицами. С этой целью закон признает за родителями право на представительство.

В соответствии со ст.64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Право представлять права и интересы своего ребенка имеет каждый из родителей, если он сам обладает дееспособностью для совершения юридических действий и не лишен родительских прав. При осуществлении родительских прав родители свободны в выборе способов (средств и методов) воспитания. Существует лишь общее ограничение. Таковым является цель воспитания – забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей (п.1 ст.63 СК РФ), а также запрещение осуществлять родительские права в противоречии с интересами детей. Под интересами детей семейное право понимает обеспечение детям надлежащих условий их воспитания и полноценного развития.

Ненадлежащее осуществление родителями их родительских прав (обязанностей) может вызвать неблагоприятные семейно-правовые последствия, а также повлечь за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Семейно-правовые последствия сводятся к лишению или ограничению родительских прав.

Согласно абз.2 ст.69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей.

Пунктом 1 ст.71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст.87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 года № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что СК РФ, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п.1 ст.62, п.1 ст.65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (п.1 ст.65, ст.69, ст.73 СК РФ).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст.69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абз.1 п.13).

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав – утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

На основании изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

В ходе судебного заседания из представленных письменных доказательств, пояснений сторон и свидетелей установлено, что ответчик Нутфулин Р.М. с семилетнего возраста и до совершеннолетия сына Ф его воспитанием не занимался, его жизнью и здоровьем не интересовался, не проявлял заботы о нем, самоустранился от воспитания ребенка, эмоциональную и родственную связь не поддерживал, материально не содержал, условий для его жизни и развития не создавал. При этом препятствий к выполнению родительских обязанностей ответчику не чинилось. Доказательства, опровергающие эти обстоятельства, в материалы дела не представлены.

Учитывая изложенное, суд находит установленным факт уклонения Нутфулина Р.М. от выполнения своих родительских обязанностей в отношении сына ФИО, который выразился в отсутствии заботы о здоровье, физическом, психическом, нравственном и духовном развитии сына, в связи с чем, требования истца о лишении ответчика права на получение мер социальной поддержки в связи с гибелью сына, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что до обращения истца в суд ответчику на основании выше приведенных нормативно-правовых актов произведены выплаты Министерством социальных отношений <адрес> в размере 500 000 руб. (по Закону Челябинской области от 29.06.2022 № 623-ЗО), ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» в размере 2 500 000 руб. (по Указу Президента РФ от 05.03.2022 года № 98) (т.1 л.д.166-168).

Факт получения указанных денежных сумм ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

В связи с тем, что Нутфулин Р.М. лишен права на получение данных выплат, требование Юсупьяновой Е.Н. подлежит удовлетворению в части взыскания с ответчика денежной суммы в размере 3 000 000 руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве обеспечительной меры был наложен запрет на осуществление выплат в связи с гибелью ФИО Указанное определение было направлено для исполнения в адрес АО «СОГАЗ» и получено ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.26, 93).

Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями и АО «СОГАЗ» Нутфулину Р.М. произведена выплата единовременного пособия в соответствии с Федеральным законом № 306-ФЗ от 07.11.2011 в размере 2 348 797 руб. 17 коп. и страховой суммы в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 28.03.1998 в размере 1 565 864 руб. 78 коп. (т.1 л.д.154, 156), всего выплачено Нутфулину Р.М. 3 914 661 руб. 95 коп.

В силу ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Поскольку АО «СОГАЗ» определение суда об обеспечительных мерах исполнено не было, что привело к выплате Нутфулину Р.М. денежной суммы в размере 3 914 661 руб. 95 коп., состоящей из единовременного пособия и страховой суммы, денежные средства ответчиком со счета в банке были сняты в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом того, что Нутфулин Р.М. лишен права на получение указанных выплат и единственным лицом, имеющим право на меры социальной поддержки в связи со смертью военнослужащего ФИО является Юсупьянова Е.Н., суд приходит к выводу об удовлетворении ее требования о возложении на АО «СОГАЗ» обязанности произвести ей соответствующие выплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юсупьяновой Е.Н. (паспорт ) частично удовлетворить.

Лишить Нутфулина Р.М. (паспорт ) права на меры социальной поддержки в связи с гибелью сына ФИО, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при прохождении военной службы при участии в специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины.

Взыскать в пользу Юсупьяновой Е.Н. с Нутфулина Р.М. денежную сумму в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей, полученную им в качестве мер социальной поддержки в связи с гибелью сына ФИО.

Обязать Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (ИНН 7736035485) произвести Юсупьяновой Е.Н. выплату денежных средств, предусмотренных Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», в размере 3 914 661 (три миллиона девятьсот четырнадцать тысяч шестьсот шестьдесят один) рубль 95 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Саткинский городской суд.

Председательствующий     /подпись/     А.Ю. Чумаченко

Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2023 года

ВЕРНО:

Судья: А.Ю. Чумаченко

Секретарь: А.В. Хаванова

2-671/2023 ~ М-99/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Юсупьянова Елена Нуретдиновна
Ответчики
Нутфулин Радик Миндулович
АО "СОГАЗ"
Другие
Сергеева Виктория Викторовна
Колышева Оксана Радиковна
Войсковая часть 12128
Военный комиссариат Челябинской области
Суд
Саткинский городской суд Челябинской области
Судья
Чумаченко А.Ю.
Дело на странице суда
satka--chel.sudrf.ru
18.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2023Передача материалов судье
24.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.04.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
14.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2023Дело оформлено
12.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее