Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5/2024 (2-159/2023;) ~ М-228/2023 от 15.11.2023

Дело № 2-5/2024 УИД 14RS0022-01-2023-000322-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Усть-Нера 15 марта 2024 года

Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Неустроевой A.M., единолично,

при секретаре Кондаковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зотова А.Б. к Администрации городского поселения «Поселок Усть-Нера» муниципального района «Оймяконский улус» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Зотов А.Б. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного. Свои требования истец основывает на том, что он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и в настоящее время снесен. Зотов А.Б. во внесудебном порядке неоднократно обращался к ответчику с требованием о предоставлении жилого помещения взамен утраченного, однако, ответчик всякий раз отказывал истцу, мотивируя отказ тем, что не является балансодержателем спорного имущества, а сам Зотов А.Б. на учете нуждающихся в получении жилья не состоит, что послужило поводом обращения в суд с настоящим исковым заявлением. Ссылаясь на нормы Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, заявил требования к ответчику о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен утраченного.

Истец Зотов А.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик Администрация городского поселения «Поселок Усть-Нера» муниципального района «Оймяконский улус» Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – Администрация ГП «Поселок Усть-Нера») в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В предоставленных суду письменных возражениях ответчик иск не признал, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности.

В ходе рассмотрения дела определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального района «Оймяконский улус» Республики Саха (Якутия).

Соответчик, Администрация муниципального района «Оймяконский улус» Республики Саха (Якутия), в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя. При этом соответчиком представлен суду письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого спорное жилое помещение было передано Администрации ГП «Поселок Усть-Нера». Относительно заявленных требований позиция не сформулирована.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Оймяконского районного суда РС (Я) (nera.jak@sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

Суд считает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ст.21 ч.1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В силу ч. 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства входит в компетенцию органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Судом установлено, что Зотов А.Б. как член семьи нанимателя проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на основании заключенного его матерью ФИО3 ордера. Данное обстоятельство подтверждается поквартирной карточкой, справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ, истец поживал в спорном жилом помещении.

По причине небезопасного проживания в аварийном доме, Зотов А.Б. был вынужден освободить жилое помещение.

Как установлено судом и сторонами не оспаривается, дом в котором проживал истец, в ДД.ММ.ГГГГ был снесен. Взамен утраченного истцу иное жилое помещение предоставлено не было.

Как следует из справки Отделения МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> зарегистрирован Зотов А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ ().

В ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> снесен. Данные о сносе дома материалы дела не содержат, однако сторонами данный факт не оспаривается.

Судом также установлено, что на момент сноса дома спорное жилое помещение находилось на балансе Администрации п. Усть-Нера.

Также из письма Главы МО «Поселок Усть-Нера» от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Зотова А.Б. следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес> был передан на баланс Администрации п. Усть-Нера ().

Указанное также подтверждается Актом приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства передаваемых в муниципальную собственность ().

По смыслу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Частью 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Исходя из данной правовой нормы, после сноса жилого дома Зотову А.Б. должно было быть предоставлено благоустроенное жилое помещение Администрацией МО «Поселок Усть-Нера», как органом местного самоуправления, на балансе которого находилось спорное жилое помещение.

Как установлено в судебном заседании, после сноса дома истцу до сегодняшнего дня жилое помещение не предоставлено.

Как следует из акта приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства, арбитражный управляющий УПО ЖКХ Оймяконского улуса передал в муниципальную собственность Администрации п. Усть-Нера Оймяконского улуса жилой фонд со всей технической и иной документацией, числящийся на балансе ликвидируемого предприятия, а Глава администрации п. Усть-Нера принимает его на свой баланс ().

Согласно перечню передаваемых по акту приема-передачи домов, жилой дом по адресу: <адрес> передан на баланс ответчику.

Статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, с учетом того, что обязанность по выделению жилого помещения гражданам при сносе жилого дома, установленная ст. 86 ЖК РФ в ее взаимосвязи с нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ возложена на органы местного самоуправления, как публично-правовые образования в соответствии с их компетенцией, суд приходит к выводу, что в связи с передачей полномочий по управлению муниципальным жилым фондом и имущества, обеспечивающего их реализацию от УПО ЖКХ Оймяконского улуса и фактической передачей жилого фонда, расположенного в п. Усть-Нера от УПО ЖКХ Оймяконского улуса, обязанность по выделению Зотову А.Б. жилого помещения несет Администрация ГП «Поселок Усть-Нера».

Суд не может согласиться с доводами ответчика - Администрации ГП «Поселок Усть-Нера» о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку суд считает, что нарушение жилищных прав истца в данном случае носит длящийся характер.

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Дом по адресу: <адрес> снесен в ДД.ММ.ГГГГ, однако производить исчисление срока исковой давности с данной даты, представляется неверным. Ответчик был вправе без обращения истца в Администрации ГП «Поселок Усть-Нера» в добровольном порядке решить вопрос о предоставлении ему жилья.

Кроме того, судом установлено и ответчиком не оспаривается, что после сноса дома, расположенного по адресу: <адрес>, Зотов А.Б. обращался в Администрацию ГП «Поселок Усть-Нера» по вопросу о сносе дома, где ему сообщали, что внесут его в очередь на получение жилья пригодного для проживания, затребовали документы, и давали ему аналогичные пояснения до настоящего времени, в связи с чем, зная о том, что его соседям по снесенному жилому дому были предоставлены жилые помещения, Зотов А.Б. до подачи иска рассчитывал на предоставление жилого помещения со стороны ответчика.

Таким образом, поскольку возникшие между сторонами жилищные правоотношения носят длящийся характер, срок исковой давности по данным правоотношениям начинает течь с того момента, когда истец узнал или должен был узнать об отказе ответчика в выделении ему жилого помещения, и учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что истцом срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен.

В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, кто произвел снос жилого дома по адресу: <адрес>. Однако, учитывая положения ст. 56 ГПК РФ, принцип распределения бремени доказывания, суд считает, что представлять доказательства в целях выяснения данного вопроса должен был ответчик Администрация ГП «Поселок Усть-Нера», как орган власти, на который возложен контроль за состоянием жилого фонда муниципального образования.

При таких обстоятельствах, поскольку до сегодняшнего дня жилое помещение Зотову А.Б. не предоставлено, бездействие Администрации ГП «Поселок Усть-Нера» по не предоставлению жилого помещения нельзя признать законным, в связи с чем, требования истца о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма, соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, благоустроенное и равнозначное ранее занимаемому жилому помещению подлежит удовлетворению.

Поскольку в судебном заседании установлено, что обязанность по выделению Зотову А.Б. жилого помещения несет Администрации ГП «Поселок Усть-Нера», то указанное требование подлежит удовлетворению только в отношении возложения обязанности на Администрацию ГП «Поселок Усть-Нера».

От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ как орган местного самоуправления.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Зотова А.Б, к Администрации городского поселения «Поселок Усть-Нера» муниципального района «Оймяконский улус» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить жилое помещение – удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения «Поселок Усть-Нера» муниципального района «Оймяконский улус» Республики Саха (Якутия) (ОГРН ) предоставить Зотову А.Б. (паспорт выдан МП УФМС России <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, жилое помещение на условиях договора социального найма, соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, благоустроенное применительно к условиям пос. Усть-Нера Оймяконского района Республики Саха (Якутия), равнозначное ранее занимаемому жилому помещению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.М. Неустроева

Решение изготовлено в окончательной форме 20 марта 2024 года.

Подлинник находится в Оймяконском районном суде Республики Саха (Якутия)

в материалах гражданского дела № 2-5/2024

2-5/2024 (2-159/2023;) ~ М-228/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зотов Алексей Борисович
Ответчики
Администрация МО "Поселок Усть-Нера"
Администрация МР "Оймяконский улус" РС(Я)
Суд
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Неустроева Анна Михайловна
Дело на странице суда
nera--jak.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Подготовка дела (собеседование)
11.12.2023Подготовка дела (собеседование)
25.12.2023Подготовка дела (собеседование)
22.01.2024Подготовка дела (собеседование)
02.02.2024Подготовка дела (собеседование)
02.02.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Подготовка дела (собеседование)
19.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее