Дело № 5-540/17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 мая 2017 года город Ухта Республика Коми
Мировой судья Седьюского судебного участка города Ухта Республики Коми Аксютко Е.В., рассмотрев поступивший на юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Ремонт и Услуги», зарегистрированное по адресу: 169300, Республика Коми, г. Ухта, <АДРЕС> ИНН <НОМЕР>, ОРГН <НОМЕР>, дата регистрации <ДАТА2>, ранее привлекавшееся к административной ответственности,
дело об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об Административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения внеплановой проверки по распоряжению <НОМЕР> от <ДАТА3> Службы Республики Коми стройжилтехнадзора (контроля) по доводам в обращении <ФИО1> в отношении юридического лица ООО «Ремонт и услуги», расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, <АДРЕС> осуществляющего лицензионный вид деятельности по управлению многоквартирным домом <НОМЕР> по адресу: Республика Коми, г. Ухта, <АДРЕС>, <ДАТА4> было установлено, что юридическим лицом нарушены требования п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г., а именно, начисление платы за общедомовые нужды (далее - ОДН) на электроэнергию за февраль 2017 года произведено не в соответствии с показаниями общедомового прибора учета электрической энергии, что повлекло увеличение данной платы для потребителей (протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА6>).
Определением суда данное дело об административном правонарушении объединено в одно производство с делом <НОМЕР>.
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА6>, в ходе проведения внеплановой проверки по распоряжению <НОМЕР> от <ДАТА7> Службы Республики Коми стройжилтехнадзора (контроля) в отношении юридического лица ООО «Ремонт и услуги», расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, <АДРЕС> осуществляющего лицензионный вид деятельности по управлению многоквартирным домом <НОМЕР> по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. <АДРЕС> по доводам в обращении граждан, проживающих в указанном доме, <ДАТА8> было установлено, что юридическим лицом нарушены требования п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г., а именно, начисление платы за общедомовые нужды (далее - ОДН) на электроэнергию за февраль 2017 года произведено не в соответствии с показаниями общедомового прибора учета электрической энергии, что повлекло увеличение данной платы для потребителей.
В судебном заседании представители административного органа Потолицына М.В., Гилева Ю.Ю. на привлечении к административной ответственности юридического лица настаивали, пояснили, что плата за ОДН на электроэнергию за январь и февраль 2017 года начислена управляющей компанией жильцам указанных в протоколах домов без учета показаний общедомового прибора учета потребления электроэнергии, при этом оба дома оборудованы данными приборами учета. Плата исходя из показаний общедомового прибора учета в этих домах за указанные периоды была бы меньшей, чем произведенная управляющей компанией плата по нормативу. Поскольку оба указанных дома обслуживает одна управляющая компания ООО «Ремонт и услуги», которая одновременно производила начисление платы за ОДН жильцам данных домов за указанные в протоколах периоды, полагали возможным применить при рассмотрении дела положения ст. 4.4 КоАП РФ. Кроме того, юридическим лицом произведен перерасчет потребителям платы в соответствии с требованием административного органа.
Представители юридического лица Гитченко Д.В., Фролов А.Г., Пургина И.М. с правонарушением не согласились, указав, что в связи с изменениями с 01.01.2017 г. в законодательстве, регулирующем жилищные отношения, начисление платы за ОДН должно производиться только по нормативу, вне зависимости от показаний общедомового прибора учета, что влечет невозможность применения положений Правил, утвержденных Постановлением № 354, в частности невозможности начисления платы за ОДН исходя из показаний общедомового прибора учета в случае, если данная плата ниже, чем плата, рассчитанная исходя из нормативов потребления коммунального ресурса.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона № 99-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме …) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из ч.ч. 1,2 ст. 154 ЖК, в структуру платы за жилое помещение входит плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК, размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок расчета и внесения платы за услуги, предоставляемые собственникам и нанимателям жилых помещений, регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.02.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденного данным Постановлением, настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности (…) , а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии (…), а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг. В п. 2 Правил приведены понятия, используемые в настоящих Правилах, в частности:
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Из изложенного следует, что положения данных Правил распространяются и на правила начисления платы за общедомовые нужды, в том числе, за электроэнергию, потребляемую при обслуживании мест общего пользования.
Согласно п. 44 Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяющейся с 01.01.2017 г., при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Во исполнение указанного закона Правительством РФ принято Постановление от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", согласно п. 2 которого, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления. Этим же постановлением внесены изменения в ряд Постановлений, и в том числе, и в п. 44 Постановления № 354.
Таким образом, из системного толкования Федерального закона N 176-ФЗ, Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, от 26.12.2016 г. № 1498 следует, что размер расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года, в случае, когда расчет такой платы исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды ниже, чем расчет исходя из нормативов потребления.
Таким образом, нарушение прав потребителей со стороны управляющей компании нашло свое подтверждение. Действия юридического лица, указанные в обоих протоколах об административном правонарушении, правильно квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об Административных правонарушениях.
Одновременно суд считает необходимым отметить, что срок давности для привлечения юридического лица за нарушения, допущенные при начислении платы за ОДН на электроэнергию за январь 2017 г. с учетом положений п.п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, истекли 02.05.2017 г., в связи с чем производство в данной части подлежит прекращению.
При назначении наказания суд учитывает финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также причины совершения правонарушения и предпринятые меры к минимизации негативных последствий, в связи с чем полагает возможным признать данные обстоятельства исключительными и назначить юридическому лицу наказание с применением положений п.п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 125000 руб.
Кроме того, суд применяет положения ст. 4.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 14.1.3 и ст.ст. 4.4, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об Административных правонарушениях мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Ремонт и Услуги» признать виновным в совершении двух административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об Административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 125000 /ста двадцати пяти тысяч/ рублей.
Штраф подлежит зачислению в течение 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления по реквизитам:
УФК по Республике Коми (Служба строительного, жилищного и технического надзора (контроля)) на р/счет 401 018 100 000 000 100 04, банк получателя: Отделение - НБ Республика Коми, г. Сыктывкар, БИК банка 048702001,КБК 829 116 900 400 400 00140, КПП 110101001, ИНН 1101056523, ОКТМО 87701000, ОКПО 64917960.
В соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об Административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Ухтинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью Седьюского судебного участка г. Ухты Республики Коми.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2017 года.