Решение по делу № 2-3136/2015 от 29.04.2015

дело № 2-3136/15

                           

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2015 года.         Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего           Листратовой М.В.

при секретаре                             Шинкаренко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах Герасименко Т.И. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Рубцовска обратился в суд в интересах Герасименко Т.И. с иском к ответчику о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за *** год по заявлению от ***, мотивируя тем, что истец пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. *** истец обращался в филиал № 7 АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако, путевка не была предоставлена.

В судебном заседании процессуальный истец и материальный истец требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен в установленном порядке, представил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, и указал, что не обеспечение истца путевкой на основании заявления от *** объясняется тем, что путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее. Затраты государства, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, обязательства Фонда по предоставлению путевок ограничиваются объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. Ежегодно отделению Фонда выделяются средства, недостаточные для удовлетворения потребности всех граждан - получателей социальных услуг. Кроме того, представитель ответчика ссылается на то, что в определении от 03.04.2014 № 686-О Конституционный Суд РФ указал на то, что нельзя поставить в вину Фонду и его региональным отделениям отсутствие возможности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в связи с отсутствием финансирования, поскольку исполнительные органы фонда за счет доведенных до них лимитов на основании заключаемых контрактов производят приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и выдачу их гражданам. Складывается ситуация, когда невозможно обеспечить 100 % нуждающихся в путевках граждан. При этом Фонд и его отделения не вправе привлекать на указанные цели другие средства. Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 11.05.2012 № 817-О, положения ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» не регулируют порядок предоставления путевок, а потому не могут рассматриваться как нарушающие права граждан, то есть указанный закон допускает предоставление путевки за пределами срока, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 закона, а, значит, не содержит гарантий предоставления путевки в год обращения, а лишь устанавливает период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг - календарный год. При этом, как указывает Конституционный Суд РФ в определении от 03.04.2014 № 686-О, если гражданам услуга в текущем году оказана не была, то право на ее получение переходит на следующий год, в связи с чем, отсутствуют основания считать нарушенными права и законные интересы указанных граждан. Региональное отделение фонда не отказывало истцу в предоставлении путевки, он будет обеспечен путевкой в порядке очередности, предоставление же путевки по решению суда нарушит ст. 17 Конституции РФ, а также права граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, но подавших заявления ранее истца

Суд, выслушав пояснения процессуального истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.7 указанного закона лица подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Статьей 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328.

В соответствии с п. 3.3 данного Порядка путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

В соответствии с п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с поданными заявлениями и справками для их получения.

Установлено, что истец Герасименко Т.И. является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, что подтверждается материалами дела, а именно копией удостоверения СП от ***.

*** истец обратился в Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение с приложением справки для получения путевки (имеются в материалах дела). Однако путевка на санаторно-курортное лечение по указанному заявлению от *** в *** году ему не предоставлялась. Истец не отказывался от получения социальных услуг на *** год. Согласно имеющегося в материалах дела ответа КГБУЗ «Городская больница № , ...» от *** санаторно-курортное лечение истцу не противопоказано.

Таким образом, на момент возникновения у истца права на получение путевки на санаторно-курортное лечение в *** году, им были выполнены установленные законом требования.

Из материалов дела усматривается, что не предоставление путевки истцу произошло из-за отсутствия достаточного финансирования Фонда социального страхования Российской Федерации.

Однако, права истца, имеющего право на получение путевки, нарушены, а отсутствие финансовых средств у Фонда социального страхования Российской Федерации, не оправдывает ответчика по не предоставлению путевки. Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета.

В силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

Закон также не ограничивает право истца на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право истца осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году. Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобождён от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.

Пунктом 3 ст. 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правилами финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Так же Законом не ограничено право граждан на получение набора социальных услуг, в том числе право выбора вида социальных услуг, включенных в перечень услуг, предусмотренного ст. 6.2 указанного Закона.

Истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не предоставлена, в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, т.к. обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что внеочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение истцу ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на получение путевки, подавших заявления раньше его, судом не принимаются во внимание,так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения не предусмотрена. Санаторно-курортное лечение гарантируется всем гражданам, нуждающимся в таком лечении и не имеющим противопоказаний      к этому, и выдача путевки одному заявителю не должна повлечь неоказание социальной услуги иным гражданам. Доводы ответчика об отсутствии нарушений прав истца на санаторно-курортное лечение в *** году, так как разъяснениями, данными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 №686-О предусматривается переход права на получение путевки на следующий год, в случае ее не предоставления в текущем году, суд находит несостоятельным, так как сохранение ответчиком за истцом права на получение путевки в следующем году ввиду ее не предоставления в истекшем периоде, не устраняет наличие нарушенного права истца на получение путевки в течение *** года, что прямо предусмотрено Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации», Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Исходя из этого, Фонд хотя и не входит в структуру и систему органов государственной власти, но выполняет публично-правовые функции, вследствие чего может быть отнесен к государственным органам и освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах Герасименко Т.И. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Герасименко Т.И. путевку на санаторно-курортное лечение за *** год по заявлению от *** за счет средств федерального бюджета.

Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                      М.В. Листратова

2-3136/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Герасименко Т.И.
Прокурор г.Рубцовска
Ответчики
ГУ-Алтайское региональное отделение фонда соц.страхования РФ
Другие
ГУ Алтайское региональное отделение фонда соц.страхования РФ
Суд
Рубцовский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
rubtcovsky.alt.sudrf.ru
29.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2015Передача материалов судье
05.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2015Подготовка дела (собеседование)
25.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2015Судебное заседание
01.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее