№ 2-901/2023
УИД61RS0003-01-2022-009226-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2023 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Строителевой О.Ю.,
при секретаре Тимченко Я.Н.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Антонова П.В.,
представителя ответчика Минасьян Е.Э.,
представителя третьего лица Журенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону к МАОУ г. Ростова-на-Дону «Школа № 5», третьи лица: Управление образования г. Ростова-на-Дону, ФГКУ УВО ВНГ РФ по РО, об обязании исполнить требования законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону в интересах не определенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону в связи с информацией, поступившей от УВО по г. Ростову-на-Дону ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в Ростовской области» проведена проверка МАОУ г. Ростова-на-Дону Школа № 5» на предмет соблюдения законодательства в сфере образования антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что МАОУ г. Ростова-на-Дону Школа № 5» зарегистрировано и фактически осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>. Основным видом экономической деятельности является образование основное общее. В отношении территории учреждения и его объектов ДД.ММ.ГГГГ разработан и утвержден паспорт безопасности с присвоением 3 категории. В нарушение вышеизложенного, объект не оборудован охранной сигнализацией.
Несвоевременное и недостаточное исполнение обязанностей по созданию безопасных условий обучения ставит под угрозу жизнь и здоровье детей и сотрудников, находящихся в образовательных организациях.
На основании изложенного, истец обязать МАОУ г. Ростова-на-Дону «Школа № 5» исполнить требования законодательства в сфере антитеррористической защищенности путем оборудования объекта (территории) учреждения системой охранной сигнализации в течении 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание явился представитель истца – помощник прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Антонов П.В., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, указав, что требование об устранении нарушений в настоящее время не устранено.
Представитель ответчика МАОУ г. Ростова-на-Дону «Школа № 5» директор Минасьян Е.Э. в судебное заседание явилась, не возражала против удовлетворения требований, дополнительно указала, что требование законодательства в сфере антитеррористической защищенности путем оборудования объекта (территории) учреждения системой охранной сигнализации в настоящее время не устранено, однако в настоящее время выделены финансовые средства из муниципального бюджета, в связи с чем, нарушения законодательства в части антитеррористической защищенности объектов образования, выявленные прокуратурой, будут устранены.
Представитель третьего лица Управление образования г. Ростова-на-Дону, действующий на основании доверенности Журенко В.В. в судебное заседание явился, указал, что в настоящее время выделены финансовые средства из муниципального бюджета по обеспечению образовательной организации системой охранной сигнализации.
Третье лицо ФГКУ УВО ВНГ РФ по РО своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 20 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 1статьи 45 ГПК РФпрокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу правовой позицииКонституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 4-П от 14 февраля 2002 г., прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9); к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28); образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28); охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41).
В силу пп. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации.
Для объектов (территорий) в зависимости от категории опасности в разделе III данных Требований перечислены мероприятия по их антитеррористической защищенности, в частности для объектов (территорий) первой категории опасности - мероприятия, предусмотренные пунктами 24 - 27.
В соответствии с п. 25 указанных Требований, в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются, в том числе оснащение системами охранной сигнализации (пп. "а"); оборудование системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп. "д"). Кроме того, п. 27 предусмотрено оборудование въездов на объект (территорию) пропускными пунктами (пп. "а"), а также средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами (пп. "б").
Требования к антитеррористической защищенности учреждений образования установлены также и п. 6.48 Свода правил СП 118.13330 2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10 (далее - СП 118.13330 2012), которым предусмотрено, что для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов..." и ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" выполнение требований указанного пункта СП 118.13330 2012 является обязательным.
Судом установлено и следует из материалов дела следует, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону в связи с информацией, поступившей от УВО по г. Ростову-на-Дону ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в Ростовской области» проведена проверка МАОУ г. Ростова-на-Дону Школа № 5» на предмет соблюдения законодательства в сфере образования антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что МАОУ г. Ростова-на-Дону Школа № 5» зарегистрировано и фактически осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>. Основным видом экономической деятельности является образование основное общее.
В отношении территории учреждения и его объектов 27.12.2019 разработан и утвержден паспорт безопасности с присвоением 3 категории.
Согласно акту проверки от 21.12.2022, в ходе проведенной прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проверки выявлены следующие нарушения:
- в нарушение пп. «в» п.25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, на объекте не оборудовано помещение для охраны;
- в нарушение пп. «а» п.25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, объект не оборудован охранной сигнализацией.
Согласно п. 1.1 Положения об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138 (далее - Положение), Управление образования города Ростова-на-Дону является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, реализация государственных полномочий Ростовской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, а также по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
В соответствии с п. 1.6 Положения Управление образования города Ростова-на-Дону является главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета.
Согласно п. 2.1.1 Положения основными задачами Управления образования г. Ростова-на-Дону является общее руководство муниципальной системой образования и координация деятельности всех структур системы.
Пунктом 2.2 Положения деятельность Управления образования города Ростова-на-Дону направлена на реализацию государственной и муниципальной политики в области образования. Социально значимые приоритеты этой политики определяют стратегическую цель отрасли: осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства; формирование общей культуры; обеспечение охраны здоровья, прав и свобод граждан; создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения потребностей граждан в образовании, самообразовании и получении дополнительного образования.
В силу п. 2.5.33 Положения Управление образования города осуществляет функции, в том числе по организации мер по профилактике терроризма и экстремизма в образовательных организациях.
Несоблюдение закона в сфере безопасности нахождения детей и сотрудников в образовательных организациях не может оправдываться вопросами финансирования в пределах бюджетных ассигнований и формирования местного бюджета.
Из вышеприведенных норм закона следует, что на Управление образования города возложены полномочия и обязанность по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных организаций образования.
Действующим законодательством обеспечение прав детей на безопасные условия обучения не ставится в зависимость от пределов бюджетных ассигнований.
В судебном заседании представитель Управления образования г. Ростова-на-Дону, Журенко В.В. пояснил, что в настоящий момент осуществлено финансирование вышеназванных мероприятий, что позволит своевременно принять меры к устранению нарушений законодательства в указанной сфере.
Данные обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривались.
Несвоевременное и недостаточное исполнение обязанностей по созданию безопасных условий обучения ставит под угрозу жизнь и здоровье детей и сотрудников, находящихся в образовательных организациях.
Таким образом, нарушения законодательства в части антитеррористической защищенности объектов образования, выявленные прокуратурой Кировского района г.Ростова-на-Дону, фактически не устранены, иных доказательств ответчиком не предоставлено, и требуют принятия незамедлительных дополнительных организационных и финансовых мер.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела выявленные в результате прокурорской проверки нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности не устранены, в то время как принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность; данные меры приобретают особое значение в условиях пребывания в учреждении несовершеннолетних обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку они законны, обоснованны, подтверждены материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
Судебное решение как правоприменительный акт направлен на реализацию правовых норм, которые имеют государственно-властный характер, общеобязательны и гарантируются возможностью государственного принуждения. В силу указанных обстоятельств вступившие в законную силу судебные решения, в соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России. В этой связи исполнимость решения суда является проявлением общеобязательности решения по гражданскому делу.
Исходя из изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела при рассмотрении требований истца в части установления сроков исполнения решения суда, судом учитывается установленный порядок осуществления финансирования, выбора исполнителя и порядок заключения контрактов. Испрашиваемый истцовой стороной срок для устранения всех недостатков, изложенных в иске, а именно 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит достаточным, что будет способствовать исполнимости решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону - удовлетворить.
обязать МАОУ г. Ростова-на-Дону «Школа № 5» оборудовать объект-здание учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, системой охранной сигнализации в течение восьми месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.03.2023