Судья: Баринов М.А. Гр. дело № 33 – 4539/2020
(гр. дело № 2 – 3/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 июня 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Самодуровой Н.Н.
судей: Моргачевой Н.Н., Головиной Е.А.
при секретаре: Ивановой О.И.
при участии прокурора Роговой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Смотрителевой Татьяны Евгеньевны, Смотрителева Сергея Вячеславовича на решение Октябрьского городского суда Самарской области от 21 января 2020 года, которым постановлено:
«Иск Администрации г.о.Октябрьск к Смотрителевой Татьяне Евгеньевне, Смотрителеву Сергею Вячеславовичу о выселении из аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учёта и обязании заключить договор социального найма - удовлетворить.
Выселить Смотрителеву Татьяну Евгеньевну и Смотрителева Сергея Вячеславовича из аварийного жилого помещения, подлежащего сносу, находящегося по адресу: <адрес>. общей площадью 55,25 кв. м. с предоставлением другого жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 76,6 кв. м.
Снять Смотрителеву Татьяну Евгеньевну и Смотрителева Сергея Вячеславовича с регистрационного учёта по адресу: <адрес>.
Обязать Смотрителеву Татьяну Евгеньевну и Смотрителева Сергея Вячеславовича заключить с Администрацией г.о. Октябрьск договор социального найма жилья на квартиру по адресу: <адрес>.
В удовлетворении встречного иска Смотрителевой Татьяны Евгеньевны, Смотрителева Сергея Вячеславовича к Администрации г.о. Октябрьск об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям, в черте населённого пункта г.о. Октябрьск, расположенное во вновь возведённом жилом доме - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Моргачевой Н.Н., объяснения представителя Администрации г.о.Октябрьск по доверенности Артемовой И.Г., возражавшей на доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация г.о. Октябрьск Самарской области обратилось в суд с иском к Смотрителевой Т.Е., Смотрителеву С.В. о выселении из аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учёта и обязании заключить договор социального найма, в обоснование требований указав, что решением Октябрьского городского суда Самарской области от 16 октября 2018 года на Администрацию г.о. Октябрьск Самарской области возложена обязанность предоставить Смотрителевой Т.Е. и Смотрителеву С.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда в границах г.о. Октябрьск Самарской области не менее 55,25 кв. м.
Актом № от 10.11.2011 года о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания межведомственной комиссии по оценке жилых помещений пригодных (непригодных) для проживания граждан, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, установлено, что помещение, находящееся по адресу: <адрес>, непригодно для проживания вследствие аварийного состояния и подлежит сносу.
В указанной квартире муниципального жилищного фонда, общей площадью 55,25 кв.м., зарегистрированы Смотрителева Т.Е. и Смотрителев С.В.
Смотрителевой Т.Е. и Смотрителеву С.В. предложено жилое помещение по адресу <адрес>. Смотрителева Т.Е. отказалась на переселение в указанный дом, так как считает, что дом поздней постройки.
Администрация г.о. Октябрьск из всех имеющихся в наличии жилых помещений изыскала жилое помещение 2010 года постройки по адресу <адрес>. Площадь жилого помещения составляет 76,6 кв. м.
Жильцы дома <адрес> в 2017 году переселены во вновь построенные дома <адрес> и <адрес>.
Смотрителевым предлагалось переселиться в дом <адрес>, но меньшей площадью, а в последующем в течение года предоставить ещё одну квартиру. Смотрителевы от такого варианта отказались.
В настоящее время свободные квартиры в домах <адрес> и <адрес> отсутствуют. В ближайшее время строительство новых жилых домов в городе Октябрьске не планируется. Дальнейшее проживание семьи Смотрителевых в аварийном доме <адрес> невозможно, так как создаётся угроза его обрушения и тем самым дом представляет опасность для окружающих и пребывающих в нем людей.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, с учётом уточненных требований истец просил суд выселить Смотрителеву Т.Е. и Смотрителева С.В. из аварийного жилого помещения, подлежащего сносу, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью 55,25 кв. м. с предоставлением другого жилого помещения <адрес>, общей площадью 76,6 кв. м., снять Смотрителеву Т.Е. и Смотрителева С.В. с регистрационного учёта по адресу: <адрес>, обязать Смотрителеву Т.Е. и Смотрителева С.В. заключить с Администрацией договор социального найма квартиры <адрес>, общей площадью 76,6 кв. м.
Смотрителева Т.Е., Смотрителев С.В. обратились в суд со встречным исковым заявлением к Администрации г.о. Октябрьск об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям, в черте населённого пункта г.о. Октябрьск, расположенное во вновь возведённом жилом доме, в обоснование требований указав, что она с сыном проживает в многоквартирном доме, который с 2011 года признан аварийным, не пригодным для проживания на основании Акта Межведомственной комиссии № от 10.11.2011г.
В настоящий период из дома в новые квартиры, выстроенные специально под расселение, переселены жильцы дома <адрес>, за исключением их семьи. Их неоднократно пытались переселить в другие квартиры, которые не отвечали требованиям, указанным в ст.ст.87, 89 ЖК РФ. В настоящее время Администрация г.о. Октябрьск Самарской области вновь пытается переселить их в жилое помещение, относящееся к фонду вторичного жилья. Считают, что их права при этом нарушаются.
Сообщением Администрации г.о. Октябрьск № от 09.09.2016г. подтверждено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории города Октябрьск на 2014-2017годы», утвержденной постановлением Администрации г.о. Октябрьск от 30.01.2014г. №62. По данной программе расселение дома <адрес> планируется в 2017г. в строящиеся дома <адрес>. Таким образом, их семья подлежит обеспечению жилым благоустроенным помещением в связи с переселением из аварийного жилья - во вновь выстроенном объекте, специально выстроенным на выделенные денежные средства, т.е. на средства по целевому назначению для строительства новых объектов жилищного строительства.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просили обязать Администрацию г.о. Октябрьск Самарской области предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям, в черте населённого пункта г.о. Октябрьск, расположенное во вновь возведённом жилом доме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Смотрителева Т.Е., Смотрителев С.В. просят решение суда отменить, принять новое решение, которым встречные исковые требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы путем направления судебных извещений, в судебное заседание не явились. Кроме того, информация о деле размещена на официальном сайте Самарского областного суда.
В силу требований ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считая его законным и обоснованным.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как установлено частями 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Согласно разъяснениям п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание, прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом не благоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Такое предоставление должно предполагать равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Судом установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения Смотрителева Т.Е. и Смотрителев С.В. зарегистрированы и проживают в жилом помещение общей площадью 55,25 кв. м. по адресу: <адрес>.
Согласно Акту № от 10.11.2011г. Межведомственной комиссии, созданной при Администрации г.о. Октябрьск Самарской области, о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, многоквартирный дом <адрес>, в котором находится занимаемая ответчиками квартира, признан непригодным для постоянного проживания вследствие аварийного состояния и подлежащим сносу.
Данный дом включен в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» до 2017 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 27.01.2016 г. №28.
Квартира <адрес> является муниципальной собственностью, что подтверждается выпиской из ЕГРН, выданной Росреестром.
На основании постановления Администрации г.о. Октябрьск № от 18.08.2017г. «О распределении жилых помещений» Смотрителевой Т.Е. и Смотрителеву С.В. по договору социального найма предоставлено другое благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда, а именно: двухкомнатная квартира <адрес> общей площадью 44,1 кв. м.
Решением Октябрьского городского суда Самарской области от 16 октября 2018 года на Администрацию г.о. Октябрьск Самарской области возложена обязанность предоставить Смотрителевой Т.Е. и Смотрителеву С.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение муниципального жилищного фонда в границах г.о. Октябрьск Самарской области не менее 55,25 кв. м.
Из материалов дела видно, что занимаемое ответчиками помещение состоит из двух комнат общей площадью 55,25 кв. м.
Согласно техническому паспорту на жилой дом <адрес>, в данном доме имеется 26 квартир с 31 комнатами. Коридор, кухня и туалет являются местами общего пользования.
Согласно Акту комиссионного обследования дома <адрес> от 26 ноября 2019 года многоквартирный <адрес> находится в аварийном состоянии, штукатурка стен разрушена, отмостка разрушена, оконные переплёты сгнили, выпадают из проёма, трубопроводы системы отопления, водоснабжения находятся в нерабочем состоянии, половые доски сгнили, имеются провалы лаг и обрушение кирпичных столбиков, кровля находится в ветхом состоянии, по стенам имеется протечка, электропроводка частично отсутствует, находится в ветхом состоянии, бетонные крыльца разрушены. Дом создаёт угрозу обрушения, тем самым представляет опасность для окружающих и пребывающих в нем людей.
В соответствии с Распоряжением Администрации г.о. Октябрьск № от 02.12.2019 дом <адрес> подлежит сносу в срок до 1 апреля 2020 года.
Администрация г.о. Октябрьск предлагает ответчикам жилое помещение по адресу <адрес>, которое представляет собой отдельную трёхкомнатную квартиру общей площадью 76,6 кв. м., расположенное в границах города Октябрьск, является благоустроенным, что подтверждается Заключением № от 15.01.2020 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу, реконструкции, садового дома жилым домом и жилого садовым домом, утверждённого Постановлением Правительства от 28.01.2006 № 47, и техническим паспортом дома <адрес>.
Из технического паспорта усматривается, что в комнатах, занимаемых ответчиками, отсутствует кухня, они расположены в общежитии, а для переселения им предоставлена изолированная благоустроенная трёхкомнатная квартира, тем самым переезд улучшает их жилищные условия.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований администрации г.о. Октябрьск к Смотрителевой Т.Е. и Смотрителеву С.В. о выселении с предоставлением другого жилого помещения по адресу <адрес>, обязании Смотрителеву Т.Е. и Смотрителева С.В. заключить с Администрацией договор социального найма указанной квартиры, а так же снятии Смотрителевой Т.Е. и Смотрителева С.В. с регистрационного учёта по адресу <адрес>, поскольку дом, в котором проживали ответчики, признан аварийным, подлежащим сносу и вновь предоставляемое ответчикам жилое помещение отвечает требованиям жилищного законодательства, является благоустроенным, большей площади, чем ранее занимали ответчики, а также отвечает установленным санитарным и техническим нормам, расположено в том же населенном пункте - черте городского округа Октябрьск, в связи с чем, предстоящим переселением ответчиков не будут нарушены их жилищные права.
Также, судом правильно отказано в удовлетворении встречных исковых требований Смотрителевой Т.Е., Смотрителева С.В. к Администрации г.о. Октябрьск о возложении на Администрацию г.о. Октябрьск обязанности по предоставлению ответчикам в связи с переселением из аварийного жилья благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям, в черте населённого пункта г.о. Октябрьск, расположенное во вновь возведённом жилом доме.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права, со ссылкой на то, что переселение ответчиков должно производиться согласно программе, предусматривающей финансирование строительства новых объектов для переселения в них граждан из аварийного фонда, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку программа регулирует финансовые правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений, в свою очередь правоотношения, возникающие при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, регулируются Жилищным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, конкретизирующими и детализирующими его.
Аварийный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» до 2017 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 27.01.2016 г. №28.
Кроме того, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее -Федеральный закон N 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на её реализацию за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
Частью 3 ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86-89 ЖК РФ.
При этом, Федеральный закон N 185-ФЗ не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма ч. 1 ст. 89 ЖК РФ.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Жилое помещение, в которое ответчики отказались переселяться, предоставлено им в связи с расселением аварийного дома, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, в связи с чем законодательством не предусмотрена обязанность предоставления жилого помещения во вновь возведенном жилом доме в рассматриваемом случае.
Вместе с тем, из материалов усматривается, что в комнатах, занимаемых ответчиками, отсутствует кухня, они расположены в общежитии, а для переселения им предоставлена изолированная благоустроенная трёхкомнатная квартира, тем самым переезд улучшает их жилищные условия, что соответствует компенсационному характеру предоставления гражданам другого жилого помещения в связи со сносом дома и не нарушает их жилищные права.
При указанных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского городского суда Самарской области от 21 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смотрителевой Татьяны Евгеньевны, Смотрителева Сергея Вячеславовича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий –
Судьи –