Дело № 2-2105/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Веселковой Т. А.
при секретаре Меликян Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, «10» марта 2015 года, дело по иску Красноярова С.А. к Избирательной комиссии Республики Коми об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Краснояров С.А. обратился в суд с иском к Избирательной комиссии Республике Коми (далее по тексту Избирком) об отмене распоряжения от ** ** ** года №... о применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
В обоснование заявленных требований указано, что с ** ** ** года Краснояров С.А. осуществляет трудовую деятельность в должности ... .... ** ** ** года распоряжением №... председателя Избиркома Е.В. истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном должностном соответствии в связи с невыполнением обязанностей гражданского служащего, установленных пунктами 1,2,3,11 ч.1 ст.15 Федерального закона «О государственной гражданской службе», нарушением запрета, установленного п.15 ч.1 ст.17 настоящего Закона, невыполнением требований к служебному поведению гражданского служащего, установленных п.п.1,9,13 ч.1 ст.18 данного Федерального закона. В качестве основания привлечения к дисциплинарной ответственности Красноярова С.А. указаны в распоряжении дисциплинарные проступки в виде угрозы неготовности регионального фрагмента ГАС «...» на ... ... к использованию в установленном порядке на выборах ... ** ** ** года и в связи с этим срыва использования ГАС «...» в Республике Коми в целом в ходе указанной избирательной кампании, систематическое ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Однако истец считает наложение дисциплинарного взыскания необоснованным и незаконным.
В судебное заседание истец Краснояров С.А. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истца Старков Р.Н., действующий по доверенности, в суде поддержал ранее заявленные требования Красноярова С.А. в полном объеме.
Представитель ответчика Тимофеева Т.В., действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласились по доводам письменного отзыва.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в Трудовом кодексе Российской Федерации, регулирующем порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений.
В силу ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
В соответствии со ст. 57 данного Федерального Закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение о замещаемой должности гражданской службы; увольнение.
В силу положений ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
В соответствии со ст. 59 указанного Федерального закона служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании распоряжения председателя Избиркома от ** ** ** года №... Краснояров С.А. был принят на должность ... с ** ** ** года.
Между сторонами по делу ** ** ** года был заключен служебный контракт №..., по условиям которого гражданский служащий в лице Красноярова С.А. обязуется исполнять должностные обязанности по должности ... в соответствии с прилагаемым к настоящему контракту должностным регламентом государственного служащего Республики Коми и соблюдать служебный распорядок Избиркома (п.2). Гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами (п.6). Представитель нанимателя в лице Избиркома имеет право привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка (подп. «в» п.7).
Согласно п.1.7 должностного регламента государственного гражданского служащего Республики Коми, утвержденного председателем Избирком ** ** ** года, ... исполняет функциональные обязанности системного администратора комплекса средств автоматизации (далее по тексту КАС) территориальной избирательной комиссии, обеспечивает эксплуатацию и техническое обслуживание вверенного ему ...
В силу п.3.2 должностного регламента на Красноярова С.А. возложены обязанности по обеспечению эксплуатации ...» соответствующей территориальной избирательной комиссии при проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов, референдумов, а также в период между избирательными кампаниями, кампаниями референдумов в соответствии с установленными регламентами; проведение работ по обслуживанию ...» соответствующей ТИК с эксплуатационной документацией; проведение регламентных работ на ...» соответствующей ТИК с эксплуатационной документацией ...
** ** ** Государственным Советом Республики Коми назначено на ** ** ** года голосование на выборах ...
Избирком на основании ст.ст. 4. 7 Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», п.3.4 Положения об организации единого порядка использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» в избирательных комиссиях и комиссиях референдума (утв. Постановлением ЦИК России от 29.12.2009 года №187/1312-5) постановлением от 20.06.2014 года №112/595-5 утвердил Регламент перевода регионального фрагмента ГАС РФ «...» в Республике Коми в режим подготовки и проведения выборов, назначенных на ** ** **
Положениями п.2.9 данного Регламента установлено, что по результатам тренировок и после устранения выявленных недостатков, но не позднее ** ** ** года, члены группы контроля совместно с системным администратором проверяют готовность КСА ГАС «...» ТИК, где по результатам проверки составляется протокол проверки готовности, а копия подписанного протокола не позднее ** ** ** года направляется в Избирком. Форма протокола утверждена приложением №1 к Регламенту и предусматривает подпись системного администратора.
На основании распоряжения Избиркома от ** ** ** года №... к Красноярову С.А. было применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии за угрозу неготовности регионального фрагмента ГАС «...» на КСА ТИК ... к использованию в установленном порядке на выборах ... ** ** ** года и в связи с этим срыва использования ГАС «...» в Республике Коми в целом в ходе указанной избирательной кампании, а также за систематическое ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, при этом с данным распоряжением истец был ознакомлен под роспись ** ** **.
Основанием, послужившим для издания данного приказа, явились заключение комиссии по проведению служебной проверки от ** ** ** года, решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Коми по урегулированию конфликта интересов в Избиркоме (протокол от ** ** ** года №...), распоряжение Избиркома от ** ** ** года №... о применении дисциплинарного взыскания ....
** ** ** года в Избирком поступило письмо председателя ТИК ... Т.Н., в котором сообщалось, что ... ... Краснояров С.А. не согласовал в письменном виде протокол готовности регионального фрагмента ГАС «...» в Республике Коми на КСА ТИК ... для использования при проведении выборов ..., назначенных на ** ** **.
Распоряжением Избиркома от ** ** ** года №... было назначено проведение служебной проверки в отношении Красноярова С.А. по факту отказа подписания данным гражданским служащим протокола проверки готовности регионального фрагмента ГАС Российской Федерации «...» на КСА ТИК ..., при этом был установлен срок проведения служебной проверки с ** ** ** года по ** ** **.
Распоряжением Избиркома от ** ** ** года №... было принято решение проверить в рамках служебной проверки, а именно: факт отказа Краснояровым С.А. передать пароль руководителю администрации муниципального района «...» для открытия машиночитаемого носителя (диска) со сведениями об избирателях, участниках референдума по форме 2.1 риур; факт требований Красноярова С.А. в адрес администрации муниципального района «...» о передаче сведений об избирателях в нарушение постановления Избиркома от ** ** ** года №...; факт систематического некорректного обращения с должностными лицами администрации муниципального района «...», осуществляющими передачу в адрес Красноярова С.А. сведений об избирателях.
В заключении комиссии по проведению служебной проверки от ** ** ** года отражено, что ** ** ** председатель ТИК ... сообщила, что ... Краснояров С.А. отказывается подписать протокол проверки готовности регионального фрагмента ГАС «...» в Республике Коми на КСА ТИК ... для использования при проведении выборов ..., назначенных на ** ** ** года ввиду отсутствия на рабочем месте оригинала сертификата.
** ** ** года председатель ТИК ... района Т.Н. попыталась подписать данный протокол, но Краснояров С.А. на протоколе подтвердил факт отказа с указанием причины «на рабочем месте отсутствует сертификат».** ** ** года в ходе личного разговора с Краснояровым С.А. председателем Избиркома Е.В. было выяснено, что протокол проверки готовности регионального фрагмента ГАС «...» в Республике Коми на КСА ТИК ... района для использования при проведении выборов ..., назначенных на ** ** ** года, не подписывается истцом, поскольку последним не получен оригинал Сертификата, подтверждающего об успешном завершении им подготовки в ЗАО «...» (г. ...) по программе подготовки системных администраторов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на право эксплуатации комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «...» с ** ** ** года по ** ** ** года.
В дальнейшем ** ** ** года в ... час. сотрудником организационного отдела аппарата Избиркома оригинал сертификата был выслан в адрес Красноярова С.А. заказным письмом.
** ** ** года в адрес Избиркома поступило обращение руководителя администрации муниципального района «...», в котором сообщалось, в том числе о фактах систематического некорректного обращения Красноярова С.А. с должностными лицами администрации муниципального района «...», осуществляющими передачу в адрес истца сведений об избирателях.
По факту отказа подписания Краснояровым С.А. протокола проверки готовности регионального фрагмента ГАС «...» в Республике Коми на КСА ТИК ... были представлены объяснительные от ** ** ** года от членов группы контроля ГАС «...» Т.Н., Н.А., Ю.Н., И.А. и Г.Н., в которых указано, что ** ** ** года секретарь ТИК ... Н.А. сообщила всем членам группы о необходимости явиться ** ** ** года в помещение ТИК ... района для подписания протокола регионального фрагмента ГАС Российской Федерации «...» на КСА ТИК ... района. ** ** ** года все вышеназванные члены группы контроля, кроме ... ТИК Красноярова С.А., подписали протокол готовности. Впоследствии ** ** ** года секретарь ТИК ... Н.А. вновь обратилась к истцу о необходимости подписания протокола, предложив его подписать или в письменном виде оформить отказ. Краснояров С.А. в протоколе готовности выразил в письменном виде отказ, указав: ...
В ходе проведения служебной проверки от Красноярова С.А. были запрошены объяснительные, в которых он указал, что комплекс средств автоматизации КСА ГАС «...» на ** ** ** года действительно не был готов к проведению выборов по причине отсутствия на рабочем месте сертификата на право эксплуатации КСА оператором. Он добросовестно исполнил свои служебные обязанности, воспользовался предоставленным правом в законе подписывать или не подписывать указанный документ, пояснив причину неподписания. На сегодняшний день сертификат получен Краснояровым С.А. и вывешен на видное место в кабинете для ознакомления участникам проведения выборов и представителям правоохранительных органов, уполномоченным контролировать соблюдение законности при проведении выборов. Протокол готовности подписан ** ** ** года. Передача сертификата означает согласие руководства с его трактованием закона и нормативных актов.
Также в рамках проведения служебной проверки была взята объяснительная от ... С.Н., где указано, что сертификат-это документ, подтверждающий, что его обладатель имеет право эксплуатации КСА ГАС «...». Подготовка осуществлялась сервисной организацией и по итогам был оформлен протокол о прохождении подготовки. Также впоследствии сервисная организация осуществляет проверку рабочих мест и выполнения требований безопасности КСА. В связи с п.6 Положения, где прописаны нормы о необходимости переподготовки не реже чем раз в три года, а также о необходимости сдать сертификат председателю ИКРК в случае его отзыва, приостановки действия или если сертификат утрачивает силу, для последующего уничтожения и направления информации об уничтожении в ФЦИ при ЦИК России. Ввиду отдаленности рабочих мест и невозможности вручения лично сертификатов было принято решение, согласованное с сервисным центром о хранении сертификатов, в том числе до проведения общего обучения информационного отдела в г. Сыктывкаре. Отсутствие сертификата на рабочем месте не является препятствием для исполнения должностных обязанностей в полном объеме, в том числе для подписания протокола о готовности к выборам. Тем более, что ранее ** ** ** года Краснояровым С.А. была подписана служебная записка о выполнении требований по безопасности, а также протокол проверки сервисной организацией КСА ТИК ....
Членами комиссии по проведению служебной проверки было предложено председателю Избиркома Е.В. применить к ... дисциплинарное взыскание в ...
В соответствии с пунктами 1,2,3,11 части 1 ст.15 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
На основании п.15 ч.1 ст. 17 настоящего Закона в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
В силу пунктов 1,9,13 ч.1 ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; проявлять корректность в обращении с гражданами; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Запрет на прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора обусловлен отличием гражданского служащего, заключившего служебный контракт, от гражданина, вступившего в трудовые отношения с работодателем, т.е. работника, работающего по трудовому договору.
Работник при наличии условий и в порядке, которые установлены ст. 379 ТК РФ, вправе отказаться от выполнения работы, при этом нормы Трудового кодекса РФ, так же как и комментируемый Федеральный закон, не допускает (запрещает) приостановление работы государственными служащими (ст. 142 ТК РФ), а в данном случае, даже при отсутствии на рабочем месте Красноярова С.А. оригинала сертификата.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства было доподлинно установлено, что ранее Краснояров С.А. без наличия данного сертификата выполнял регламентные работы, участвовал в тренировках с использованием ГАС «...» при организации и проведении выборов главы городского поселения «...», а также при организации проведения выборов ..., при этом на тот момент не ставил перед работодателем вопрос о приостановлении своей работы.
Также в ходе судебного разбирательства было установлено, что предыдущий сертификат был получен Краснояровым С.А. в ** ** ** году. В силу п.6.10 Положения о порядке подготовки (переподготовки), проведения промежуточного тестирования системных администраторов и получения сертификатов на право эксплуатации КСА ГАС РФ «...» (утверждено распоряжением руководителя ФЦИ при ЦИК РФ России от 05.09.2013 года №123) сертификаты, выданные ранее ФЦИ, действительны в течении 3-х лет с момента утверждения названного положения. Таким образом, прежний сертификат, выданный Красноярову С.А., является действительным до ** ** ** года.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, проанализировав приведенные нормы законодательства, судья полагает подтвержденным тот факт, что Краснояров С.А. совершил дисциплинарный проступок в виде угрозы неготовности регионального фрагмента ГАС «...» на КСА ТИК ... к использованию в установленном порядке на выборах ... Коми ** ** ** года, поскольку в период выборной кампании истец уклонился от исполнения должностных обязанностей по надуманным причинам при наличии отсутствия препятствий со стороны работодателя и третьих лиц для их выполнения.
По поручению председателя ТИК от ** ** ** года заключение комиссии по проведению служебной проверки в отношении Красноярова С.А. было рассмотрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, состоявшемся ** ** **.
Истец присутствовал на заседании данной комиссии, давал пояснения, задавал вопросы членам комиссии, где данное обстоятельство отражено в протоколе №... от ** ** ** года.
Впоследствии Краснояров С.А. ** ** ** года обратился с заявлением в Управление государственной гражданской службы Республики Коми и Избирательную комиссию Республики Коми с просьбой проверить законность процедуры проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, где по итогам рассмотрения данного обращения истцу было разъяснено об отсутствии нарушения законодательства.
Суд также после исследования материалов дела соглашается с позицией комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, поскольку при комиссионном рассмотрении материалов по соблюдению Краснояровым С.А. требований к служебному поведению были подтверждены факты допущения истцом в период исполнения должностных обязанностей некорректного поведения и конфликтных ситуаций в отношении сотрудников администрации МР «... и председателя ТИК ...
Материалами дела установлен тот факт, что на момент издания распоряжения от ** ** ** года №... о наложении дисциплинарного взыскания в виде ... Краснояров С.А. имел неснятое и непогашенное ранее примененное дисциплинарное взыскание ..., наложенное на него распоряжением от ** ** ** года №..., которое не было истцом обжаловано в установленном законом порядке по неизвестной суде причине.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что работодателем при применении к истцу дисциплинарного взыскания были, в том числе и учтены предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей.
Также суд полагает, что ответчиками не была нарушена процедура проведения служебной проверки, а также процедура привлечения Красноярова С.А. к дисциплинарной ответственности, поскольку с момента утверждения заключения служебной проверки от ** ** ** года и до вынесения распоряжения от ** ** ** года №... прошло менее месяца.
Таким образом, суд полагает, что мера взыскания, выбранная ответчиком за допущенные Краснояровым С.А. за систематическое ненадлежащее исполнение служебных обязанностей по его вине, по фактам допущения некорректного поведения и конфликтных ситуаций, соответствует тяжести проступка, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца об отмене распоряжения от ** ** ** года №... о применении дисциплинарного взыскания в виде ...
Суд находит необоснованным довод истца со ссылкой на ответ руководителя Федерального центра информатизации при ЦИК РФ, что он на законных основаниях отказался подписать протокол, поскольку данный орган в силу своих компетенций не вправе подменять орган, наделенный трактовать нормы действующего законодательства.
В соответствии со ст. 89 ГПК РФ суд находит возможным освободить истца от уплаты госпошлины в доход государства.
Руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Красноярову С.А. в иске к Избирательной комиссии Республике Коми об отмене распоряжения от ** ** ** года №... о применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном должностном соответствии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 1 месяца.
Судья- Т. А. Веселкова