Производство № 2-441/2022
Дело (УИД): 28RS0021-01-2022-000658-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Сковородино 22 июля 2022 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сушко Е.Ю.,
при секретаре Карымовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поповой ФИО7 к Администрации рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес> <адрес> об установлении факта проживания по договору социального найма, признании подлежащей переселению из аварийного жилья,
у с т а н о в и л :
Попова Е.С. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к Администрации рабочего поселка <адрес> <адрес> об установлении факта проживания по договору социального найма и признании подлежащим переселению из аварийного жилья.
В обоснование заявленных требований, указала, что с 2021 года она проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 57,1 кв.м.. Многоквартирный жилой дом по адресу: пгт.<адрес>, <адрес>, признан непригодным для проживания на основании решения межведомственной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, с ней договор социального найма заключен ДД.ММ.ГГГГ. У нее имеются квитанции об оплате различных услуг, подтверждающие проживание в данном жилом помещении. В мае 2022 года она обратилась с заявлением в администрацию пгт.<адрес> о включении в список лиц, которые подлежат переселению из ветхого и аварийного жилья, но ей было отказано по причине заключения договора после признания дома аварийным, и было предложено обратиться в суд за установлением факта проживании в спорном жилье на условиях договора социального найма жилья и включении в список лиц, подлежащих переселению, по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019 - 2025 годов», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №».
На основании вышеизложенного, просила суд признать ее подлежащей переселению из аварийного жилья по региональной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019 - 2025 годов», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №», и включить ее в список граждан, подлежащих переселению по данной программе.
Ранее в судебном заседании Попова Е.С. уточнила исковые требования и просит суд признать за ней право пользования жилым помещением на условиях социального найма, признать ее подлежащей переселению из аварийного жилья по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019 - 2025 годов», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №», и включить ее в список граждан, подлежащих переселению по данной программе.
Истец Попова Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом, обратилась с ходатайством о рассмотрении данного дела в ее отсутствие
Представитель ответчика – Администрации рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес> <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, обратился с ходатайством о рассмотрении данного дела в его отсутствие.
Третьи лица на стороне ответчика - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Администрация Сковородинского района, должным образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Министерства финансов <адрес>, Администрации Сковородинского района.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Частью 2 ст.40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.ст.49,50 ЖК РФ, постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно п.1 ст.10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Так, из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находится в муниципальной собственности.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец Попова Е.С. вселилась в спорное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральными законом.
Поскольку жилое помещение Поповой Е.С. было предоставлено в 2021 году и правоотношения сторон в отношении спорной квартиры возникли после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то к спорным правоотношениям по настоящему делу подлежат применению нормы действующего в настоящее время жилищного законодательства.
Согласно ст.60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ч.1 ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Исходя из буквального понимания вышеприведенных положений установлено, что необходимым условием для постановки гражданина на учет в порядке улучшения жилищных условий, помимо нуждаемости в жилом помещении, является также признание его малоимущим.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (ч.3 ст.52 ЖК РФ).
Статьей 57 ЖК РФ предусмотрен порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.23 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). В соответствии с п.п.1,2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Из информации администрации рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Клочков ФИО8 - наниматель жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>, является дальним родственником Е.С. Поповой. Многоквартирный жилой дом по <адрес>, на основании заключения межведомственной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания. С 2020 года в жилом помещении № по <адрес> проживать невозможно, печь разрушена. При постановке на учет в качестве малоимущего заявителем представляются документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за календарный год, непосредственно предшествующий году подачи заявления. Многоквартирный жилой дом по <адрес>, признан непригодным для проживания в 2015 году, его состояние в настоящее время не представляет угрозу жизни и здоровью людей, во всех жилых помещениях проживают жильцы. Жилищная проблема на территории рабочего поселка -одна из самых острых социальных проблем, учитывая согласие заявительницы на вселение в данное жилое помещение, по решению жилищно-бытовой комиссии ей было предоставлено жилое помещение № по <адрес>.
Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации п.<адрес> от 07 октября от 2020 года следует, что на заседании рассмотрено заявление Е.С. Поповой о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, где решено в соответствии с п.2 ч.1 ст.51, ч.2 ст.49 Жилищного Кодекса РФ признать Попову ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставить на учет.
Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации п.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что договор социального найма на муниципальное жилое помещение по адресу: пгг <адрес> <адрес>, расторгнут по причине смерти нанимателя и оно является свободным от прав третьих лиц и подлежит распределению в порядке очередности, члены комиссии рассмотрели список лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, учитывая, что иные состоящие на учете граждане отказались от данного жилого помещения, решили в соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса РФ предоставить жилое помещение по адресу: <адрес>, обшей площадью 57.1 кв.м, по договору социального найма Поповой <адрес>, многодетной матери, состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Поповой Е.С. и ее членам семьи, с соблюдением требований ЖК РФ, решением органа местного самоуправления, предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, как гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания, в настоящее время включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019 - 2025 годов», утвержденную постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Попова Е.С. обратилась в администрацию рабочего поселка (поселка городского типа<адрес> с письменным заявлением о включении ее в список, лиц, которые подлежат переселению из ветхого и аварийного жилья.
Администрация рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес> ДД.ММ.ГГГГ отказала Поповой Е.С. во включении его в список лиц, которые подлежат переселению по региональной адресной программе из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>, так как договор социального найма в отношении занимаемого ею жилого помещения заключен после признания дома аварийным.
Из разъяснений, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Вместе с тем, Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим, судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 4 ст. 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).
Исходя из приведенных норм и разъяснений по их применению, основанием для признания недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма может являться обращение организации, органа местного самоуправления или иного уполномоченного органа, принявших решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а также третьих лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушает указанная сделка.
Между тем, с такими требованиями в отношении договора социального найма спорного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ никто из перечисленных лиц в суд не обращался, напротив, администрация рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес> заявляла о законности данного договора и проживания Поповой Е.С. в спорном жилом помещении.
<адрес> образом, в судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, является единственным жилищем истца Поповой Е.С., что также подтверждается сведениями, предоставленными из Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии права собственности зарегистрированными за Поповой Е.С..
Кроме того, из материалов дела, следует, что истец Попова Е.С. проживает в спорной квартире, несет бремя содержания, обеспечивает его сохранность. Указанные обстоятельства и доказательства не опровергнуты ответчиком в судебном заседании.
Ответчиком, в силу ст.ст.12,56 ГПК РФ, не представлены доказательства подтверждающие факт самовольного занятия истцом спорной квартиры, поэтому суд находит подтвержденным факт законного вселения в спорную квартиру.
Суд также учитывает принцип правовой определенности, который предполагает стабильность правового регулирования и существующих правоотношений с тем, чтобы участники существующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально-признанного статуса и приобретенных прав.
Учитывая, что ФИО4 была вселена в спорное жилое помещение с соблюдением установленного порядка, то есть, на законных основаниях, то она приобрела право проживания в спорной квартире на условиях социального найма, каких-либо требований к ним о незаконности проживания в спорном жилом помещении не предъявлялось.
Статус служебной <адрес>, <адрес> <адрес>, не присваивался.
На основании вышеизложенного, учитывая обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, а также, руководствуясь нормами вышеуказанного законодательства, требования истца Поповой Е.С. о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, подлежат удовлетворению, так как истец в установленном порядке приобрел право пользования спорным жилым помещением, будучи вселенным в него в качестве нанимателя на условиях социального найма.
Как следует из установленных выше обстоятельств, рассматривая заявление Поповой Е.С. о признании за ней права на переселение из аварийного жилого помещения в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов» и включении в список граждан, подлежащих переселению, данный вопрос администрацией рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес> фактически не разрешался, поскольку истцом было отказано на первоначальном этапе рассмотрения поданного заявления по причине заключения договора социального найма после признании дома аварийным.
Таким образом, вопрос о признании за истцами право на переселение и включении в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилого помещения в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов», по существу не разрешался, необходимые критерии для возможности реализации данных жилищных прав истцов не устанавливались.
Так, в силу ст.ст.52,57, 86 ЖК РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», признание граждан подлежащими переселению из аварийного жилья по программе переселения из аварийного жилья по региональной адресной программе возлагается на муниципальные образования.
При указанных обстоятельствах, возложение на Администрацию рабочего поселка <адрес> обязанности по включению Поповой Е.С. в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилого помещения, при том, что указанный вопрос находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления, недопустимо.
В связи с чем, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования Поповой ФИО10 к Администрации рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес> <адрес> об установлении факта проживания по договору социального найма и признании подлежащим переселению из аварийного жилья, удовлетворить частично.
Признать за Поповой ФИО11 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, пгт.<адрес> <адрес>, на условиях социального найма жилого помещения.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Ю.Сушко
Решение в окончательной форме принято – ДД.ММ.ГГГГ.