Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-273/2024 (3а-2791/2023;) ~ М-2207/2023 от 07.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                                    24 января 2024 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-273/2024 (3а-2791/2023) по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Морозовка» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022:

- земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 21535 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования в целях эксплуатации здания, в размере 6 848 130 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 406 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных нужд, в размере 136 416 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 60867 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных нужд, в размере 15 095 016 рублей.

- земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 153801 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных нужд, в размере 37 066 041 рубль.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , нежилого здания с кадастровым номером , расположенного на земельном участке с кадастровым , нежилых зданий с кадастровыми номерами , , , , , расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами и . В отношении земельного участка с кадастровым номером установлена кадастровая стоимость, значительно превышающая его рыночную стоимость. Данным обстоятельством затрагиваются имущественные права и законные интересы административного истца, связанные с увеличением размера налоговых платежей, зависящих от кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, как первоочередного покупателя земельных участков, поскольку влечет неправомерное увеличение выкупной цены.

В судебное заседание административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованные лица ППК Роскадастр в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, администрация г. Чапаевска Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, ФКП «НПО «Казанский завод точного машиностроения», извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.

Административный ответчик ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» в письменном отзыве на иск разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость земельных участков, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимого имущества.

В письменном отзыве на иск от 29.12.2023 заинтересованное лицо администрация г.о.Чапаевск Самарской области просило дело рассмотреть в отсутствие его представителей, в удовлетворении административного искового заявления отказать, указывая, что существенное снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к значительному снижению поступления доходов в бюджет г.о. Чапаевск.

Привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо ФКП «НПО «Казанский завод точного машиностроения» в письменном отзыве просит суд удовлетворить заявленные требования ЗАО «Морозовка».

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость служит налоговой базой для налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества и налога на имущество физических лиц (статьи 375 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации). Кроме того, она устанавливается для целей выкупа или аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 39.20 и пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 и 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административный истец является правообладателем объектов недвижимого имущества:

- земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: Самарская область, г.Чапаевск, ул. Производственная, д.4, площадью 21535 кв.м

- здания с кадастровым номером , расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью 406 кв.м по адресу: Самарская область, г.Чапаевск, ул.Пионерская, д.2, принадлежащего Российской Федерации, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании заинтересованного лица ФКП «НПО «Казанский завод точного машиностроения»,

- нежилых зданий с кадастровыми номерами , , , , , расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами , площадью 60 867 кв.м, и , площадью 153801 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащих Российской Федерации, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании заинтересованного лица ФКП «НПО «Казанский завод точного машиностроения».

В отношении рассматриваемых объектов в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2022 в отношении:

    - объекта с кадастровым номером в размере 8 261 945, 82 рублей на основании акта ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» от 21.03.2023,

    - объектов с кадастровым номером в размере 350 719, 04 рублей, с кадастровым номером в размере 34 492 720, 23 рублей, с кадастровым номером в размере 86 319 273,24 рублей на основании акта ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» от 25.07.2023.

Административный истец, будучи собственником земельного участка с кадастровым номером , является плательщиком земельного налога, как собственник объектов недвижимого имущества в границах рассматриваемых объектов с кадастровыми номерами , , , то есть пользователем последних, обладает преимущественным правом выкупа земельных участков без проведения торгов.

Установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога и выкупной цены объектов.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 07.12.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 246-01/23(1) от 25.09.2023, № 246-01/23(2) от 25.09.2023, № 246-01/23(3) от 02.10.2023, № 246-01/23(4) от 24.11.2023 оценочной компании ООО «Логика» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 земельных участков:

с кадастровым номером в размере 15 095 016 рублей,

с кадастровым номером в размере 6 848 130 рублей,

с кадастровым номером в размере 136 416 рублей,

с кадастровым номером в размере 37 066 041 рублей.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости каждого земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости каждого объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленных отчетах об оценке не выявлено.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение их в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

Доводы заинтересованного лица администрации г.о. Жигулевск Самарской области, изложенные в возражениях на иск о том, что в результате пересмотра кадастровой стоимости уменьшатся поступления платежей в бюджет муниципального образования, не могут быть приняты во внимание, поскольку право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, предусмотрено нормами части 1 статьи 245 КАС РФ и статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка равной их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 07.12.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2022 ░ ░░░░░░░ 6 848 130 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2022 ░ ░░░░░░░ 136 416 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2022 ░ ░░░░░░░ 15 095 016 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2022 ░ ░░░░░░░ 37 066 041 ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ 07.12.2023.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.01.2024.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░░

3а-273/2024 (3а-2791/2023;) ~ М-2207/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ЗАО "Морозовка"
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области
ГБУ СО "ЦКО"
Другие
ФКП НПО «Казанский завод точного машиностроения»
Пшенин Александр Сергеевич
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация городского округа Чапаевск
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация административного искового заявления
08.12.2023Передача материалов судье
12.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее