Дело № 12(ж)-810/2022
64RS0045-01-2022-005618-17
Решение
по делу об административном правонарушении
27 июня 2022 года г. Саратов
Судья Кировского районного суда г. Саратова Гурылева Е.Ю.,
при ведении протокола секретарем Бакровым А.А.,
с участием защитника Фонда капитального ремонта Саратовской области Валицкой И.В., представителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производство Управления Федеральной службы судебных приставов России по Саратовской области Асадова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области Дяденко М.В. на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производство Управления Федеральной службы судебных приставов России по Саратовской области Романовой Е.М. № 96 от 20.04.2022 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Романовой Е.М. № 96 от 20.04.2022 Саратовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Фонд капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, производство по делу – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, восстановить срок на подачу жалобы в связи с получении копии определения суда об оставлении жалобы без рассмотрения 17.05.2022. В обоснование жалобы указывает, что в целях исполнения решения Вольского районного суда Саратовской области от 19.12.2019 об удовлетворении требований о возложении на фонд обязанности устранить выполнить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома заявителем предпринимались все необходимые меры. Деятельность фонда финансируется за счет средств областного бюджета, имеет особый правовой статус. В Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области направлены письма о рассмотрении вопроса о включении в смету расходов на исполнение решения суда в 2021-2022 гг.
Защитник Фонда капитального ремонта Саратовской области Валицкая И.В. в судебном заседании доводы жалобы и ходатайство о восстановлении процессуального срока поддержала в полном объеме.
Представитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Асадов В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить постановление без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов и доказательств. В целом, уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
С учетом сведений о подаче жалобы и даты получения копии определения судьи Кировского районного суда г. Саратова об оставлении жалобы без рассмотрения 17.05.2022, суд приходит к выводу о пропуске срока по уважительной причине и удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи жалобы.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 96 от 20.04.2022, вынесенного заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, следует, что Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области об исполнении решения Вольского районного суда Саратовской области об исполнении требований исполнительного документа о выполнении работ по капитальному ремонту крыши в срок до 21.03.2022.
Фонд капитального ремонта является региональным оператором – специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Саратовской области.
Согласно ч. 1 ст. 179 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителя; платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других не запрещенных законом источников.
Согласно ч.2 ст.178 ЖК РФ, распоряжению Правительства Саратовской области «О создании регионального оператора» от 19 июля 2013 года № 171-Пр, распоряжением министерства строительства и ЖКХ Саратовской области «О создании Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» от 5 февраля 2014 года № 30/1-р исполнительным органом государственной власти Саратовской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя Фонда, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
В соответствии с ч. 6 ст. 178 ЖК РФ субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Для оплаты исполнительского сбора необходимо выделение денежных средств учредителем Фонда капитального ремонта из бюджета Саратовской области.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 105, 113 Федерального закона от 02 октября 2007года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области 06.05.2020 на основании исполнительного листа серии ФС №033849059, выданного Вольским районным судом Саратовской области по делу №2-1-1058/2019, было возбуждено исполнительное производство №8702/20/64046-ИП в отношении должника – Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области.
Предметом взыскания по указанному исполнительному производству является обязанность Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области произвести работы по капительному ремонту кровли многоквартирного дома.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области 07.09.2020 было вынесено постановление о взыскании с Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Судебный пристав-исполнитель неоднократно выносил требования и предупреждения о необходимость исполнить требования исполнительного документа.
17.02.2021 представитель Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области объяснения о недостаточности финансирования для исполнения решения суда.
17.02.2021, 08.12.2021, 18.03.2022, 08.04.2022 Фонд направил объяснения с указанием о направлении в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области письма о рассмотрении вопроса о возможности включения в смету на 2021 год.
В материалы дела представлено письмо №1153 от 23.03.2022 о сохранении лимитов сметы расходов Фонда Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
24.01.2022 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области подготовлено требование-предупреждение об исполнении решения суда в срок до 21.03.2022.
В связи с тем, что в установленный срок решение суда должником добровольно исполнено не было, действия Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области были расценены заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области как уклонение от исполнения решения суда, а фонд привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, при вынесении оспариваемого постановления № 96 от 20.04.2022 не учтены следующие обстоятельства.
Законом Саратовской области № 103-ЗСО от 27.06.2013 «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Саратовской области, регионального оператора.
Региональный оператор некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» создан распоряжением Правительства Саратовской области от 19.07.2013 № 171-ПР.
В целях своевременного исполнения судебных решений Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области неоднократно направляются обращения-заявки об увеличении бюджетных ассигнований, включение в смету и проведение конкурсных процедур для заключения договоров по выполнению капительного ремонта.
Принимая во внимание, что финансирование должника осуществляется за счет средств областного бюджета Саратовской области, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, исполнение в течение установленного пятидневного срока решений суда невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Направление бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств области, создает угрозу сбалансированности бюджета.
При этом указанные денежные средства переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, поскольку средства, которые взыскиваются в виде административного штрафа могут быть направлены на фактическое исполнение судебных решений об устранении недостатков работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области предпринял зависящие от него необходимые меры в установленном законом порядке для исполнения решений суда. При этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены исключительно действиями Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области.
Следовательно, имеются основания для признания того обстоятельства, что должник действовал добросовестно, соблюдая ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него судебными решениями обязанностей.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в действиях Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку расходные обязательства субъекта формируются на основании закона в пределах лимита бюджетных ассигнований, лимит бюджетных ассигнований на указанные цели распределен и срок, установленный в требовании судебного пристава-исполнителя, является явно несоразмерным для исполнения решения суда по обеспечению жилым помещением.
Таким образом, материалы дела не содержат бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть совершение Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ административного правонарушения.
При таких обстоятельствах вину Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, нельзя считать установленной и доказанной, а обжалуемое постановление № 96 от 20.04.2022 признать законным и обоснованным.
С учетом изложенного постановление № 96 от 20.04.2022 по данному делу подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
отменить постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области Романовой Е.М. № 96 от 20.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Ю. Гурылева