Судья Фомина А.В. гр. дело № 33-8024/2022
(гр. дело № 2-798/2022) УИД: 63RS0078-01-2021-003875-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 августа 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дудовой Е.И.,
судей: Мокшаревой О.Г., Кривицкой О.Г.,
при помощнике судьи Лекомцевой О.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Щербаковой О.В. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 31 марта 2022г., которым постановлено:
«Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Щербаковой О.В. удовлетворить.
Взыскать с Щербаковой О.В. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность соразмерно доли в праве общей долевой собственности (9/10 доли) за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 9 767 (девять тысяч семьсот шестьдесят семь) рублей 70 копеек за период с 01.10.2019 по 31.07.2020, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Встречные исковые требования Щербаковой О.В. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании действий регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» незаконными, нарушении прав потребителей при предоставлении услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, уменьшении размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Дудовой Е.И., объяснения представителя Щербаковой О.В. – Щербакова Д.В., в поддержание доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражения на жалобу представителя ООО «ЭкоСтройРесурс» - Башуриной О.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, а также возражения на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье судебного участка №78 судебного района г. Сызрани Самарской области к Щербаковой О.В. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором просило взыскать с Щербаковой О.В. сумму задолженности соразмерно доли в праве общей долевой собственности (9/10 доли) за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО) в размере 9 767,70 руб. за период с 01.10.2019 по 31.07.2020, а также расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Щербаковой О.В. на праве собственности принадлежит 9/10 долей в праве обще долевой собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> общая площадь объекта составляет 202,1 кв.м.
Истцом рассчитан ежемесячный платеж, с учетом размера доли Щербаковой О.В., в размере 825,06 руб.
Поскольку с 01.01.2019 региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом, в адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг, которые по своему содержанию являются письменным требованием, адресованным должнику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензией, в связи с чем, направление должнику платежных поручений является соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с 01.10.2019 по 31.07.2020 не было исполнено должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность в размере 9767 руб.
Судебный приказ о взыскании с Щербаковой О.В. задолженности за период с 01.10.2019 по 31.07.2020 был вынесен 10.09.2020, однако в связи с поступившими возражениями ответчика судебный приказ отменен 01.10.2020, в связи с чем истец обращается в суд с данным иском.
Не согласившись с заявленными требованиями Щербакова О.В. обратилась к мировому судье судебного участка №78 судебного района г. Сызрани Самарской области со встречным исковым заявлением к ООО «ЭкоСтройРесурс», в котором просила в удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоСтройРесурс» отказать; признать действия регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» в части вывоза ТКО по адресу ее проживания раз в неделю по четвергам – незаконными; обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» произвести перерасчет платы с 01.10.2019 по 31.07.2020 по лицевому счету №№ в ее пользу согласно представленного ею расчета.
В обоснование встречных требований указано, что в нарушении требований п. 17, Приложения №1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», действовавших норм СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19, а также действующих в настоящее время норм СанПиН 2.1.3684-21 вывоз ТКО осуществляется раз в неделю.
Также ООО «ЭкоСтройРесурс» не выдает пакеты и другие емкости для складирования ТКО, когда как данная обязанность возложена на регионального оператора по обращению с ТКО Самарской области ООО «ЭкоСтройРесурс» п.п. «в» п.10 Правил обращения с твердыми коммунальным отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.
Кроме того, в нарушении ст. 24.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 3, 11, 17 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 №564 на официальном сайте ООО «ЭкоСтройРесурс» отсутствует информация о периодичности вывоза ТКО и графики вывоза ТКО от жилых домов при отсутствии контейнерных площадок.
Определением мирового судьи от 10.01.2022 данное гражданское дело направлено для рассмотрения по подсудности в Сызранский городской суд Самарской области.
Определением Сызранского городского суда Самарской области от 07.02.2022 гражданское дело №2-798/2022 принято к производству.
Поскольку в производстве Сызранского городского суда находилось гражданское дело № 2-1013/2022 по иску Щербаковой О.В. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о защите прав потребителя, определением суда от 11.03.2022 гражданское дело № 2-798/2022 по иску «ЭкоСтройРесурс» к Щербаковой О.В. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО, и гражданское дело № 2-1013/2022 по иску Щербаковой О.В. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о защите прав потребителя, - соединены в одно производство и делу присвоен единый номер № 2-798/2022.
В процессе рассмотрения настоящего гражданского дела представитель Щербаковой О.В. по доверенности Щербаков Д.В., с учетом объединения гражданских дел, просил суд в качестве встречного искового заявления к ООО «ЭкоСтройРесурс» рассматривать исковое заявление Щербаковой О.В. о защите прав потребителя, поданное изначально как самостоятельное и по результатам рассмотрения вопроса о принятии которого было возбуждено гражданское дело №2-1013/2022.
В указанном исковом заявлении, поданном в порядке защиты прав потребителей Щербакова О.В. просила действия регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» по не выполнению требований п.16 раздела VI Формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), а именно отказ от подписи и не направления потребителю акта в течение 3-х рабочих дней со дня получения - признать незаконными; обязать регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» направить данный акт потребителю; признать действия регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» в части вывоза ТКО по адресу проживания истца раз в неделю по четвергам – незаконными; обязать регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» производить вывоз ТКО в соответствии с п. 17 Приложения № 1 Правил № 354 и санитарно-эпидемиологических норм СанПиН 2.1.3684-21; признать действия регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» по не предоставлению пакетов для накопления твердых коммунальных отходов – незаконными; обязать регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» предоставлять пакеты для накопления твердых коммунальных отходов; произвести перерасчет платы с даты выставления квитанций по настоящее время по лицевым счетам№ в пользу истца, согласно представленного ей расчета в соответствии с п.17 Приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»); взыскать с регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Щербакова О.В. обратилась с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
На апелляционную жалобу и дополнения к ней от ООО «ЭкоСтройРесурс» поступили письменные возражения, в которых представитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Щербаковой О.В. – Щербаков Д.В. доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержал в полном объеме.
Представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» - Башурина О.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению ТКО, регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2 Правил № 269 установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно положениям ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Правовые отношения в области обращения с отходами регулируются Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», а также другими законами и иными нормативным правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 к твердым коммунальным отходам относят отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Статьей 24.7 п.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Положениями ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Щербакова О.В. с 06.08.2019 года является собственником 9/10 долей в праве собственности на жилой дом, площадью 202,1 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Установлено, что 01.11.2018 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО "ЭкоСтройРесурс", наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с установленной даты применения, утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 ЖК РФ собственники помещений обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 №641».
Согласно пунктам 8(4)-8(17) Правил №1156 договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором 23.12.2018 на сайте: https://ecostr.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018, а также опубликовано 28.12.2018 в средствах массовой информации – в газете «Волжская коммуна», выпуск №343 (30578) от 25.12.2018.
Таким образом, в силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителем, а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.10.2018 № 41963-АЧ/04, в котором указано, что договора на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в связи с чем заключение договора в письменной форме не требуется.
При таких обстоятельствах, доводы Щербаковой О.В. об отсутствии договорных отношений с региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс» по спорному лицевому счету №№, суд правильно признал несостоятельными.
Положениями абз. 2 п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354) предусмотрено определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 Правил № 354.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области №1023 от 29.12.2018 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м, общей площади жилого помещения» принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Сызрань на 1 кв.м общей площади жилого помещения.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории десяти городских округов Самарской области, в том числе в г.о. Сызрань, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № 2 к Правилам №354, где расчетной единицей указана площадь жилых помещений, что не предусматривает зависимость размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 №846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 №95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме – 598,16 руб./м3.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 №1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе г.о.Сызрань, на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год.
С учетом указанных Приказов Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ООО «ЭкоСтройРесурс» с учетом размера доли в праве собственности (9/10 доли) рассчитан ответчику ежемесячный платеж в размере 825,06 руб.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что с 01.01.2019 региональный оператор ООО «ЭкоСтройРесурс» принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО, в связи с чем в адрес Щербаковой О.В. ООО «ЭкоСтройРесурс» были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг.
Однако, обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с 01.10.2019 по 31.07.2020 не было исполнено Щербаковой О.В., в связи с чем за указанный период образовалась задолженность в размере 9 767,70 руб.
Представленный истцом расчет судом проверен, признан арифметически верным. Ответчиком, в свою очередь, правомерность применяемого истцом тарифа для расчета платы за услуги по обращению с ТКО, а также обязанность вносить в ООО «ЭкоСтройРесурс» ежемесячную плату по существу не оспорены.
Ранее ООО «ЭкоСтройРесурс» обращалось к мировому судье судебного участка №78 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Щербаковой О.В. задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.10.2019по 31.07.2020 в размере 9 767,70 руб.
10.09.2020 судебный приказ мировым судьей вынесен, однако в связи с поступившими возражениями Щербаковой О.В. судебный приказ отменен определением мирового судьи от 01.10.2020 года.
До настоящего времени задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО, образовавшаяся за спорный период, Щербаковой О.В. не погашена, сведений об этом в материалы дела не представлено, в связи с чем суд пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных ООО «ЭкоСтройРесурс» требований, и правомерно взыскал с Щербаковой О.В. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.10.2019 по 31.07.2020 в размере 9 767,70 руб.
Удовлетворяя первоначально заявленные требования ООО «ЭкоСтройРесурс», суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных встречных требований Щербаковой О.В. по следующим основаниям.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Аналогичная норма содержится в п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила №1156).
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организаций и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 № 228.
Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 утвержден Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области, в котором места сбора ТКО определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области.
Согласно п. 11 указанного Постановления Правительства Самарской области № 471 складирование ТКО, за исключением крупногабаритных ТКО (далее - КГО), осуществляется потребителями в местах (на площадках) накопления ТКО следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором (далее - децентрализованный способ); в стационарных и мобильных пунктах, в том числе с использованием автоматических устройств для приема отдельных видов ТКО, указанных в разделах V и VI настоящего Порядка.
При этом п. 2 Постановлением Правительства РФ № 1156 определено, что «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Исходя из императивных указаний Федерального законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в частности Постановления Правительства РФ № 1156, следует, что место накопления ТКО - это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона № 89-ФЗ создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.
Вместе с тем, суд отметил, что порядок создания мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» (далее - Постановление Правительства РФ № 1039).В силу положений п. 5 Постановления Правительства Самарской области № 471 создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в соответствии Постановлением Правительства РФ № 1039.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица, при этом место накопления ТКО должно соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Вместе с тем, в соответствии с п. 15.2 Постановления Правительства Самарской области № 471 процедура включения уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО в территориальную схему осуществляется в порядке с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130.
Таким образом, для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в уполномоченные органы с соответствующей заявкой.
Сведений о том, что Щербакова О.В. обращалась в органы местного самоуправления с заявкой для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, материалы дела не содержат и суду не представлены.
В соответствии с положениями п. 11 Постановления Правительства Самарской области № 471 на территории индивидуальной жилой застройки, территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд применяются способы накопления ТКО, указанные в подпунктах «б», «в» пункта 11 настоящего Порядка.
Складирование ТКО с использованием децентрализованного способа, указанного в подпункте «в» пункта 11 настоящего Порядка, осуществляется потребителями при отсутствии контейнеров и (или) бункера на соответствующей территории.
При этом, расположение мест накопления ТКО при децентрализованном способе накопления определяется потребителями по согласованию с Региональным оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Изменение децентрализованного способа накопления, указанного в подпункте «в» пункта 11 настоящего Порядка, на способ, указанный в подпункте «б» пункта 11 настоящего Порядка, осуществляется путем создания контейнерных площадок и размещения на них контейнеров и бункеров.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что на территории ул. Рижской г. Сызрань Самарской области отсутствуют контейнерные площадки, соответствующие требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включенные в территориальную схему обращения с отходами, в связи с чем на данной территории определен децентрализованный способ накопления ТКО, вывоз которого осуществляется в соответствии с графиком вывоза ТКО и требованиями действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а именно 1 раз в неделю – по четвергам.
Более того, тот факт, что по адресу: <адрес> начисление за услугу по обращению с ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, из чего следует, что собственники жилых помещений, расположенных по указанному адресу не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО, в том числе, посредством использования любых мест как централизованного, так и децентрализованного сборов ТКО, расположенных на территории г. Сызрань Самарской области.
Как следует из представленной ООО «ЭкоСтройРесурс» и не оспоренной Щербаковой О.В. информации ближайшее место сбора ТКО расположено по адресу: <адрес> (53.110676, 48.417316) и включено в территориальную схему. Вывоз ТКО с данной контейнерной площадки, расположенной по указанному адресу осуществляется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.
При этом законодательством, регулирующим предоставление коммунальных услуг, не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
Когда как региональный оператор не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления по организации контейнерных площадок, соответствующих требованиям действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включенным в территориальную схему.
Требования к периодичности вывоза ТКО установлены п. 17 Приложения № 1 раздела VII Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах н жилых домов». В частности, указанными требованиями предусмотрено, что обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления осуществляется: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) - не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
Аналогичные требования содержат положения СанПиН 2.1.3684-21, согласно которым срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Между тем, указанные положения, устанавливающие периодичность вывоза ТКО распространяют свое действия лишь в отношении мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему, по этой причине раздел 4.1 территориальной схемы Самарской области описывает существующую систему сбора и накопления ТКО на территории Самарской области, в том числе указывается, что в ряде населенных пунктов применяется бестарная система – вывоз отходов при помощи специализированной техники без использования контейнеров для отходов, при этом заезд мусоровывозящей техники к определенному объекту осуществляется в установленные дни и часы. Периодичность вывоза отходов бестарной системы (т.н. «повердерный» сбор) от индивидуального жилого фонда, садоводческих и дачных объединений в настоящее время осуществляется раз в неделю или реже.
При этом региональным оператором при указанных обстоятельствах приняты все зависящие от него меры по своевременному вывозу ТКО, а именно организован и осуществляется вывоз ТКО с территории <адрес>, децентрализованным способом.
Оказание региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс» услуги по обращению с ТКО по спорному адресу в графике: 1 раз в неделю – по четвергам, Щербаковой О.В. не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований Щербаковой О.В. о признании действия регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» в части вывоза ТКО по адресу ее проживания раз в неделю по четвергам, в связи с чем и в удовлетворении требований об обязании регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» производить вывоз ТКО в соответствии с п. 17 Приложения №1 Правил №354 и санитарно-эпидемиологических норм СанПиН 2.1.3684-21 судом обоснованно отказано.
Согласно положениям п. 10 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с п. 11 указанного Постановления Правительства Самарской области № 471 складирование ТКО, за исключением крупногабаритных ТКО (далее - КГО), осуществляется потребителями в местах (на площадках) накопления ТКО следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные Региональным оператором (далее - децентрализованный способ); в стационарных и мобильных пунктах, в том числе с использованием автоматических устройств для приема отдельных видов ТКО, указанных в разделах V и VI настоящего Порядка.
Согласно положениям п. 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 №484, необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Законодательством в сфере регулирования обращения с ТКО включение в необходимую валовую выручку регионального оператора расходов на приобретение пакетов и других емкостей не предусмотрено.
При расчете единого предельного тарифа регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» на 2019 год, равно как и на 2020, 2021, 2022 не учтены расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров в необходимую валовую выручку не включены.
Согласно положениям п. 8 Постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 контейнеры и (или) бункеры для установки на местах (площадках) накопления ТКО могут приобретаться: органами местного самоуправления; собственниками или уполномоченными ими пользователями земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО; собственниками или уполномоченными ими пользователями объектов, на которых образуются ТКО; организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, или собственниками помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирными домами собственниками помещений; региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области - в случае включения расходов на приобретение контейнеров и бункеров в единый тариф на оказание услуги по обращению с ТКО Региональным оператором в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки Регионального оператора на очередной период регулирования. При этом указанные контейнеры приобретаются для их последующего размещения на местах (площадках) накопления ТКО, к которым не относятся мусороприемные камеры.
Таким образом, расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание не включены в единый тариф регионального оператора. Контейнеры могут приобретаться, в частности, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа за услугу регионального оператора.
Более того, в соответствии с п. 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, положения п. 10 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 о возможности сбора отходов в пакеты или другие емкости, предоставленные оператором, не означает обязанность последнего по обеспечению ими потребителей, поскольку из буквального толкования данного пункта следует возможность предоставления оператором имеющихся у него емкостей потребителям как один из возможных способов сбора ТКО, в связи с чем обязанность предоставления потребителям контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, для накопления ТКО может быть возложена на регионального оператора только в случае включения расходов на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, в единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований Щербаковой О.В. о признании действия регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» в части не предоставления пакетов для накопления твердых коммунальных отходов незаконными, а также и в удовлетворении требований об обязании регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» предоставлять пакеты для накопления ТКО.
Случаи и основания уменьшения размера платы за коммунальные услуги определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.
В соответствии с п. 148(46) Правил № 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.
Согласно положениям п.148(47) Правил № 354 объем (количество) не предоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю в жилом или нежилом помещении рассчитывается исходя из продолжительности не предоставления коммунальной услуги и норматива накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период или расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктом 148(30) настоящих Правил в зависимости от способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п.17 приложения №1 к Правилам № 354 за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам.
С учетом указанных норм истцом произведен расчет снижения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО с учетом среднесуточной температуры.
Итоговая сумма перерасчета на оказание услуги по обращению с ТКО по лицевым счетам № составляет 25 086,51 руб.
При разрешении требования Щербаковой О.В. в части обязания ООО «ЭкоСтройРесурс» произвести перерасчет платы с даты выставления квитанций по настоящее время по лицевым счетам № в пользу истца, согласно представленного ей расчета, суд первой инстанции исходил из того, что в качестве основания для перерасчета Щербакова О.В. заявляет о перерывах в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, превышающих установленную продолжительность, ссылаясь на нарушения со стороны ООО «ЭкоСтройРесурс» в части вывоза ТКО один раз в неделю, однако в удовлетворении требования Щербаковой О.В. о признании незаконными действий регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» в части вывоза ТКО по адресу ее проживания раз в неделю по четвергам отказано, в связи с чем, суд обоснованно отказал и в удовлетворении требования об обязании произвести перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО.
Суд также правильно отметил, что согласно данным выписки из ЕГРН Щербакова О.В. является собственником жилого дома, площадью 66,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по тому же адресу, что и спорный объект недвижимости с кадастровым номером №
На указанный объект недвижимости региональным оператором открыт лицевой счет №.
Согласно доводам искового заявления Щербаковой О.В., а также данным в представленном ею платежном документе для внесения платы за услугу по обращения с ТКО за январь 2022 года задолженности по оплате по указанному лицевому счету она не имеет, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что региональным оператором услуга по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, оказывалась надлежащим образом, в противном случае основания, причины и мотивы внесения платы по одному объекту недвижимости и невнесению по другому, расположенным по одному адресу, не ясны.
В соответствии с положениями раздела VI Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт.
Акт должен содержать: сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес); сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт); сведения о нарушении соответствующих пунктов договора; другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что в материалы дела представлено заявление Щербаковой О.В. от 15.11.2021, адресованное в ООО «ЭкоСтройРесурс», в котором она просит направить представителя регионального оператора по обращению с ТКО ООО «ЭкоСтройРесурс» для составления акта о нарушении обязательств по договору на оказание услуги по обращению с ТКО, о дате и времени прибытия представителя просит уведомить до 19.11.2021 по адресу электронной почты.
Также стороной истца по встречному иску представлен акт о нарушении обязательств по договорам обслуживания лицевых счетов № от 22.11.2021, составленный представителем потребителя Щербаковой О.В. по доверенности Щербаковым Д.В., в отсутствии представителя ООО «ЭкоСтройРесурс», с участием иных лиц: ФИО1 ФИО2 с указанием о нарушениях соответствующих пунктов договора, а именно: на нарушения норм действующего законодательства в части вывоза ТКО раз в неделю, в части не предоставления региональным оператором пакетов и других емкостей для складирования ТКО, а также в части отсутствия на официальном сайте ООО «ЭкоСтройРесурс» информации о периодичности вывоза ТКО и графиков вывоза ТКО от жилых домов при отсутствии контейнерных площадок.
Щербакова О.В. в своем заявлении и неоднократно поданных дополнениях указывала, что уведомление о необходимости обеспечения явки представителя регионального оператора для составления акта было направлено на адрес электронной почты ООО «ЭкоСтройРесурс», сам акт о нарушении обязательств по договорам обслуживания лицевых счетов № от 22.11.2021 был направлен в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» 23.11.2021, получен им 26.11.2021, однако Щербаковой О.В. в материалы дела доказательств, подтверждающих направление уведомления, акта, их получения региональным оператором не представлено.
Исходя только из наличия в материалах дела указанных документов, не подтверждают то, что они были Щербаковой О.В. направлены в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» и им получены.
Более того, в неоднократно поданных возражениях на исковое заявление Щербаковой О.В., с которыми ее представитель по доверенности Щербаков Д.В. был ознакомлен, ООО «ЭкоСтройРесурс» указывает на то, что до настоящего времени ни одного акта о нарушении обязательств по договорам потребителем не представлено. Тем не менее в процессе рассмотрения документов, подтверждающих направление указанного акта не представлено, когда как в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, в связи с чем суд обоснованно оценил представленный Щербаковой О.В. акт от 22.11.2021 критически.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств нарушения региональным оператором требований действующего законодательства в части ненадлежащего оказания услуг по обращению с ТКО, суд обоснованно не нашел оснований для удовлетворения требования Щербаковой О.В. в части признания действий регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» по не выполнению требований п.16 раздела VI Формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), а именно отказ от подписи и не направления потребителю акта в течение 3-х рабочих дней со дня получения - незаконными; обязании регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» направить данный акт потребителю.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения нарушение прав Щербаковой О.В. как потребителя услуги по обращению с ТКО, в связи с чем, суд обоснованно отказал в удовлетворении ее требований в части компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд обоснованно удовлетворил исковые требования «ЭкоСтройРесурс» в полном объеме, и оставил без удовлетворения встречные исковые требования Щербаковой О.В.
На основании ст.98 ГПК РФ суд правильно взыскал с Щербаковой О.В. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 рублей.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
При этом судебная коллегия приходит к выводу о том, что приобщенные представителем Щербаковой О.В. в качестве новых доказательств суду апелляционной инстанции заявления от 15.11.2021 и 12.12.2021, сопроводительное письмо от 23.11.2021, акт от 22.11.2021, ответ на запрос ООО «ЭкоСтройРесурс» от 15.08.2022, ответ на запрос ООО «УК «Юго-Запад» от 22.08.2022, не являются основаниями для отмены правильного по существу решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении Региональным оператором норм действующего законодательства и самовольном установлении периодичности вывоза ТКО применяемого при децентрализованном сборе ТКО, судебная коллегия отклоняет на основании следующего.
Исходя из императивных указаний действующего законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в частности постановления Правительства РФ № 1156, место накопления ТКО - это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами.
Однако на территории объекта недвижимости по адресу: <адрес> отсутствуют контейнерные площадки, соответствующие требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включенные в территориальную схему обращения с отходами.
Таким образом, для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в уполномоченные органы с соответствующей заявкой.
Вывоз ТКО из мест сбора отходов в <адрес> осуществляется децентрализованным способом, то есть с использованием специально предназначенных емкостей, пакетов и др. еженедельно по четвергам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Региональный оператор обязан предоставлять потребителям пакеты, либо емкости при децентрализованном сборе ТКО, судебная коллегия не принимает во внимание.
Согласно положениям Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 допускается приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, непосредственно региональными операторами.
Основами предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Таким образом, Региональный оператор вправе приобрести контейнеры и (или) бункеры, в том числе пакеты и другие емкости, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.
Однако в тарифе на услугу Регионального оператора на 2019 год, равно как и на 2020, 2021, 2022 г.г. не учтены расходы на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, в том числе предназначенных для раздельного накопления ТКО.
Таким образом, обязанность предоставления потребителям контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, для накопления ТКО может быть возложена на Регионального оператора только в случае включения расходов на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в том числе пакетов и других емкостей, в единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
В целом, доводы апелляционной жалобы заявителя являлись предметом тщательной проверки и исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции и правильно признаны несостоятельными по мотивам приведенным в оспариваемом решении суда, не согласиться с которыми судебная коллегия оснований не находит, поскольку они фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, и сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах дела, что не является основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Нарушений требований статьи 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 31 марта 2022г., оставить без изменения, апелляционную жалобу Щербаковой О.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: