50RS0046-01-2024-000123-50
№ 2-999/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ступино Московской области 1 апреля 2024 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Середенко С.И., при секретаре Слесарь Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой Надежды Викторовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Тарасовой Софьи Сергеевны к Трасовой Валентине Николаевне, ООО «МосОблЕИРЦ», ООО «Управляющая компания «ШЕМРОК» об определении порядка и размера в оплате жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Тарасова Н. В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Тарасовой С. С. обратилась с иском к Трасовой В. Н., ООО «МосОблЕИРЦ», ООО «Управляющая компания «ШЕМРОК» об определении порядка и размера в оплате жилищно-коммунальных услуг.
Свои требования обосновывает тем, что истец совместно с несовершеннолетним ребенком являются собственниками квартир ы, расположенной по адресу: <адрес> Тарасова Н.В. доля в праве 1/3, Тарасова С.С.-1/2 доля.
Ответчику Тарасовой В. Н. Принадлежит 1/6 доля в праве.
Между истцом и ответчиком происходят споры по определению порядка оплаты, содержания и ремонта жилого помещения, оплате жилищно-коммунальных услуг. Достигнуть соглашение об определении порядка оплаты за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги во вне судебном порядке не представляется возможным.
Истец в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении, возражения не заявила.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик Тарасова В.Н. возражает против заявленных требований
Ответчики ООО «МосОблЕИРЦ», ООО «Управляющая компания «ШЕМРОК» представителей в судебное заседание не направили. ООО «МосОблЕИРЦ» представили письменные возражения.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех её участников, а при не достижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичные положения содержатся в ст. 30 ЖК РФ, часть 3 которой возлагает бремя содержания жилого помещения на собственника.
Исходя из положений ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Частью 8 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу ст.69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Данный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Указанной нормой права установлена самостоятельная ответственность бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающего проживать в этом жилом помещении, по его обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма. Поэтому он вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения. Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя.
В силу ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как установлено ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наём); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верхового Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», учитывая, что ч. 4 ст. 69 ЖК РФ установлена самостоятельная ответственность бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, продолжающего проживать в этом жилом помещении, по его обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма, то он вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения. Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя. Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением соглашения между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке.
Суд, рассматривая названные споры, вправе применительно к положениям ч.ч. 4 и 5 ст. 155, ст. 156 ЖК РФ и ст. 249 ГК РФ определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, с возложением на наймодателя (управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Если между лицами, проживающими в жилом помещении по договору социального найма, имеется соглашение об определении порядка пользования этим жилым помещением (например, бывший член семьи нанимателя пользуется отдельной комнатой в квартире), то вышеназванные расходы могут быть определены судом с учетом данного обстоятельства.
Из материалов дела следует, что истец совместно с несовершеннолетним ребенком являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Тарасова Н.В. доля в праве 1/3, Тарасова С.С.-1/2 доля.
Ответчику Тарасовой В. Н. принадлежит 1/6 доля в праве.
Между истцом и ответчиком происходят споры по определению порядка оплаты, содержания и ремонта жилого помещения, оплате жилищно-коммунальных услуг. Достигнуть соглашение об определении порядка оплаты за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги во вне судебном порядке не представляется возможным.
Между сторонами спора соглашение о порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг не достигнуто, что является основанием для определения доли каждого в оплате соответствующих платежей, с учетом приведенных выше положений закона и разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации».
Поскольку оплата за жилищно-коммунальные услуги подлежит распределению в равных долях между лицами, обладающими правом пользования жилым помещением, то управляющей компании надлежит производить соответствующие расчёты оплаты по квартире и принимать оплату за жильё и коммунальные услуги по отдельным платежным документам, в соответствии с установленными долями.
Исходя из того, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно (ст. 80 СК РФ), родители обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги за несовершеннолетних детей. В квартире зарегистрирована и является собственником Тарасова С.С., являющийся ребенком собственника Тарасовой Н.В.. В связи с чем, суд считает возможным распределить расходы в данной части на законного представителя.
Из вышеприведённых норм права следует, что участники долевой собственности на жилое помещение вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из сособственников жилого помещения.
Суд, в соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 155, ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации считает возможным определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, с возложением на наймодателя (управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Ответчик не представил возражений по ведению раздельного хозяйства с истцом, по его участию в оплате коммунальных услуг, суд полагает исковые требования соответствующими нормам жилищного и гражданского законодательства и подлежащими удовлетворению в части определения размере оплаты жилищно-коммунальных услуг.
необходимо учитывать, что в спорном жилом помещении зарегистрированы Тарасова Н.В. и Тарасова С.С.. Плата за коммунальные услуги начисляется с учетом зарегистрированных лиц.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Правительством Российской Федерации.
Часть 11 статьи 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Такой порядок и случаи перерасчета установлены разделом VIII Правил.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В случае если исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, он вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходам (п.148(35)).
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п.148(36).
В соответствии с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Обязанность собственника оплачивать предоставленные ему услуги по содержанию и ремонту общего имущества возложена на него частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.148(39)).
Раздел VIII определяет порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.
Пунктами 86-92 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
Из приведенных положений закона в их системной взаимосвязи следует, что перерасчет осуществляется исключительно в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении, плата за которое рассчитывается исходя из нормативов потребления в случаях, когда жилое помещение не оборудовано приборами учета по причине отсутствия технической возможности их установки.
Осуществление перерасчета платы за жилое помещение, оборудованное прибором учета, не предусмотрено законом, поскольку в случае отсутствия потребителя в занимаемом им жилом помещении плата начисляется лишь за реальный фактически потребленный объем коммунального ресурса, который фиксируется приборами учета.
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1166 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с пунктом 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354), в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Статьей 12 ЖК РФ установлено что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы
В силу ст. 6 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление нормативов накопления ТКО.
Как собственники жилого помещения в силу закона истец и ответчик обязаны нести расходы за содержание жилого помещения и (плата за услуги, работы по управлении многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме) независимо от того проживают в квартире либо нет.
При наличии счетчиков в спорном жилом помещении, истцы, как собственники, зарегистрированные в жилом помещении, обязаны оплачивать коммунальные услуги за электричество, потребление горячей и холодной воды, отведение сточных вод самостоятельно. Осуществление платы за жилое помещение, оборудованное прибором учета начисляется лишь за реальный фактически потребленный объем коммунального ресурса, который фиксируется приборами учета и подлежит оплате потребителями.
При этом, расходы за тепловую энергию, обращение с твердыми коммунальными отходами начисляется исходя из площади. Временное отсутствие собственника не освобождает его от несения расходов по оплате за содержание жилого помещения, а также расходов по обращению твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (ред. от 29.05.2023) "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") установлено, что Объем потребленного абонентом газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в зависимости от вида потребления, а в данном случае (для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов) рассчитывается исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива потребления газа, установленного на одного человека
В соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации 1 января 2019 года Московская область перешла но новый экологический стандарт обращения с твердыми коммунальными отходами. На территории Московской области принято решение об осуществлении потребителями, проживающими в многоквартирных и жилых домах оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, и решением Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области» установлены соответствующие нормативы на 1 кв.м площади.
Суд, в соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 155, ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации считает возможным определить порядок и размер участия собственников на праве общей собственности в оплате за содержание и капитальный ремонт жилого помещения, оплате тепловой энергии, по обращению с ТКО пропорционально долям по 5/6 и 1/6 соответственно.
Управляющей компании надлежит производить соответствующие расчёты оплаты по квартире и принимать оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги по отдельным платежным документам, в соответствии с установленными долями.
Требование к ООО «МосОблЕИРЦ», как ответчику, не обоснованы, отказа данной организации не имеется. Являясь платежным агентом не могут самостоятельно определять порядок.
Не обоснованы требования к ООО «Управляющая компания «ШЕРЕМОК».
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Тарасовой Надежды Викторовны удовлетворить частично
- Определить порядок и размер участия в начисляемых расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг квартиры, по адресу: <адрес> следующем порядке:
Тарасовой Надежде Викторовне, Тарасовой Софьи Сергеевне в полном объеме оплата коммунальных платежей начисляемых по счетчикам, в т.ч. водоснабжение- холодная вода, горячая вода, водоответвление, электрическая энергия), а также газоснабжение.
Плата коммунальных платежей, начисляемая собственникам, в т.ч. плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, ВДГО, по оплате ТКО и отопления начислять Тарасовой Надежде Викторовне, Тарасовой Софье Сергеевне в размере 5/6 доли начисленных платежей, Тарасовой Валентине Николаевне 1/6 платежей.
Данное решение является основанием для предоставления отдельного платежного документа Тарасовой Надежде Викторовне на 5/6 доли начисленных платежей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
судья Середенко С.И.
В мотивированном виде решение суда изготовлено 1 апреля 2024 года
Судья: Середенко С.И.