Дело № 2-1108/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2019 г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре - ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> - ФИО2, представителя ответчика администрации МР «<адрес>» - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР "<адрес>" о понуждении к совершению действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе, вывозе и размещении твёрдых бытовых отходов в <адрес>,
установил:
прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе, вывозе и размещении твердых бытовых отходов в <адрес>, в ходе которой установлены грубые нарушения законодательства. Так, в нарушение ст.24 и ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11 и ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88 и ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 158-СТ, при обследовании территории в окраине местности Тахабаш <адрес> выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. На территории имеется лишь один металлический контейнер, отсутствует огражденная, бетонированная площадка для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, что не соответствует р.2, п. 2.1., п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Потому просит суд обязать администрацию МР «<адрес>» устранить выявленные нарушения закона и ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в местности Тахабаш, <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержал требования прокурора, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МР "<адрес>" - ФИО4 действующий по доверенности №-ВН-12/2019 от ДД.ММ.ГГГГ, в суде исковые требования прокурора <адрес> не признал, и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии РД и ООО "Даг-Эко-Дом" заключено соглашение, по которому ООО "Даг-Эко-Дом" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в границах территорий муниципального района <адрес>. Соглашение регулирует порядок взаимодействия сторон в ходе организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, права, обязанности сторон, а также их ответственность за неисполнение условии настоящего соглашения. Соглашение действует с даты его подписания сторонами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Тем самым, администрация МР "<адрес>" делегировала свои полномочия по сбору, вывозу и размещении твёрдых бытовых отходов региональному оператору ООО "Даг-Эко-Дом", который обязался осуществлять указанную деятельность. Таким образом, считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Потому просит суд в удовлетворении иска отказать.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу в качестве третьего лица привлечен ООО "Даг-Эко-Дом", представитель которого в судебное заседание не явился, хотя и был надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, сведений о причинах неявки суду не сообщил. В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет охрану и рациональное использование природных ресурсов, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3). Земля и почва являются объектами охраны окружающей среды (ст. 4 "Об охране окружающей среды").
В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ч. 1 ст. 14) с ДД.ММ.ГГГГ не относится к вопросам местного значения сельского поселения, поскольку не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта РФ. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст. 13 этого же Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что на территории <адрес>, выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная в местности Тахабаш, <адрес>.
Доказательств обратного, как того требует ст. 56 ГПК РФ, ответчикам суду не предоставлено.
Суд находит, что указанные обстоятельства препятствуют реализации гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду.
При этом удовлетворяя требования прокурора суд исходит из того, что выявленные факты размещения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов свидетельствует о том, что ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей органами, ответственными за содержание указанных земельных участков, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке.
При этом обязанность по устранению нарушенных требований законодательства следует возложить на ответчика - администрацию МР "<адрес>", поскольку обращение с отходами относится к вопросам местного значения муниципального района в силу Федерального закона. По этим же основаниям отклоняются доводы представителя администрацию МР "<адрес>" о том, что полномочия по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов, переданы региональному оператору ООО "Даг-Эко-Дом".
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес>, удовлетворить.
Обязать администрацию МР "<адрес>" устранить выявленные нарушения закона и ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в местности Тахабаш, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Казаватов