УИД 02RS0001-01-2022-007016-93 Дело № 2-2519/2022
Категория 2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2022 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Ушаковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления – администрации города Горно-Алтайска о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления – администрации города Горно-Алтайска о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства. Исковые требования мотивирует тем, что на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» расположены три кладбища: Заречное, Старое, Городское кладбище №3. Собственником всех земельных участков, на которых расположены кладбища, является муниципальное образование. Администрацией города Горно-Алтайска не исполнены требования ст. 12 «Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке» Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, выразившееся в неисполнении требований Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» по получению решения об ограничениях использования земельных участков, на которых расположены кладбища.
Определением суда от 20 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства г. Горно-Алтайска».
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай Гольбик В.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Администрации города Горно-Алтайска и третьих лиц МКУ «Городское хозяйство и лесничество», МУ Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства г. Горно-Алтайска» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно выпискам из ЕГРН от 30.08.2022 г. муниципальное образование «Город Горно-Алтайск» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, на котором размещено Заречное кладбище; земельного участка с кадастровым номером №, на котором размещено Старое кладбище; земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, на которых размещено Городское кладбище №3.
Площадь земельного участка, на котором расположено Заречное кладбище (кадастровый номер №), составляет 3,95 га. Площадь земельного участка, на котором расположено Старое кладбище (кадастровый номер №), составляет 9,15 га.
Тем самым согласно п. 12.4.9 (Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га) разд. 12 (Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг) постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» указанные земельные участки отнесены к V классу объектов согласно таблицы 7.1. указанных правил «Санитарная классификация».
Общая площадь земельных участков, на которых расположен имущественный комплекс «Городское кладбище №3» (кадастровые номера №, №, №), составляет 48,85 га.
Тем самым согласно п. 12.1.7 (Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га) разд. 12 (Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг) Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» указанный имущественный комплекс отнесен к I классу объектов согласно таблицы 7.1 указанных правил «Санитарная классификация».
Согласно п. 52 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» участок, отводимый под кладбище, должен соответствовать следующим требованиям: кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: от жилых общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; от водозаборных сооружений на водных объектах, используемых в целых питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, в соответствии с требованиями к зонам санитарной охраны водных объектов; от многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, медицинских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных организаций, учреждений по предоставлению социальных услуг гражданам, территорий ведения гражданами садоводства и огородничества до колумбариев и стен скорби для захоронения урн с прахом умерших на расстоянии не менее 50 метров.
Согласно ст. 16 «Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения» Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.
Ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных донах утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии и земельным законодательством Российской Федерации.
Ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридически лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
Согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ответу главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Трубицына С.Э. от 06 сентября 2022 года решения об ограничениях использования участков кладбищ, проектов санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных в МО «Город Горно-Алтайск», экспертных заключений о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проектов санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных на территории МО «Город Горно-Алтайск», не получалось.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 03.03.2018 г. №222 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2022 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» утверждены правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Настоящие Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно п. 7 Правил в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 7 Правил в целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны или отсутствия соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.
Согласно п. 13 Правил заявление об установлении, изменении и о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в п. 14 настоящих правил, предоставляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в п.п. 6, 7, 9, 10 настоящих Правил. По их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационного-телекоммуникационной сети «Интернет», заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями. К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны. К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны прилагаются: а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации); б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы.
В соответствии с п. 18 Правил в решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются: а) наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта (в отношении вновь создаваемого объекта указывается наименование объекта в соответствии с проектной документацией такого объекта и адрес (при его отсутствии сведения о местоположении) земельного участка, на котором планируется строительство такого объекта); б) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с п. 5 настоящих Правил; в) информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае принятия такого решения на основании заявления, указанного в п. 6 настоящих правил.
Согласно п. 20 Правил к решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с п. 21 Правил сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, указываются в решении об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны или в приложении к указанному решению в соответствии со сведениями, содержащимися в проекте санитарно-защитной зоны, на основании которого принято решение.
Согласно п. 21 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в границах считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Таким образом, Администрацией города Горно-Алтайска как исполнительно-распорядительным органом муниципального образования нарушены требования ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно не исполнены требования п. 52 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» по получению решения об ограничениях использования земельных участков с кадастровыми номерами № (Заречное кладбище), № (Старое кладбище), № №, №, № (Городское кладбище №3).
При таких обстоятельствах исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай к Исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления – администрации города Горно-Алтайска о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – администрацию города Горно-Алтайска в срок до 31 декабря 2024 года:
- получить решения об ограничениях использования земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположено Заречное кладбище; земельного участка с кадастровым номером: №, на котором расположено Старое кладбище; земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, на которых расположено Городское кладбище № 3;
- разработать проекты санитарно-защитных зон кладбищ, находящихся на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск», а именно Заречного кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №; Старого кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: №; Городского кладбища № 3, расположенного на земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №
- получить экспертные заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проектов санитарно-защитных зон кладбищ, находящихся на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск», а именно Заречного кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № Старого кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: №; Городского кладбища № 3, расположенного на земельных участков с кадастровыми номерами №
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2022 года