Судья Сидорчук М.В. Дело № 7-329/2020
РЕШЕНИЕ
3 сентября 2020 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев жалобу Афанасьева С.И. на постановление № 1386 административной комиссии Октябрьского района города Новосибирска от 16 октября 2019 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 26 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», вынесенные в отношении Афанасьева С.И.,
установил:
постановлением № 1386 административной комиссии Октябрьского района города Новосибирска от 16 октября 2019 года Афанасьев С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Афанасьев С.И. обратился в суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 26 мая 2020 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, Афанасьев С.И. просит отменить вынесенные по делу постановления и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указывает, что при рассмотрении дела судьей были нарушены требования статьи 24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом. Не согласен с оценкой судом доказательств по делу. Указывает о том, что акты составлены в разное время, единолично сотрудником администрации, без свидетелей, не имеют привязки к местности и не отражают реальную картину. Указывает на процессуальные нарушения при составлении и направлении протокола об административном правонарушении, извещении о дате разбирательства.
В соответствии с договором № 121579м аренды земельного участка на территории города Новосибирска от 21.07.2015 между мэрией города Новосибирска и множеством физических лиц на стороне арендатора, арендодатель передал в аренду земельный участок с кадастровым номером 54:35:073001:1 площадью 2271м2, что соответствует площади крыши гаражного здания. Участок образован по границе здания. Никакие прилегающие территории в аренду переданы не было. Поскольку здание на 63 гаражных бокса является единым объектом, аренда земли в соответствии с договором образована по границе здания, в связи с чем, возложение на арендаторов обязанности осуществлять содержание территории общего пользования, являющейся пустырем, является неправомерным.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для её рассмотрения не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. 17 августа 2020 года от Афанасьева С.И. поступило ходатайство, в котором он сообщает о невозможности своей явки в судебное заседание, назначенное на 3 сентября 2020 года, в связи с заранее запланированной поездкой. Просит суд отложить рассмотрение дела на более поздний срок.
Принимая во внимание отсутствие доказательств уважительности причины неявки в судебное заседание, оснований для удовлетворения заявленного ходатайства не нахожу.
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав пояснения представителя административного органа <данные изъяты> прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Статьей 8.22 Закона Новосибирской области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" № 99-ОЗ от 14.02.2003 г. предусмотрена административная ответственность за нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных главой 8 Закона № 99-ОЗ.
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469 утверждены Правила благоустройства территории города Новосибирска. Пунктом 3 части 1 Перечня мероприятий по уборке территорий в весенне-летний период (Приложение к Правилам) предусмотрена обязанность ответственных за уборку лиц в весенне-летний период (с 15.04 до 15.10) по сбору и вывозу мусора при суточной температуре +50С и ниже - не реже одного раза в трое суток, при среднесуточной температуре выше +50С - ежедневно.
Уборка территорий - вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Согласно положениям пункта 1.3 Правил лицами, ответственными за благоустройство территории города Новосибирска являются физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков, зданий, строений, сооружений, элементов благоустройства, подземных инженерных коммуникаций, а также физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, не являющиеся собственниками указанных объектов, несущие права и обязанности по благоустройству территории города Новосибирска в пределах обязательств, возникших из заключенных ими договоров, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством.
Основанием для привлечения Афанасьева С.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» послужили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении № 767 от 9 октября 2019 года, выразившиеся в том, что 29 августа 2019 года в 14 часов 22 минуты по адресу: г. Новосибирск, ул. Белинского 1/1, он нарушил положения Перечня мероприятий по уборке территорий в весенне-летний период (приложение к Правилам благоустройства территории города Новосибирска города Новосибирска), а именно не обеспечил сбор и вывоз мусора.
С такими выводами судьи согласиться не могу.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ и положениям главы <адрес> «Об административных правонарушениях в <адрес>» о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Таким образом, указанными выше и иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов.
Как следует из материалов дела, извещение Афанасьеву С.И. о явке для составления протокола об административном правонарушении и извещение о явке для рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены 5 сентября 2019 года и получены им 11 сентября 2019 г. (л.д. 16-17).
Протокол об административном правонарушении в отношении Афанасьева С.И. составлен 9.10.2019 в его отсутствие, рассмотрение дела административной комиссией Октябрьского района города Новосибирска 16.10.2019 также произведено в его отсутствие.
Вместе с тем, доказательств, что на момент рассмотрения дела Афанасьеву С.И. была вручена копия протокола об административном правонарушении и предоставлена возможность дать объяснения, материалы дела не содержат.
В письменном отзыве Административной комиссии <адрес> указано, что Афанасьеву С.И. копия протокола об административном правонарушении и уведомление на заседание административной комиссии направлены 11.10.2019 (отчеты об отслеживании ФГУП «Почта России» № 80080241480874, 80080241480881). При этом материалы дела не содержат сопроводительных писем о направлении Афанасьеву С.И. копии протокола об административном правонарушении. Кроме того, согласно данным отчетов, оба отправления вручены Афанасьеву С.И. 18.10.2020, то есть после рассмотрения дела (л.д. 93, 94).
Таким образом, Афанасьеву С.И. до рассмотрения дела об административном правонарушении не была обеспечена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
Принимая во внимание вышеизложенное, невозможно сделать вывод о соблюдении административным органом требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ и создании условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности, что свидетельствует о том, что в ходе производства по делу порядок привлечения Афанасьева С.И. к административной ответственности был нарушен. Данные обстоятельства судьей районного суда при рассмотрении дела учтены не были.
В соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, в том числе, должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу. При этом, содержание постановления административной комиссии <адрес> от 16 октября 2019 года не позволяет установить вмененное Афанасьеву С.И. нарушение Правил благоустройства в части необеспечения сбора и вывоза мусора.
Акты обследования и фототаблицы к нему не содержат никакой привязки к границам земельного участка, не позволяют определить площадь и конфигурацию земельного участка, арендатором которого является Афанасьев С.И. Только на одной из фотографий имеется адрес здания, возле которого сделана фотография: <адрес>, в то время как согласно данным ЕГРН и договора аренды, на участке расположено здание с адресом: <адрес> (1). Принадлежность здания гаражей и его площадь не определены, доводам Афанасьева С.И. о том, что границы земельного участка проходят по границе здания не дано никакой оценки.
Кроме того, в соответствии с протоколом об административном правонарушении, факт нарушения правил благоустройства имел место 29.08.2019 г., вместе с тем фототаблица содержит фотографии разных дат: от 9.08.2019, 13.08.2019, 29.08.2019, при этом фотографии с датой сьемки 29.08.2019 привязки к границам земельного участка или зданиям не имеют. В материалах дела имеются несколько актов: № 784 от 29.08.2019 г., № 879 от 29.08.2019 г., № 783 от 9.08.2019 г., к какому именно акту относится фототаблица, из материалов дела не следует. Постановление административной комиссии в качестве доказательств принимает акт № 783, который составлен до события административного правонарушения, а также акт № 879, составленный 29.08.2019 г., в решении судьи районного суда в качестве доказательств приняты фотоснимки, сделанные при обследовании территории 09.08.2019 и 29.08.2019, зафиксированных актами, при этом, Афанасьеву С.И. вменялись нарушения Правил благоустройства 29.08.2019 г. Таким образом, надлежащими доказательствами вменяемые Афанасьеву С.И. нарушения не подтверждены.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах принятые по делу акты подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях Афанасьева С.И. состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ № 1386 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.22 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░