Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-143/2022 (2-6432/2021;) ~ М-6671/2021 от 17.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижневартовск 14 января 2022 года

Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Атяшева М.С., при секретаре Герцен Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-143/2022 по иску Прокурора города Нижневартовска в интересах неопределенного круга лица к ООО «ДизельЭнергоСервис» в порядке ст. 45 ГПК РФ о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Нижневартовска обратился в суд с иском, в котором просит обязать ООО «ДизельЭнергоСервис» в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу создать или выделить рабочие места для трудоустройства граждан нуждающихся в особой социальной и правовой защите в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.

Представитель прокуратуры города Нижневартовска Захарченко А.В. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «ДизельЭнергоСервис» в судебном заседании возражал против иска в той части, что у них на предприятии в данный момент нет возможности трудоустроить инвалидов, так как все работники преимущественно заняты на нефтедобывающих площадках, где вредные или опасные условия труда и направлять на эти работы инвалидов запрещено трудовым законодательством, при этом законодательством разрешено оплачивать по договору трудоустройству инвалидов в других местах с разрешения департамента труда и занятости, ими был заключен такой договор, но он истек 31 декабря 2021 года, новый они пока заключить не могут, так как идет смена руководства, но в данном случае они сделают это позднее, когда нового руководителя внесут в ЕГРЮЛ и они смогут заключить новый договор.

Третье лицо – в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокуратурой города по поручению прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры проведена проверка исполнения ООО «ДизельЭнероСервис» законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов, которой установлено следующее.

В период с 09.01.2020 года по 05.02.2020 года Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры проведена плановая проверка Общества в части приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований в части создания (выделения) квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов.

По результатам проведенной проверки 05.02.2020 Обществу выдано предписание № 2 о выполнении в срок до 10.03.2020 обязанности по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) необходимого количества рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, трудоустройства инвалидов на созданные (выделенные) в пределах установленной квоты рабочие места. Кроме того, в отношении генерального директора Общества Максимова В.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ, который вместе с материалами проверки направлен мировому судье для рассмотрения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска ХМАО-Югры от 25.03.2020 года должностное лицо М.В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, в связи с чем ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.

В связи с неполучением Департаментом документов, подтверждающих исполнение предписания от 05.02.2020 года, в период с 25.01.2021 года по 05.02.2020 года Департаментом проведена внеплановая документарная проверка исполнения Обществом указанного предписания, которой выявлен факт его неисполнения.

По результатам проведенной проверки 24.02.2021 года Обществу выдано предписание № 1 о выполнении в срок до 26.03.2021 года обязанности по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) необходимого количества рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, трудоустройства инвалидов на созданные (выделенные) в пределах установленной квоты рабочие места. Кроме того, в отношении генерального директора Общества М.В.И.. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ, который вместе с материалами проверки направлен мировому судье для рассмотрения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска ХМАО-Югры от 26.04.2021 года должностное лицо М.В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, в связи с чем ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.

В период 26.04.2021 по 25.05.2021 года Департаментом проведена внеплановая документарная проверка исполнения Обществом предписания от 24.02.2021 года № 1, которой выявлен факт его неисполнения.

По результатам проведенной проверки 25.05.2021 года Обществу выдано предписание № 3 о выполнении в срок до 28.06.2021 года обязанности по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) необходимого количества рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, трудоустройства инвалидов на созданные (выделенные) в пределах установленной квоты рабочие места. Кроме того, в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, который вместе с материалами проверки направлен мировому судье для рассмотрения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска ХМАО-Югры от 24.06.2021 года производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Общества прекращено в связи с малозначительностью. ООО «Дизельэнергосервиис» вынесено устное замечание.

Таким образом, факт неоднократного неисполнения Обществом предписаний Департамента установлен в судебном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Пунктом 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого на труд, а также право на защиту от безработицы, которая, в свою очередь, включает не только материальную поддержку безработных, но и бесплатное содействие в трудоустройстве, профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организации (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.Механизм квотирования рабочих мест в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре для приема на работу инвалидов устанавливает Закон ХМАО-Югры от 23.12.2004 года № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты- Мансийском автономном округе-Югре».

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 4 Закона № 89-оз работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.

В ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрено для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.

Вместе с тем, проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что до настоящего времени ответчиком меры, направленные на обеспечение установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) необходимого количества рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, трудоустройства инвалидов на созданные (выделенные) в пределах установленной квоты рабочие места, в нарушение требований действующего законодательства, не приняты. Квота устанавливается работодателям с учетом работающих граждан из числа категории, для которой введено квотирование рабочих мест.

На 03.09.2021 года среднесписочная численность работников Общества составляет 241 человек, из которых 148 заняты на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда. Инвалиды в Обществе не трудоустроены.

Следовательно, определение размера квоты, определяется из расчета 93 работающих граждан из числа категории, для которой введено квотирование рабочих мест (241-148 =93).

Таким образом, установленная квота для приема инвалидов в Обществе составляет 2 рабочих места (2* 100/93).

По информации Общества в штатном расписании отсутствуют вакантные должности, в отношении которых возможна организация специального рабочего места, иных работников сократить незаконно не представляется возможным.

Однако, невозможность трудоустройства инвалидов в связи с отсутствием вакантных мест, не может являться основанием неисполнения требований федерального и регионального законодательства, поскольку Закон не связывает квотирование рабочих мест для инвалидов с наличием или отсутствием вакантных рабочих мест, а связывает это с численным составом работающих на предприятии.

Предусмотрев в ст. ст. 22, 23, 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основные характеристики рабочего места для трудоустройства инвалидов, условия труда, установив их количество для каждого предприятия, учреждения, организации, законодатель установил права работодателя в данном вопросе, в том числе право работодателя по созданию либо выделению рабочих мест для инвалидов, тем самым определил исходные условия исполнения обязанности работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов, не ограничив их при этом в конкретных действиях по исполнению названной обязанности. Поэтому работодатель обязан или создать рабочие места для инвалидов или выделить их из числа имеющихся на предприятии, исходя из штатной численности работающих.

Таким образом, бездействие Общества, выразившееся в не исполнении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, создает препятствие для осуществления безработными гражданами, особо нуждающихся в социальной защите, предоставленного ч. 1 ст. 8 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» права на выбор места работы путем бесплатного посредничества органов службы занятости, и может способствовать повышению социальной напряженности на рынке труда в районе на фоне отсутствия в достаточном количестве рабочих мест.

В рамках подтверждения исполнения требований закона стороной ответчика были представлены – уведомление Департамента труда и занятости ХМАО-Югры от 22.11.2021 года о регистрации договора финансирования между ООО «Дизельэнергосервис» и Ханты-Мансийским региональным отделением общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих» от 10.11.2021 года сроком действия до 31.12.2021 года, счета на оплату, платежные поручения на сумму 50000 рублей и копии приказов о приеме на работу двух работников.

Согласно п. 15 Приложения 5 Правил утвержденных Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25.12.2015 года № 491-п (ред. от 18.06.2021 года) «Об утверждении порядка создания условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида, порядка создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, порядка организации обучения инвалидов новым профессиям, порядка резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, порядка установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов» в случае невозможности создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты работодатель профинансировать создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в других организациях в соответствии с заключенными договорами подлежащими обязательной регистрации в Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке, утверждаемом указанным Департаментом.

Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить иск при этом предоставить стороне ответчика возможность альтернативного исполнения требований закона о приеме на работу инвалидов путем финансирования их трудоустройства в ином предприятии, предоставив более удлиненный срок для исполнения решения вы связи со сменой руководства.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «ДизельЭнергоСервис» в течение 40 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу создать или выделить рабочие места для трудоустройства граждан нуждающихся в особой социальной и правовой защите в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, либо в случае невозможности создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты работодатель профинансировать создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в других организациях в соответствии с заключенными договорами подлежащими обязательной регистрации в Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке, утверждаемом указанным Департаментом.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Нижневартовский городской суд.

Председательствующий М.С. Атяшев

2-143/2022 (2-6432/2021;) ~ М-6671/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "ДизельЭнергоСервис"
Другие
Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Суд
Нижневартовский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Атяшев М.С.
Дело на сайте суда
vartovgor--hmao.sudrf.ru
17.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2021Передача материалов судье
22.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2021Подготовка дела (собеседование)
12.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2021Судебное заседание
16.11.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
14.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2023Дело оформлено
10.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее